Курсовая теория Юриспруденция История государства и права России

Курсовая теория на тему Конституции СССР 1924, 1936,1977 гг.: сравнительная характеристика

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Теоретические основы понятия Конституции, особенности Конституций 1924 и 1936 годов 7

1.1 Понятие Конституции, особенности Конституции 1918 и 1924 годов 7

1.2 Характеристика Конституции СССР 1936 г. 12

2. Конституция СССР 1977 года: характеристика, особенности 16

2.1. Обращая характеристика Конституции 1977 года 16

2.2 Структура Конституции 1977 года 20

Заключение 24

Список использованных источников 27

  

Введение:

 

Актуальность и значимость темы. Государственно-правовое развитие нашей страны никогда не было ровным и линейным, что предопределяло динамизм и частые глубокие трансформации отечественного конституционного права. В центре исследования – анализ проектов и законов, свидетельствующих о начале эпохи конституционализма в России в целом и практического конституционализма в частности.

Советские конституции 1918, 1924, 1936 и 1977 годов, представлявшие собой конституционную модель открыто идеологизированных советских конституций тоталитарного социализма, отразили специфику конституционно-правовой культуры периода советского конституционализма, длившегося с конца 1917 до конца 1991 г., в частности, особый статус коммунистической партии в советском государстве. При этом в содержании Конституции РСФСР 1918 г., открывшей период советского конституционализма, и Конституции СССР 1977 г., принятой на этапе завершения данного периода, присутствовали знаковые программные положения, формулировавшие ключевые цели развития советского государства и общества на соответствующих этапах его развития.

Конституция Союза Советских Социалистических Республик – «Сталинская конституция», утвержденная постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 года, является уникальным по своему характеру документом, который совершенно расходился с функционирующим государственным режимом и правовой реальностью. Нормы, закрепленные в Конституции СССР 1936 года, внедрялись и последовательно распространялись в конституциях союзных и автономных республик СССР. В частности, 21 января 1937 года была утверждена Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, а далее принимались конституции автономных республик.

Основным законом развитого социалистического общества, общенародного государства, основой конституционализма данного периода стала принятая в 1977 г. «брежневская» Конституция СССР. Указывается прежде всего на то, что весьма демократическим, перспективным был тот факт, что ею впервые вводится понятие «народ» в качестве субъекта, которому принадлежит вся полнота власти. В том же плане можно трактовать и положения о всенародном обсуждении, референдуме, о статусе общественных организаций, трудового коллектива. Впервые напрямую закрепляется и руководящая роль коммунистической партии. При практическом отрицании многопартийности, идеологического многообразия это не соответствовало демократической сущности, характеру конституционализма.

Особое внимание сконцентрировано на положениях, касающихся статуса личности, ее прав и свобод. Именно они были в наибольшей степени свидетельством реальности в определенной степени прогресса советского практического конституционализма. Это основывается в первую очередь на том, что многие положения Конституции СССР 1977 г., носящие внешне в принципе демократический характер, в реальности отсутствовали. Они фактически выполняли роль прикрытия государства, диктатуры правящей коммунистической партии.

История современного российского конституционализма позволяет оценить, как опыт, так и перспективы конституционно-правового регулирования общественных отношений. С момента принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г. ведутся научные дискуссии о полноте конституционного регулирования, необходимости внесения поправок, нормативных моделях режимов модернизации и т.д. Модели российского конституционализма обсуждались в юридической науке с момента становления отечественной доктрины государственного права.

В политической истории России, как и в истории многих стран мира, периодически происходили изменения формы государства, которые во многом определяли ее дальнейшую судьбу, а также роль в глобальном мировом процессе. Безусловно, каждому такому изменению предшествовала воля государя, которая оформлялась в виде отдельных нормативных актов, затрагивающих определенные сферы общественного бытия, а с начала ХХ в. и в виде системообразующего документа – Конституции, которая занимает особое место в иерархии законов и определяет базовые принципы всех других правовых актов государства.

Конституция – это Особый нормативный правовой акт, закрепляющий основы общественного и государственного строя государства. Особое предназначение Конституции, ее высшее положение в правовой системе государства обусловливают специфику действия конституционно-правовых норм и институтов. Последняя проявляется в том, что в сфере влияния и регламентации Основного закона находится самый широкий круг объектов; он системно и целостно регулирует поведение и деятельность органов государства, общественных объединений, граждан, должностных лиц и иных субъектов общественной жизни; обеспечивает самое глубокое правовое регулирование общественных отношений во всех сферах жизни общества.

Принципы Конституции действуют в качестве всеобщего стандарта, в качестве конституционного императива правовой сущности законов. В принципах Конституции сконцентрированы положения, обеспечивающие утверждение основных прав и свобод граждан России. Конституционная реформа 2020 г. наряду с изменениями организации публичной власти, существенным образом трансформировала систему ценностей, заложенную Конституцией РФ 1993 г. Данные изменения весьма значимы с точки зрения раскрытия ценностного потенциала Конституции РФ и определения ориентиров дальнейшего развития Российского государства и общества.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с юридической характеристикой Конституций СССР 1924, 1936 и 1977 годов.

