Курсовая теория на тему Конституционная гарантия свободы совести и свободы вероисповедания: содержание и основания для ограничения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Право свободы совести и вероисповедания в системе конституционных прав и свобод 6
1.1.Конституционное право свободы совести и вероисповедания: конституционно-правовое регулирование и содержание 6
1.2 Права и обязанности религиозных объединений при реализации права на свободу совести и вероисповедания 7
Глава 2. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по проблеме ограничений права свободы совести и вероисповедания (анализ Определения Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 г. № 2793-О) 16
2.1 Фактические обстоятельства дела религиозной организации «Религиозная христианская организация «Армия спасения» в городе Владивостоке» перед обращением в Конституционный Суд РФ 16
2.2 Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросу содержания права на свободу совести и вероисповедания 20
2.3. Ограничения миссионерской деятельности: основания и пределы 23
2.4 Правовые последствия Определения Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 г. № 2793-О 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
Свобода совести и вероисповедания – право, закрепленное Конституцией, каждого человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой как индивидуально, так и совместно с другими. Свободно выбирать, иметь, менять и распространять религиозные и иные убеждения, совершать в рамках закона религиозные обряды.
Актуальность темы данной курсовой работы определена фактором, который указывает, что тема свободы совести и вероисповедания в плане правового регулирования недостаточно разработана. В результате такой не проработанности – право человека на свободу совести и вероисповедания фактически выпало из правового поля, упоминаясь лишь в качестве декларации.
Серьезный повод для размышления на данную тему дает несовершенство российского законодательства. Особую актуальность данной теме придает то обстоятельство, что действующий Закон РФ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», не отвечает требованиям Конституции РФ, интересам широких слоев населения, как представителей религиозных меньшинств, так и религиозным объединениям, занимающим доминирующее положение в обществе. Действующие в государстве нормы не обеспечивают четкость и однозначность понятий, не регулируют довольно большую сферу правоотношений, в которой религиозные объединения осуществляют деятельность, слабо регулируют имущественные отношений, в отрыве от конституционных принципов регулируют регистрацию религиозных объединений.
Объектом исследования — правоотношения, определяющие правовой статус личности в РФ.
Предметом – нормы права, регулирующие и гарантирующие свободу совести и вероисповедания.
Цель исследования: изучить в конституционно-правовом институте право на свободу совести и вероисповедания в Российской Федерации.
Исходя из поставленных целей, определены задачи исследования:
1) рассмотреть понятие свободы совести и вероисповедания;
2) исследовать реализацию свободы совести и вероисповедания, роль религии в зарубежных государствах;
3) рассмотреть равноправие граждан независимо от отношения к религии;
4) рассмотреть порядок создания и ликвидации религиозных организаций;
5) рассмотреть проблемы взаимоотношения государства и религиозных организаций.
Методы, используемые в процессе исследования представляют собой комплекс научных и специальных методов познания: диалектический, исторический, сравнительно-правовой, статистический, логический, системный, и другие научные методы.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция РФ, федеральные и иные законы Российской Федерации, указы Президента России, постановления Правительства РФ, иные нормативные правовые акты, в том числе международные акты, материалы судебной практики Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции, статистические данные. В теоретической базе использовались публикации в периодических изданиях, материалы конференций, семинаров, круглых столов, статистические данные, интернет-материалами.
В курсовой работе сформулированы следующие основные положения, выносимые на защиту:
1. Необходим серьезный мониторинг проблем возникающих в России между светским государством и религиозными объединениями. Проблемы сосуществования конфессий с их правилами и обрядам с существующими установками светского государства требует создания на паритетных началах различных нормативно-правовых документов, которые сняли бы остроту возникновения религиозных и национальных конфликтов. Необходимо законодательно закрепить публичные слушания по данным нормативным документам.
2. Свобода совести и вероисповедания не должна приобретать характер радикальной формы. Необходимо дополнить ФЗ РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» ст. 4.1 «Контроль государства над экстремистскими проявлениями» и ч.3 ст.24 «Контроль органов Прокуратуры за экстремистскими проявлениями».
Теоретическая и практическая значимость исследования обуславливается возможностью использования содержащихся в ВКР выводов и предложений в решении проблем теоретического характера, касающихся сущности, правового обеспечения и реализации института свободы совести и свободы вероисповедания в Российской Федерации.
Структура курсовой работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, определены объект и предмет исследования, дана структура работы. В первой главе раскрываются теоретические основы института свободы совести и вероисповедания. Во второй главе проводится анализ, и оценка современного состояния института свободы совести и вероисповедания. В заключении даны выводы и предложения по теме исследования.
Заключение:
Свобода совести и вероисповедания понятие сложное и многогранное. На протяжении многих веков философы, историки, социологи и юристы вкладывали различный смысл в его теоретическое понимание.
Вопросы свободы совести и вероисповедания волнуют умы ученых не только в России, но и за рубежом, волнуют как людей верующих и религиозных, так и людей далеких от Бога и религии, но со своими атеистическими убеждениями и ценностями. Регламентация права на свободу совести и свободу вероисповедания происходит как на международном уровне, в различных декларациях, конвенциях и рекомендациях, так и в отечественных нормативно-правовых актах. Региональные конституции и уставы отчасти дублируют положения Конституции РФ 1993 г., но в целом в каждом субъекте нашей страны данное право закрепляется и подтверждается на самом высоком уровне. Россия – огромное, многонациональное государство, и живут в ней и православные, и мусульмане, и буддисты, и многие другие представители той или иной религии, либо неверующие вообще граждане. И поэтому регулирование проблемы свободы выбора религии, свободы атеизма и т.п. должны не отодвигаться на второй план, чтобы не возникло религиозных репрессий, конфликтов на данной почве или какой-либо дискриминации.
Проведенная работа позволяет сформулировать выводы и предложения, которые сводятся к следующему:
1) существующие международно-правовые стандарты соблюдения свободы совести и вероисповедания как основной свободы закреплены в Конституции РФ и остальных нормативно-правовых актах российского законодательства. Прежде всего базой является ФЗ «О свободе совести и вероисповедания в РФ»;
2) Уровень правового регулирования данной свободы в РФ соответствует существующим международным стандартам в рамках светского государства и отсутствии дискриминации каких-либо лиц, проживающих в РФ, по отношению к религии;
3) Существующие проблемы реализации свободы совести и вероисповедания как отдельных лиц, так и отдельных конфессий регулирует динамично развивается российским законодательством, Постановлениями Верховного Суда и Конституционным судом РФ.
В условиях административно-бюрократического режима в СССР право на свободу совести и вероисповедания практически попиралось и ограничивалось. В последнее время в общественно-политической жизни страны произошли существенные сдвиги, связанные с пониманием и осуществлением свободы совести и вероисповедания. Однако проведенный анализ национального и международного законодательства, регулирующего институт свободы совести и вероисповедания позволяет сделать вывод, что формирование исследуемого института не завершено, многие нормы составляющие институт представляются конкурирующими, конфликтующими, таким образом требуется существенная доработка законодательства.
В связи с вышеизложенным представляется актуальным междисциплинарное исследование направлений совершенствования правового регулирования института свободы совести и свободы вероисповедания и определение его значения в контексте глобализации. Мы считаем, что особую роль в процессе глобализации играет формирование эффективного правового механизма для реализации права каждого индивида на свободу совести и свободу вероисповедания.
Анализируя институт свободы совести и свободы вероисповедания в России, мы определяем институт свободы совести и свободы вероисповедания как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере права человека принимать или не принимать, свободно выбирать, менять, распространять и выражать любые мировоззренческие системы, не подвергаясь дискриминации и преследованиям со стороны государства и общества.
Нарушение законодательства России о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры РФ. А институт Уполномоченного по права человека способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализации прав граждан.
Практические и теоретические исследования ВКР могут использоваться при совершенствовании законодательства РФ, разработке положений, методов в области совершенствования и правовой регламентации свободы совести и вероисповедания в РФ.
В заключение следует отметить, что в целом в Российской Федерации сегодня созданы необходимые конституционно-правовые предпосылки полноценного осуществления каждой личностью свободы совести и религиозного вероисповедания, а также деятельности религиозных групп и организаций. Разумеется, проблемы существуют, и их разрешение есть и останется на многие годы важнейшей задачей государства и общества, для этого необходимо внести значительные дополнения в законодательство Российской Федерации, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Право свободы совести и вероисповедания в системе конституционных прав и свобод
1.1.Конституционное право свободы совести и вероисповедания: конституционно-правовое регулирование и содержание
Принцип равенства человека и гражданских прав и свобод — фундаментальный принцип конституционного закона. Целая система человека и гражданских прав проникается принципом равенства. Каждый человек и гражданские права, гарантируемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации принадлежит всем людям на равных основаниях. Этот принцип определяет пределы, вне которых осуществление права одного человека является невозможным без предубеждения правам других. Ст. 19 Конституция Российской Федерации гарантирует равенство человека и гражданских прав и свобод независимо от отношения к религии. Кроме того, любая форма ограничения прав граждан на основе их отношения к религии запрещена.
Отношение к религии может быть понято как оценочное суждение человека религиозного направления, его или ее участие или неучастие в деятельности религиозных организаций, его или ее положение относительно отдельной религиозной тенденции. «Материальным выражением принадлежности человека к какому-либо убеждению является его формулирование вовне посредством различных средств информации или организация групп по интересам, объединяющих сторонников данных убеждений» .
Мы можем отличить определенные категории людей на критерие ‘отношения к религии»:
1) человек полагает, что себя принадлежит любой религии, выполняет обряды, посылает культы;
2) человек полагает, что себя не принадлежит любой религии, не выполняет обряды, не посылает культы или обращается к вопросу определения религии безразлично;
3) человек, который верит этому необходимый убедить других людей бросать их религиозные убеждения (атеист).
Свобода совести подразумевает возможность иметь любые убеждения, действовать в соответствии с ними. Свобода религии подразумевает возможность обладания любой религиозной верой. Свобода религии — гарантия принципа равенства человека и гражданских прав и свобод независимо от отношения к религии. Без осуществления свободы религии, не может быть применен принцип равенства человека и гражданских прав и свобод, независимо от отношения к религии. Нарушение принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии — дискриминация на критерии «отношения к религии», потому что свобода религии — один из ключевых элементов этого принципа, так как владение свободой религии позволяет человеку выражать религию, Выражать его религиозные представления, которые могли стать причиной для дискриминации. Религию нужно отличить от экстремистских движений, существование которых не могло быть признано как реализация права на коллективное признание религии. Такие движения исключены из принципа равенства прав человека и свобод, независимо от их отношения к религии, потому что они не имеют статуса религии и по своей сути разрушительные.
Таким образом, принцип равенства человека и гражданских прав и свобод независимо от отношения к религии — независимый конституционный принцип. Свобода религии и атеизма — гарантии принципа равенства прав человека и свобод независимо от отношения к религии. Содержание принципа равенства человека и гражданских прав и свобод независимо от отношения к религии — предоставление равных прав и обязательств каждому независимо от его отношения к религии и запрещению дискриминации на основе «отношения к религии».