Курсовая теория на тему Конституции СССР 1924, 1936, 1977 гг.: сравнительная характеристика
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
СОВЕТСКОЙ КОНСТИТУЦИИ.. 5
1.1. Предпосылки возникновения советской Конституции. 5
1.2. Анализ Конституции 1924 года. 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИЙ 1936 И 1977. 13
2.1. Анализ Конституции 1936 года. 13
2.2. Анализ Конституции 1977 года. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 31
Введение:
Конституция — это основной закон государства,
определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы
власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его
столица и др.
Первой
конституцией в подлинном ее понимании была Конституция США 1787 г. В XIX веке
конституции были приняты в большинстве европейских стран. В истории
Российской Федерации насчитывалось пять Конституций, принятых в 1918, 1925,
1937, 1978 и 1993 годах. Сроки их действия говорят об относительной стабильности
Конституций. Актуальность работы заключается в том, что
принятие конституции знаменовало
существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествовавшему
развитию, определяло качественно новый этап в развитии государства, утверждение
прежних концепций или развитие новых. Степень разработанности проблемы присутствует в
трудах русских, советских, российских и зарубежных специалистов в
области теории систем, общей теории права, философии права, конституционного
права и международного права: С.А. Авакьяна, Н.Г.
Александрова, В.И. Анишиной, С.С. Алексеева, М.И.
Байтина, JI. Берталанфи, И.В. Блауберга, A.M. Васильева,
Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Г. Гегеля, Т. Гоббса, Г. Гроция, И.Г. Дудко, В.В. Ершова, Б.Л. Зимненко,
В.Д. Зорькина, Р. Иеринга, И. Канта, Г. Кельзена, ДА.
Керимова, М. Кейнса, С.Ф. Кечекьяна, А.И. Ковлера, А.С.
Коноваловой, Н.М. Конституция
РФ была принята 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 года после
официального опубликования в Российской газете. Она кардинально отличается от
ранее действовавших советских Конституций. Закрепляемый ей общественный и
государственный строй получил последовательное правовое оформление.
Конституция содержит четко проработанные нормы
о разделении властей, определив компетенцию каждой из ветвей власти.
Она внесла существенные изменения в систему
органов государственной власти, учредив вместо Съезда народных депутатов и
Верховного Совета двухпалатное Федеральное Собрание.
Она закрепила
права человека и гражданина в соответствии с международными принципами и
нормами и систему их гарантий. Разграничила предметы ведения между РФ и
субъектами федерации.
Она
обеспечила высокий уровень собственной стабильности, установив сложный порядок
внесения поправок.
Практическая значимость исследования
заключена в том, что материалы исследования могут использоваться при подготовке
к исследованию. Объект исследования: Советская Конституция.
Предмет исследования:
сравнительная характеристика Конституций СССР 1924, 1936, 1977 гг.
Цель исследования:
сравнительная характеристика Конституций СССР 1924, 1936, 1977 гг.
Задачи:
1. Выделить предпосылки
возникновения советской Конституции.
2. Провести анализ
Конституции 1924 года.
3. Провести анализ
Конституции 1936 года.
4. Провести анализ
Конституции 1977 года.
Методы исследования:
анализ литературы по теме исследования, историографический метод.
Структура работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Проблематика конституционализма, его разработка в СССР на долгие годы
свертывается, что было связано главным образом с установлением
административно-командной системы в стране, культом личности, для которых
данный институт был чужд, не нужен. Ряд исследований в период государства
диктатуры пролетариата в нашей стране касались в определенной мере лишь его
отдельных институтов. Например, теории конституции, ее правовой охраны, статуса
гражданина. Вновь обращение к конституционализму происходит лишь в конце 70-х —
начале 80-х гг. прошлого века. В центре внимания, во главе угла поставлена
разработка именно понятия «советский конституционализм», его противопоставление
буржуазному, капиталистическому конституционализму, острая критика последнего.
Заметим также, что определенный опыт конституционализма имел место в
России и до октября 1917 г., особенно в период конституционной монархии. Но он
не использовался, напрочь отвергался создателями советских основных законов.
Следует отметить и то, что результатом осуществления ленинского принципа
единства законодательной и исполнительной власти, парламент СССР и парламенты
союзных республик далеко не всегда были действительно высшими органами власти.
Это выражалось в том, главным образом в том, что Правительство, как правило,
было безответственным, неподконтрольным. Особенно ярко фиктивность
конституционализма проявилась в институте статуса личности в советском
государстве. Показательно то, что человек рассматривался здесь как пассивное
существо. Господствующим, исходным был подход, основанный на приоритете
государственных интересов перед интересами личности. Человеку, по выражению
Сталина, отводилась роль всего лишь «винтика» в партийно-государственном
механизме. Провозглашенный, разрекламированный на весь мир принцип социализма
«Все для человека, все во имя человека» был в реальной жизни фикцией,
идеологическим прикрытием. Права и свободы граждан, установленные в
конституции, на практике не имели реальных гарантий. В жизни же личность была
фактически бесправна. Она подвергалась жесточайшему контролю, прессу со стороны
государства, усилению зависимости от него. Реальная действительность
свидетельствовала о произволе, беззаконии в стране, создании атмосферы
постоянной боязни, страха людей за свою жизнь, судьбу. Особенно страшными,
трагическими здесь были годы культа личности Сталина, когда миллионы ни в чем
неповинных были расстреляны, посажены в тюрьмы, отправлены в лагеря.
Вот что представлял из себя в действительности советский
конституционализм в годы государства диктатуры пролетариата. Завершением
данного периода считается 1936 г. — год принятия очередной, получившей
наименование сталинской конституции СССР. Это был основной закон периода,
названного реальным социализмом, построения развитого социалистического
общества в нашей стране.
История советской конституции, особенно в цифровых показателях, весьма и
весьма весома. Всего за данный период было принято более 100 основных законов.
Все они были связаны, связывались с конкретными лицами, каждый лидер стремился
показать, запечатлеть свою особую роль в истории через принятие новой
конституции. Отсюда при характеристике конституционного развития СССР, РСФСР
звучат положения о ленинской, сталинской, брежневской конституциях. Сразу
отметим, что с формальной точки зрения все они в той или иной мере содержали,
закрепляли атрибуты конституционализма.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВЕТСКОЙ
КОНСТИТУЦИИ 1.1.
Предпосылки возникновения советской Конституции Обратим внимание на то, что в первые месяцы после Октября 1917 г. вопросы
о реализации и деятельности новой власти регулировались декретами,
постановлениями, иными актами, которые в научной литературе трактуются главным
образом как акты конституционного значения. Имеет место и точка зрения, в
соответствии с которой все эти акты в совокупности составляли неписаную
конституцию. Ученые важнейшие из декретов разделяют на четыре группы: направленные
на создание экономических основ нового строя; в которых заложены основы
национально-государственного строительства; посвященные созданию механизма
советского государства; попытке установить основы правового положения
граждан, организации всей общественной жизни[1]. В этих актах нашли свое отражение,
закрепление и ряд важнейших институтов конституционализма. Это представительная
демократия в лице Советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов; наличие
парламента; основы правового статуса граждан, и прежде всего их права; форма
национально-государственного устройства России — федерация и др. Но при всем
этом это были лишь своего рода контуры общего плана, направленные в будущее[2].
Доминировал же реально отказ от многих демократических, прогрессивных ценностей.
В результате конституционные декреты первых месяцев советской власти
представляли собой позицию, взгляды, с которыми пришли к власти новые
социальные силы, и в первую очередь их руководители. В научной литературе
обоснованно подчеркивается и своего рода двоякий характер этих актов,
содержащихся в них позиций и решений. «Можно признавать прогрессивный
характер многих мер, считать их служившими интересам трудового населения. Но
нельзя не видеть и того, что под знаменем укрепления этой власти уже в первые
месяцы ее становления имели мести отказ от
идей парламентарной демократии, ограничения демократических свобод, отстранение
от политической жизни целого ряда социальных слоев»[3].
Отмечаются и на иные важные моменты. Так, что в это время еще принимали во
внимание идею Учредительного собрания; что ряд советских работников выступили
против конституции, считая, что она и иные писаные законы «свяжут руки
пролетарской власти».
Заслуга обращения к конституции в качестве основного закона страны
данного периода, разработка ее конкретного текста связана с именем В.И. Ленина.
Первенцем здесь стала Конституция РСФСР, принятая 10 июля 1918 г. Именно
о ней говорят как о ленинской. Прежде всего, эта Конституция закрепила победу
Октябрьской революции. Она стала основным законом общества в начальный период
перехода от капитализма к социализму. Это документ ярко выраженного
идеологического, классового характера, пронизанный духом диктатуры пролетариата
в самых наижесточайших формах. Четко сформулирована главная задача Конституции.
