Курсовая теория Экономические науки Экономическая теория

Курсовая теория на тему Конкуренция — ключевая категория рыночных отношений

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЁ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ 5
1.1 Понятие конкуренции 5
1.2 Классификация конкуренции 9
2 РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ 15
2.1 Функции конкуренции и ее влияние на экономику 15
2.2 Роль конкуренции в рыночном хозяйстве. Антимонопольное законодательство 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

В настоящее время современная экономика развилась до таких масштабов, представив которые лет 10 назад, мы сочли бы это фантастикой. Изобретаются новые технологии — сенсорные телефоны, способы расчета за покупку в магазине часами, виртуальная реальность и т. д. Все это сделано для того, чтоб максимально удовлетворить потребности потребителя и извлечь дополнительную прибыль. Данное развитие экономики было бы невозможно без такого процесса, как конкуренция.
Конкуренция является неотъемлемой чертой рыночной системы и основной движущей силой ее эффективного развития. Именно конкуренция стимулирует предпринимателя и направляет его экономический интерес (в виде экономической прибыли) на снижение издержек, расширение производства, внедрение инноваций, которые в результате становятся достоянием общества.
Конкуренция существует везде: как среди покупателей (борьба за наиболее выгодные условия приобретения), так и среди продавцов (борьба за покупателя).
В России конкурентная среда формировалась не эволюционно, как в большинстве развитых стран, но путем создания институциональных условий конкурентного поведения хозяйствующих субъектов. Новая Российская экономика в период своего развития сопровождалась кризисами, экономической и политической нестабильностью, что негативно сказалось на условиях и формах конкурентных отношений.
Современная экономическая реальность, характеризующаяся трансформацией экономических отношений, глобализацией бизнеса, интеграцией России в мировое пространство, возлагает еще большую ответственность на конкурентные отношения за улучшение развития экономических, инновационных показателей, качество жизни и благополучие общества.
Поэтому изучение и решение вопросов, связанных с развитием конкурентной среды, становится особенно актуальным.
Цель данной работы – обосновать значение конкуренции, как ключевой категории рыночных отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
— Определить содержание понятия конкуренции;
— Описать классификацию конкуренции;
— Выявить и охарактеризовать взаимосвязь функций конкуренции и ее влияние на экономику;
— Проанализировать значение антимонопольного законодательства.
Объектом исследования в данной работе являются рыночные отношения.
Предметом исследования является конкуренция, как ключевая категория рыночных отношений.
Теоретической основой исследования являются фундаментальные положения экономической теории, работы экономистов ведущих экономических школ и направлений, как зарубежных, так и отечественных, таких как К. Р. Макконнелл, М. Портер, А. А. Давыдова, А. Н. Кара, Г. Ю. Гуляев, посвященные вопросам конкуренции, ее формам, методам, функциям и роли в рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В соответствии с поставленной целью — обосновать значение конкуренции, как ключевой категории рыночных отношений, в работе решены следующие задачи:
1) Определено содержание понятия конкуренции. Экономисты характеризуют конкуренцию, как борьбу между компаниями. Каждая из них защищает свои интересы: она пытается любыми способами привлечь внимание покупателей, продать как можно больше товаров и услуг и в конечном итоге получить максимальную прибыль.
2) Рассмотрена классификация конкуренции. Классифицирование конкуренции происходит с точки зрения трех подходов: поведенческого, функционального и структурного.
В поведенческом подходе конкуренция – это процесс соперничества субъектов рынка за обладание желаемыми условиями существования внутри рынка. В функциональном подходе, конкуренция исследуется как неотъемлемый элемент рыночной системы, сущность которой раскрывается в ее функциях. Структурный подход характеризует конкуренцию как модель рынка, на котором взаимодействует множество продавцов и покупателей, не способных повлиять на цену.
В зависимости от степени монополизации рынков выделяют совершенную (чистую) конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию.
3) Выявлена и охарактеризована взаимосвязь функций конкуренции и ее влияние на экономику. Рыночная конкуренция выполняет следующие функции: регулирования, мотивации, распределения, контроля, размещения, инновационная, адаптации.
Плюсами конкуренции являются: эффективное размещение факторов производства, сохранение баланса между производством и потреблением, экономия ресурсов, стимулирование разработок инноваций и развитие научно-технического прогресса, обеспечение экономического роста. Минусы конкуренции характеризуются: безработицей и имущественным расслоением общества, дифференциацией доходов, возникновением экономических кризисов, загрязнением окружающей среды и монополизацией рынка.
4) Проанализировано значение антимонопольного законодательства. Антимонопольная политика — это комплекс мер, призванный служить демонополизации экономики, пресечению монополистических действий и недобросовестной конкуренции, контролю и наблюдению за процессами концентрации на рынках. Служит элементом для создания благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке.
Подводя итоги всей курсовой работы, заметим, что конкуренция является наиболее важным механизмом, который способствует функционированию рыночного хозяйства в современной экономике. Это ключевой элемент системы рыночных отношений. Конкуренция содержит в себе идею борьбы — борьбы субъектов рынка за наиболее выгодные экономические результаты при производстве и реализации товаров, за качество товаров и услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЁ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ
1.1 Понятие конкуренции
Слово «конкуренция» произошло от латинского «Concurrere», что означает сталкиваться.
«Конкуренция – это соперничество между отдельными лицами, предприятиями, фирмами и иными хозяйственными единицами на каком-либо поприще, заинтересованными в достижении одной и той же цели». [17].
С точки зрения экономики, конкуренция понимается, как процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке конкурирующими единицами (такими как предприятия, фирмы и т.п.) с целью достижения наиболее выгодных условий сбыта своей продукции (получение признания на рынке и большей суммы денег за реализуемый продукт), путем удовлетворения различных потребностей потребителей. Предметом конкуренции принято считать производимые товары или услуги.
Первые экономисты, которые попытались охарактеризовать «конкуренцию» были представители классической школы — А. Смит, Д. Рикардо, Д.С. Милль, К. Маркс.
Адам Смит первый, кто связал понятие конкуренции с честным соперничеством за наиболее выгодные условия продажи/покупки товара между продавцами или покупателями. Конкуренция по А. Смиту – это «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность всех участников.
Дж. Милль охарактеризовал «конкуренцию», как «самопроизвольное распределение». Он объяснял это тем, что основные факторы производства (земля, труд, капитал) распределяются среди определенных групп владельцев, а так как производство нуждается во всех этих факторах, возникает конкуренция.
Карл Маркс разделил конкуренцию на два вида: внутриотраслевую и межотраслевую. Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между производителями одной отрасли за наиболее выгодные условия производства или продажи товара. По Марксу, внутриотраслевую конкуренцию дополняет межотраслевая конкуренция. Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между производителями разных отраслей за наиболее выгодные условия приложения капитала, а основным средством такой конкуренции выступает перелив капитала между отраслями. [10]
Все выше описанные определения «конкуренции», так или иначе, относятся к понятию «совершенная конкуренция». В XX веке ряд экономистов, в лице А. Пигу, П. Сраффа, Э. Чемберлина и Д. Робинсон пришли к выводу о том, что конкуренция возможна не только при наличии на рынке большого количество предпринимателей, но также при отсутствие их вовсе (монополия рынка), так зародилось понятие «несовершенной конкуренции». Несовершенная конкуренция – это конкуренция между производителями дифференцированного продукта и ценовая дискриминация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы