Курсовая теория на тему Конкуренция и монополия в рыночной экономике
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Сущность и понятие
конкуренции. 5
2. Рынок и основные элементы рыночного механизма. 9
3.
Особенности монополии в современных рыночных условиях. 14
4. Роль
монополий в экономике России. 21
Заключение. 27
Список использованных
источников. 29
Введение:
Проблема
монополии и конкуренции является одной из наиболее актуальных для экономики в
настоящее время.
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм,
состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих,
финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной
системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием — рынок.
Нынешний
мир невозможно представить себе без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно
представить без конкуренции. Она обеспечивает координацию действий всех
участников общественного производства через спрос, предложение, цены, издержки
производства и т.д.
Так в условиях рыночной экономики
производители и потребители для осуществления своей экономической деятельности
руководствуются параметрами рынка, важнейшими из которых являются спрос,
предложение, равновесная цена. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.
Как известно, равновесие означает
такой вариант выбора в экономике, который бы устраивал всех субъектов
экономической деятельности. Оптимальный выбор в экономике предполагает
сбалансированность способа использования ограниченных производственных ресурсов
и их распределения между членами общества, то есть сбалансированность
производства и потребления, ресурсов и их использования, а следовательно,
спроса и предложения.
Особенность рыночного механизма в
переходной экономике состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом
связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и
предложение. Показать как взаимодействие спроса и предложения способствует
координации рыночных сил и выступает целью данной работы.
Категории спроса и предложения лежат
в основе рыночного механизма, и поэтому их изучение имеет первостепенное
значение для понимания рыночной экономики.
Объект исследования –
конкуренция и монополия.
Предмет исследования –
рыночная экономика.
Целью исследования
является рассмотреть особенности конкуренции и монополию в рыночной экономике.
Для достижения
этой цели в работе потребовались следующие задачи:
1. Рассмотреть
сущность и понятие конкуренции;
2. Проанализировать
особенности рынка и основные элементы рыночного механизма;
3. Выявить
особенности монополии в современных рыночных условиях;
4. Показать
роль монополий в экономике России
Теоретической
и методологической основой исследования являются концептуальные положения,
содержащиеся в научных трудах ведущих отечественных экономистов в области
конкуренции и монополии, а также рыночной экономике.
Работа состоит
из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Эффективное функционирование экономики в современных, преимущественно
рыночных странах, невозможно без постоянного балансирования между монополией и
конкуренцией, без обеспечения того или иного сочетания этих важнейших начал
эффективности экономического развития.
Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма
взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного
производства.
Конкуренция – общественная форма столкновения субъектов рыночного
хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.
Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов
производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью
деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов
позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном
использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.
Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер
ее зависит от развитости и степени монополизации производства.
Монополии – крупные хозяйственные объединения, контролирующие отрасли и
рынки за счет высокой степени концентрации производства и капитала и
установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.
Монополизм – это исключительное положение одного из хозяйствующих
субъектов, дающее возможность диктовать свою волю прочим субъектам,
регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на
рынке.
Особенностью современной монополии является то, что ее возникновение
сопряжено с рядом отрицательных последствий для экономики страны:
недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство. Еще более опасно
то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка.
Последствия этого для экономики страны – самые разрушающие. Увеличиваются
издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются
межрегиональные связи. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему.
В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее
сознательную антимонопольную политику.
Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных
механизмов в регулировании деятельности монополий. В силу специфического
положения монополий в экономике России единственной силой, способной им
противостоять является государство. Поэтому, государственная политика, ставящая
пределы и определяющая правила их поведения на рынке, должна быть нацелена на
усиление регулирующей роли государства, в частности в области тарифной политики
(например, на организацию ценовой конкуренции между различными видами
энергоносителей), ограничение неконтролируемой частной монополии
государственной монополией, изменение направления рентных доходов в пользу
государства, а также на согласование действий федеральных и региональных
решений. Недостаточно четкое разграничение прав и ответственности федеральных
органов власти и местных администраций по регулированию естественных монополий
приводит к ценовым диспропорциям на услуги их отраслей между регионами, к
разрыву межрегиональных связей.
Фрагмент текста работы:
1.
Сущность
и понятие конкуренции Конкуренция как явление
является предметом исследования во многих областях, как в экономике, так и в
смежных гуманитарных дисциплинах. Несмотря на долгое существование теории и
разнообразие используемых методов исследования, можно утверждать, что не было
достигнуто единого мнения о сущности и природе, а также о последствиях
конкуренции в научной среде. Эта тема вызвала бурные дискуссии в академических
кругах и остается актуальной как для теоретиков, так и для регуляторов и,
соответственно, для регулируемых компаний (особенно антимонопольного
законодательства).
Отметим, что долгое время
конкуренция казалась идеалом рыночной экономики, к которому должна стремиться
каждая экономическая система. Системы антимонопольного регулирования во многих
западных странах были построены на основе неоклассической методологии. Однако в
наши дни появляется все больше и больше работ, резко критикующих как самую
свободную конкуренцию, так и соблюдение политики чрезмерной конкуренции. Каковы
основные аргументы противников конкурса? Первый аргумент заключается в том, что
конкуренция не способствует оптимальному распределению ресурсов. Миллионы
компаний становятся банкротами из-за конкуренции, а растрачиваемые ресурсы
часто «тратятся впустую». Второй серьезный недостаток — это экологические
угрозы, возникающие из-за бесконечного удовлетворения постоянно растущих
потребностей человечества. Пока что в повестку дня не только достижение развития
страны, но и устойчивое развитие[1].
Третий серьезный риск,
связанный с конкуренцией, — моральный и психологический. Компании в
конкурентной борьбе, которые пытаются удовлетворить все больше и больше
потребностей (часто путем искусственного создания), все чаще не используют
стратегии повышения качества и минимизации затрат с помощью более
производительных технологий, а вместо этого используют информационные
(рекламные) войны. Это приводит к новым «болезням века» вроде шопоголизма.
Многие зарубежные ученые
серьезно критикуют свободную конкуренцию.
Например, в серии статей Чан Ха Джун, ученый корейского происхождения и
профессор Кембриджского университета, резко критикует модель совершенной
конкуренции и раскрывает политическую подоплеку своих исходных постулатов[2].
Интересны также работы ученых-гуманитариев, которые, например, занимаются
проблемами конкуренции с юридической стороны.
Эдвин Рокфеллер,
американский антимонопольный поверенный, утверждает, что антимонопольное
законодательство — это своего рода религия, и «применение антимонопольного
законодательства — это произвольное политически мотивированное регулирование
компаний, а не применение единого набора правил, принятых Конгрессом»[3].
Российский ученый в
области институциональной экономики и теории реформ В. М. Полтерович также
констатирует, что «в промышленно развитых странах роль механизмов конкуренции
снижается и в этом смысле столь же преходяща, как и механизмы войны». В своей работе ученый рассматривает три типа
взаимодействия: конкуренция, сила и сотрудничество.
В ходе эволюции
преимущество достигается за счет механизма координации, который позволяет
минимизировать все социальные издержки, включая материальные, социальные,
моральные и психологические издержки. В.М. Полтерович в качестве одной из форм
взаимодействия выделяет следующие источники экономических издержек конкуренции:
— банкротство (неоптимальное использование
ресурсов, о котором говорилось ранее); [1]
Бенц
Д.С., Силова Е.С. Теория конкуренции: Pro et contra// Вестник ЧелГУ. 2018. №3
(413). С.157 [2] Чхан, Х. Дж. 23 тайны: то, что вам не расскажут про
капитализм / Х. Дж. Чхан. — М. : АСТ, 2014. — 314 с. [3]
Бенц
Д.С., Силова Е.С. Теория конкуренции: Pro et contra// Вестник ЧелГУ. 2018. №3
(413). С.158