Интересам пролетариата служила и созданная избирательная система. Она
обеспечивала рабочим большинство в органах государственной власти по сравнению
с другими группами населения. Многостепенность выборов — депутаты высших
органов власти избирались нижестоящими органами государственной власти из их
состава. Открытое голосование на выборах, а не тайное.
Парламент страны — верховное народное представительство — имел своего
рода сдвоенный характер в лице Всероссийского съезда Советов и Всероссийского
Центрального Исполнительного Комитета. Его наличие -также важнейший атрибут
реального практического конституционализма. Высший орган власти в стране —
Всероссийский съезд Советов, в период между его съездами
— Всероссийский Центральный Исполнительный [1] Соловьев, К. А. Законодательная и исполнительная
власть в России. Механизмы взаимодействия (1906-1914): моногр. / К.А. Соловьев.
— М.: Российская политическая энциклопедия, 2019. С.65. [2] Лебедев, В.А. Законодательная и исполнительная власть
субъектов Российской Федерации в теории и практике государственного
строительства. Монография: моногр. / В.А. Лебедев. — М.: Проспект, 2019. С.66. [3] Соловьев, К. А. Законодательная и исполнительная
власть в России. Механизмы взаимодействия (1906-1914): моногр. / К.А. Соловьев.
— М.: Российская политическая энциклопедия, 2019. С.85.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………………….. 2
Глава 1 Конституция СССР 1924 года………………………………………………………. 4
Глава 2 Конституция СССР 1936 года…………………………………………………….. 13
Глава 3 Конституция СССР 1977 года…………………………………………………….. 20
Заключение…………………………………………………………………………………………… 25
Список литературы……………………………………………………………………………….. 27
Введение:
Конституции, принятые в период существования СССР,
составляют отдельный этап истории российского конституционализма. Эти
конституции провозглашали основные принципы социалистического государственного
устройства, закрепляли важные принципы организации и деятельности органов
государственной власти. Между ними было
много общего, поскольку все они основывались на общих принципах формирования
органов власти. Но были и определенные различия, обусловленные особенностями
исторического развития. После
объединения нескольких государств в СССР появилась необходимость принятия новой
конституции, которая и была приняла в 1924 году, как общая конституция СССР. А
в 1925 принята на основе общей конституции конституция РСФСР. С этого времени
всегда принималось две конституции — одна союзного государства и одна РСФСР,
как республики. В 1937 году была принята следующая конституция на основе
конституции СССР 1936 года затем с развитием общественных отношений и
изменением основных принципов государственного устройства была принята
конституция СССР 1977 года.
Принятие этих конституций и составляет основные этапы
конституционного развития СССР. Актуальность исследования этапов
конституционного развития состоит в том, что все принятые конституции позволяют
проследить изменения, происходившие в государственном и общественном устройстве
России.
Объект исследования — общественные отношения, связанные с
принятием и действием конституций советского периода.
Предметом исследования является конституционное развитие
СССР на примере конституций 1924, 1936 и 1977 годов.
Цель исследования определить основные условия принятия и
содержание трех конституций, принятых в период существования СССР.
Для достижения указанной цели должны быть выполнены
следующие задачи: определить особенности и содержание конституции 1924 года,
охарактеризовать особенности конституции 1936 года, проанализировать
конституцию 1977 года и выявить их основные сходства и различия.
Нормативную основу исследования составляют конституции СССР.
Теоретическую основу исследования составляют работы
следующих авторов: Баглай М.В., Кутафин О.Е. Цыганов В. И. и др.
Методологию исследования составляют
исторический, логический, системный, сравнительный и формально-юридический
методы.
Структурно работа представлена введением, тремя главами,
заключением и списком литературы.
Заключение:
В результате рассмотрения основных этапов конституционного
развития СССР можно прийти к следующим выводам.
1. Большинство
конституций из истории конституционного развития России были приняты в период
существования советского государства.
Они имели ярко выраженный классовый характер. Первая конституция прямо
закрепляла диктатуру трудящихся.
Последующие подтверждали это положение, устанавливая систему
государственной власти, основанную на выборных представительных органах —
Советах и подотчетных им исполнительных органах. Только конституция 1977 года
провозгласила общенародный характер власти.
Но общая система государственного устройства являлась неизменной. Экономическая
система была основана на отказе от частной собственности и огосударствовлении
основных средств производства. Особенностью конституций была фиктивность их
положений с точки зрения соблюдения основных прав граждан.
2. СССР представляет
собой достаточно специфичную форму государственного устройства. С формальной
точки зрения он был федеративным государством, объединяя на началах равноправия
— республики, самостоятельные субъекты федерации. Образование СССР было связано
с серьезными изменениями государственного устройства, произошедшими в результате
революции 1917 года и установления социалистической диктатуры. Если
первоначально, территории, входящие в состав царской России получили
самостоятельность, то в дальнейшем с их стороны была проявлена инициатива
создания нового социалистического государства на принципах федерализма. На
практике же управление в СССР строилось на принципах централизации. Фактически
управление осуществлялось только органами власти СССР, а органы власти
субъектов были зависимы от центральных органов и подотчетны им.
3. Социалистическое
государство должно было стать государством всего народа, с исключением
эксплуатации и исчезновением классов, с принадлежностью всему обществу основных
средств производства, с равенством всех граждан. На практике же
социалистическое государство стало государством террора и насилия против своих
граждан, государством осуществляющим всеохватывающее регулирование всех сфер
общественной жизни, государством, обеспечивающим лишь некоторые прав граждан и
ограничивающим или исключающим другие. в такой форме у социалистического
государства не остается возможностей для существования и оно прекращает свое
существование, как и предшествующие типы государств, по той причине, что
подобная организация власти уже не в состоянии регулировать усложняющиеся общественные
отношения.
Государственное развитие рассматриваемого периода
характеризуется формированием разветвленной системы исполнительных органов, а
также сращиванием органов законодательной и исполнительной власти.
Государственное управление осуществлялось на основе руководящей роли
коммунистической партии. В лозунгах того времени этот период определялся как
период развитого социализма, но на самом деле он оценивается как период кризиса
социализма, поскольку государственный аппарат уже показал свою несостоятельность.
Негативными проявлениями были чрезмерное разрастание функций исполнительных
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Конституция СССР 1924 года Социалистическое государство возникло в России в результате
социалистической революции 1917 года, в ходе которой была свергнута монархия,
уничтожен существовавший капиталистический строй и сформирована новая
государственная организация. «Марксистско-ленинской теории свойственно
отрицание позитивного потенциала досоциалистической государственности. Поэтому
вполне логична политика власть имущих начиная с октября 1917 г. и вплоть до
наших дней, провозглашавшая разрушение, уничтожение досоциалистической
культуры»[1].
На этапе формирования новой государственной системы главной
задачей была борьба с эксплуататорскими классами, подавление их
сопротивления. Эта борьба проходила в
условиях гражданской войны, принудительного обращения имущества в
государственную собственность. Подавление сопротивления осуществлялось жесткими
репрессивными методами. После окончания
гражданской войны, когда было провозглашено уничтожение класса буржуазии и
равенство всех граждан, репрессивные меры продолжали действовать в отношении
всех кто мог быть заподозрен в негативном отношении к государственному
режиму. Социалистическое государство для
того, чтобы укрепить свою власть прибегало к насильственному подавлению тех,
кто мог выступить против социалистической власти. В этот период не могло идти
речи о следовании нормам закона, о реальном обеспечении прав граждан, которые
декларировались теоретиками социализма. «Советское государство периода
гражданской войны под сущностью права понимало любые "официально-властные,
принудительно-обязательные", в том числе и субъективно-произвольные,
носящие личностные и эмоционально-идеологические установления нормативного
характера. Принцип "все, что приказывает власть — есть право" носил
официальный характер и широко использовался в практической деятельности органами
государственной власти всех уровней»[2].
В социалистическом государстве были реализованы основные
принципы марксистской теории. «Основные принципы марксизма в практике
советского государства были воплощены: 1) общественная собственность на
средства производства; 2) как следствие — отсутствие эксплуатации человека
человеком; 3) наличие у граждан широкого круга реальных социально-экономических
прав»[3].
Однако реализация данных принципов осуществлялась в искаженном виде и не
привела к дальнейшему развитию социалистического типа государства в
соответствии с теорией марксизма. Несмотря на провозглашение власти народа
(рабочего класса) фактически власть сосредоточилась в руках партийной
верхушки. Главенствующую роль в управлении
государством и формировании его основных признаков играла коммунистическая
партия, преобразованная из партии большевиков. Фактически [1] Н.И. Бирюков Категория государство в
истории политико-правовой мысли //История государства и права. 2016. № 8. С.5. [2] Мелехин А.В. Основные черты
правоохранительной деятельности социалистического государства в период
Гражданской войны (1917 — 1922 гг.)//Административное право и процесс. 2014. №
2. С.12. [3] Цыганов В.И. Теория государства и права:
тезисы лекций. Ниж-Новгород, 2015. С.51