Предметом исследования является сравнение Конституций СССР 1924, 1936 и 1977 годов.

Цель исследования: рассмотреть основные черты и юридические свойства Конституций СССР 1924, 1936 и 1977 годов.

Задачи исследования:

– дать понятие Конституции;

– рассмотреть структуру Конституций СССР 1924, 1936 годов;

– охарактеризовать Конституцию СССР 1977 года.

Методическая основа исследования: использовалась общая теория систем как общенаучный подход. В качестве частноправовых методов использовались историко-правовой в ходе изучения современных и имевших место в прошлом подходов к определению системы законодательства, конституционно-правовых отношений, механизма правового регулирования, конституционной ответственности; формально-юридический при анализе нормативно-правовых актов, а также иных источников права, толковании российского законодательства; сравнительно-правовой в ходе сопоставления различных элементов системы законодательства и Основного Закона.

В работе были использованы научные труды таких исследователей, как А.Г. Гатауллин, Д.Р. Зайнутдинов, которые рассматривали Конституцию СССР 1936 года с точки зрения модели «репрессивного конституционализма»; П. В. Крашенинников изучал право, относящееся к периоду военного коммунизма и советского права, с 1917 по 1938, в том числе и Конституцию 1936 г.; А. Н. Лебедев рассматривал становление российского федерализма (конец XVIII в. – конец XX в.), в том числе и роль в этом процессе Конституции 1936 г.; М.А. Симонов, который изучал данный период и формирование сталинской концепции строительства коммунистического общества в СССР во второй половине 1930-х гг., потому Конституцию 1936 г. называют Сталинской.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Ценность Конституции определяется тем, что она является главным нормативным правовым средством государственной организации общества, основным инструментом упорядочения взаимоотношений человека с обществом и государством. Посредством конституционных норм формализуются как универсальные, общечеловеческие ценности, так и новые приоритеты общества и государства, выступающие основой построения и ведения государственной, экономической и социальной политики государства.

Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1918 г. устанавливали правовые основы принципиально нового государства, но, в отличие от первой российской Конституции (которая отказалась от предшествующего государственно-правового опыта), Конституция СССР опиралась на принцип преемственности. Конституция СССР 1924 г. закрепила (в рамочной форме) правовой статус субъектов СССР – союзных республик – и предоставила их гражданам «единое союзное гражданство», а также разграничила предметы ведения между центральной властью и субъектами. Вместе с тем в Конституции СССР отсутствовал термин «совместное ведение». Суверенитет союзных республик предполагал самостоятельное осуществление государственной власти самими республиками и ограничивался пределами, указанными в Конституции. В связи с этим в тексте Конституции СССР отсутствуют нормы о конституционно-правовом статусе граждан (правах и обязанностях), избирательном праве и др., поскольку подобные вопросы следовало конкретизировать в конституциях субъектов.

Конституция 1936 г. в корне изменила положение. Новый избирательный закон провозглашал абсолютно равные выборы, исключив предоставление привилегий рабочему классу перед крестьянством и интеллигенцией и лишение права голоса лиц, относящихся к эксплуататорским классам и нетрудовым элементам. Многоступенчатые и открытые выборы заменялись прямыми при тайном голосовании. Выборы депутатов во все Советы являлись теперь всеобщими.

Конституция 1936 г. значительно изменила регулирование прав и свобод граждан. Она декларировала гражданам СССР всю гамму политических, экономических и социальных прав. Женщинам предоставлялись равные права с мужчинами. Всем гражданам СССР предоставлялось равное право на труд, на образование, на материальное обеспечение. Добросовестные западные исследователи особо отмечают этот аспект советского Основного Закона. Конституция декларировала свободу слова, печати, собраний и митингов, право объединяться в общественные организации, неприкосновенность жилища, тайну переписки, право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, за национально-освободительную борьбу и за научную деятельность.

Закрепление прав и свобод в союзной Конституции отвечало укреплению законности в общесоюзном масштабе. Одновременно был значительно расширен перечень прав граждан. Особенно важно, что впервые в Конституцию внесены не только политические и экономические, но и личные права. Впервые в Конституции были закреплены неприкосновенность личности и жилища.

В Конституции, принятой в 1977 году, есть много положительного, но все же некоторое несоответствие между статьями и теми фактами, которые происходили в те времена в Советском Союзе, имеются. В первых статьях документа говорится о том, что СССР – это общенародное государство. То есть народу принадлежит власть. Ее он осуществляет через Советы народных депутатов, они в свою очередь являются политической основой страны. Но далее в Законе говорится о том, что основой политической системы является КПСС, а все самые важные вопросы государственного значения – политические, экономические, международные – решаются на высшем партийном уровне. Советы остаются в стороне.

К отрицательным фактам можно отнести и принудительную службу в армии. Причем призывникам грозила уголовная ответственность за отказ от воинской повинности, не учитывались никакие факторы – ни религиозные, ни идейные. Не была четко прописана норма, позволяющая уехать за рубеж, отказавшись от советского гражданства. Значит, советский человек не обладал подлинной свободой и демократическими правами, как утверждалось в Конституции.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы понятия Конституции, особенности Конституций 1924 и 1936 годов

1.1 Понятие Конституции, особенности Конституции 1918 и 1924 годов

Конституция, как основной закон (и как правовой институт), в настоящее время является обязательным атрибутом политического устройства практически во всех государствах. Вместе с тем по историческим меркам такое положение сложилось сравнительно недавно. Во всяком случае, намного позже, чем появились систематизированные правовые акты .

Так, после древнеримской кодификации в виде Законов двенадцати таблиц (V в. до н.э.) прошло более полутора тысячелетий, прежде чем общественно-государственные отношения начали регулироваться специальными актами (Великая хартия вольностей – XIII в., Великий мартовский ордонанс – XIV в. и др.). Но лишь в XVII в. были приняты Фундаментальные законы Коннектикута, в которых законодатели тогдашней северо-американской колонии предложили конституционный правовой акт в привычной сегодня форме, определив основное содержание такого акта, где на первый план уже выходили демократические начала, в том числе определялись единые органы власти для всех городов, порядок их избрания, полномочия, права граждан (с учетом социального статуса жителей колонии того времени).

В классическом же понимании первая конституция появилась в США в 1787 г., после чего процесс конституционализации в XIX в. значительно ускорился, а в ХХ в. был завершен. В целом же институт конституций можно считать явлением Нового времени. В России первым самостоятельным конституционным актом следует считать Основные государственные законы Российской империи .

В России, процесс появления и развития конституционализма и Конституции в целом, был весьма долгим и трудным. Вначале в России были только кодифицированные акты, например, Русская правда (XI-XII в.), Судебник Ивана III (1497 года), Соборное уложение (1649 г.) и др. Они содержали в себе только систематизацию норм ключевых отраслей права (Уголовное, Гражданское и др.).

Первые серьезные попытки в составлении Основного Закона, в России, с учетом монархической формы правления, пришлись на тот период, когда императором Российским был Александр I Павлович. Говоря о тех преобразованиях, которые желал и пытался проводить Александр I, нельзя не сказать о том, что воспитанием юного Александра Павловича, занималась его августейшая бабушка Екатерина II Великая. Позднее, после своего воцарения Александр I, желая подготовки и проведения реформ, попытался реализовать идеи философов-правоведов эпохи «Просвещения».

В 1809 году М. М. Сперанский представил государю проект «План государственного преобразования», проект фактически означал формирование системы разделение властей в России. Свой проект под названием «Государственная уставная грамота» представил в 1818 году, и Н.Н. Новосильцев. Вначале, государь с удовлетворением принял указанные проекты. По поручению императора в 1818 году даже был подготовлен проект Конституции. Но в дальнейшем, Государь, испугался реализации столь смелых предложений .

Следующие попытки проведения реформ, в сфере конституционализма в России, прошли при Александре II. По его поручению был разработан проект по учреждению в России выборного собрания – это была по существу попытка первого шага к парламенту и Конституции. Но 1 марта 1881 года в результате покушения Александр II Николаевич скончался. При императоре Александре III, реализации данного проекта не случилось. Александр Александрович взял курс на проведение политики «Контрреформ».

Новая попытка развития конституционализма и парламентаризма, была предпринята Николаем II Александровичем. Государем был издан Манифест от 6 августа 1905 года, согласно которому в России впервые в ее истории создавался парламент с совещательными функциями – Государственная Дума. За время деятельности Государственной Думы в Российской империи было 4 ее созыва. И каждый раз политические разногласия были причиной роспуска Государственной Думы. Манифесты Николая II положили начало не только Конституции и парламенту, но и демократии.

В результате февральского переворота, Император Николай II Александрович, отрекся от престола, а в России было образовано Временное правительство. С приходом в Октябре 1917 года к власти партии «большевиков», в России была провозглашена идея построения коммунизма. Первой союзной Конституцией, стала Конституция 1924 года. В ней был определен круг полномочий союзного правительства, были определены союзные органы управления, и порядок образования новых республик в составе СССР. За время ее действия в нее не было внесено ни одного изменения.

31 января 1924 г. съезд окончательно утвердил первую Конституцию СССР. Первая Конституция СССР, по своей структуре, состояла из декларации и договора об образовании СССР. Декларация, подписанная Россией (РСФСР), Украиной (УССР), Белоруссией (БССР) и Закавказской республикой (ЗСФСР), провозглашала уверенность в том, что создание единого союзного государства (объединение в «одну социалистическую семью») позволит реально «обеспечить и внешнюю безопасность, и внутренние хозяйственные преуспеяния, и свободу национального развития народов». Кроме того, документ провозглашал такие принципы союзного объединения, как добровольность, равноправие народов, свободный выход из состава нового государства. Основные положения Конституции отражены в договоре об образовании СССР, который состоял из 11 глав.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы