Курсовая теория на тему Конкуренция и монополия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические основы конкуренции и
монополии
1.1. Сущность и виды конкуренции
1.2. Виды и регулирование монополий
Глава 2. Перспективы развития конкуренции и
монополии
2.1. Состояние конкуренции в российской экономике
2.2. Проблемы и перспективы антимонопольного регулирования
Список использованной литературы
Введение:
Актуальность
темы исследования. Одна из основных характеристик современного рынка — наличие конкуренции.
Одни источники называют конкуренцию борьбой. Это борьба за покупателя, за
первенство на рынке, борьба между товаропроизводителями.
С одной стороны, рыночная конкуренция
— наивысшее благо для рынка, поскольку является важным механизмом экономических
связей между производителями и потребителями. Если на рынок доставляется больше
товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы снижают цены. Если же
на рынок доставлено меньше товаров, то покупатели соревнуются за продавца,
способствуя росту цен. Конкуренция даже между двумя предприятиями дает
эффективный для общества результат — наиболее низкую из возможных цен и
наибольший из возможных объем продаж. Рыночная конкуренция способствует
повышению эффективности целой экономической системы.
С другой стороны, не стоит забывать и
о негативных последствиях. Конкуренция требует затрат энергии, времени, расхода
ресурсов. Неспособность использовать более экономичную технологию производства
означает устранение фирм конкурентами.
В
современном мире внутренняя экономическая политика государств направлена на
обеспечение честных условий конкуренции. Поиск вариантов приемлемого для
общества соотношения конкуренции и монополии осуществляется государством в
рамках антимонопольной политики.
Объект исследования
курсовой работы – экономические отношения, возникающие в сфере конкуренции и
монополии.
Предмет исследования
курсовой работы – механизмы формирования и развития конкуренции и монополии.
Цель курсовой работы:
проанализировать особенности конкуренции и монополии.
Для достижения
поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи курсовой
работы:
— раскрыть сущность и
виды конкуренции;
— изучить виды и
регулирование монополий;
— проанализировать состояние
конкуренции в российской экономике;
— выявить проблемы и
перспективы антимонопольного регулирования.
Теоретическую основу
курсовой работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах ученых по
проблемам конкуренции и монополии.
Методологическую основу курсовой
работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания,
предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из
числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный
метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического
уровней, из частнонаучных- проблемно-теоретический и др.
Эмпирическая основа
курсовой работы. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы
конференций, научные статьи исследователей.
Достоверность материалов
исследования в курсовой работе подтверждается списком использованных источников
и ссылками, сделанными на них в ходе написания основной части работы.
Теоретическая и
практическая значимость курсовой работы в том, что ее положения развивают и конкретизируют
особенности конкуренции и монополии.
Структурно курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач
позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в
рамках представленной темы.
На
достижение своей цели может рассчитывать только та фирма, которая заняла
выгодное место на рынке, в отличии от ее конкурентов, которые не смогли выйти на
уровень выше .Также роль и функции конкуренции остаются значительными. Важность
обеспечения конкурентоспособности для успешного функционирования предприятия
хорошо осознается как теоретиками, так и практиками, что привело к появлению
большого количества исследований, посвященных как общим методологическим
проблемам конкурентоспособности, так и вопросам управления ею в конкретных
ситуациях.
Монополия, как рыночная
структура, характеризуется наличием в отрасли множества покупателей и
единственного продавца, самостоятельно устанавливающего цены на свой товар,
товар которого не имеет заменителей, а вход на рынок новых фирм затруднен ввиду
наличия высоких барьеров. Исключительное положение фирмы-монополиста, позволяет
ему, контролируя выпуск всей продукции, манипулировать ценой с целью получения
максимальной прибыли, которую он в свою очередь извлекает в том, случае, когда
объем выпуска таков, что предельный доход равен предельным издержкам.
Эффективность
системы государственного регулирования в первую очередь зависит от
согласованности принципов, задач и механизмов между разными аспектами
регулирования, а также органами контроля федерального уровня исполнительной
власти, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Государственная
политика имеет различные направления в своей деятельности, при этом, на современном
этапе, приоритетным направлением, затрагивающем сферу малого и среднего
предпринимательства является вывод на новый качественный уровень мер и
инструментов поддержки малых и средних предприятий, чтобы развивать конкуренцию
на различных рыночных направлениях, в том числе на сегодняшний момент
непривлекательных. Состояние бизнес — среды и региональные разрывы в условиях
для ведения бизнеса, сложности доступа к кредитным средствам и многие другие
факторы демонстрируют, что государственная поддержка МСП недостаточно
эффективна, возникает необходимость поиска новых методов оказания
государственной поддержки малому бизнесу. В связи с тем, что финансовая
поддержка государством малого и среднего бизнеса сокращается в последние
несколько лет, слабая конкуренция в сегодняшней экономической ситуации
становится особо актуальной.
Развитие
современной экономической среды в Российской Федерации поставлено в зависимое
положение от сырьевых, перерабатывающих, логистических монополий, возникнувших
в период советской индустриализации. Именно поэтому состояние конкуренции в
российской экономике — это необходимый инструмент рыночного механизма,
достижение рыночного равновесия.
В целях
совершенствования институтов защиты конкуренции, ее поддержания и улучшения ФАС
России разработана стратегия развития конкуренции и антимонопольного
регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг.
Регулирование
конкуренции нормативно-правовыми актами, государственными программами по
развитию конкуренции, принятием и снятием барьеров на пути её развития
необходимо для формирования здоровой конкурентной среды. Однако создать
конкуренцию искусственным образом невозможно, поэтому для этого нужно лишь
время.
Таким
образом, развитие конкуренции на текущем этапе следует рассматривать как
осознанную необходимость и мощнейший драйвер экономики.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы конкуренции и монополии
1.1. Сущность и виды
конкуренции
Конкуренция, являясь
одним из наиболее существенных признаков рыночных отношений, представляет собой
форму взаимного соперничества между экономическими субъектами и механизм
регулирования расширенного воспроизводства.Конкуренцию в экономике следует
рассматривать как соперничество предприятий за возможность продажи своей
продукции по более выгодным ценам, привлечения большего количества покупателей
и, соответственно, увеличения прибыли.При влиянии конкуренции на экономическое
развитие страны необходимо публиковать нормативные документы, регламентирующие
правила конкуренции и гарантирующие ее качество и существование. Кроме того,
необходимо также установить правильную ценовую политику и проверить качество
предоставляемых продуктов и услуг. Цена товара или услуги должна быть
пропорциональна ценам их аналогов. Действия государства должны быть направлены
назаконную защиту брендов, в т.ч. призванных помочь потребителям различать
товары по их происхождению и оценивать их качество[1].
На сегодняшний день конкуренция является одним из важнейших факторов,
который диктует условия функционирования того или иного рынка. В совокупности с
рыночной системой, конкуренция выносит решения, что экономика должна
производить, как эффективно организовывать производство и как следует распределять
результаты производительного труда между экономическими единицами.
Теоретические положения о конкуренции начали формироваться ещё в середине XVIII
века. Среди основных представителей классической политической экономики можно
отметить А.Смита и Д.Риккардо.
Позже теоретические аспекты конкуренции рассматривались такими авторами
как А. Маршалл, Дж. Кейнс, В. Леонтьев, Й. Шумпетер, М. Портера и т. д. Термин
«конкуренция» происходит от латинского слова «concurrentia», что означает
«столкновение», «состязание».
“Конкуренция”, точнее – “concurrere” – глагол, который означает
“состязаться”. Т.е. конкуренция – это
соперничество, состязание между предприятиями, причем
соперничество это бывает разных видов, но об этом позже. Если бы не было
конкуренции, то со стороны предприятий не было бы стремления к постоянному
улучшению качества товаров, снижению цен и т.п[2].
В современной экономической литературе под конкуренцией обычно понимается
соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами (конкурентами),
заинтересованными в достижении одной и той же цели, которое влияет на ценовую,
сбытовую и товарную политику предприятия. Данное соперничество осуществляется
как за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг, так и за
получение максимальной прибыли и вызвано необходимостью выбора одного варианта
производства и потребления из множества возможных вариантов.
При этом конкуренция является неотъемлемой частью и основным механизмом
рыночной экономики, что позволяет уравновесить спрос и предложение, и критерий,
по которому определяется тип отраслевого рынка[3].
Более того, в борьбе за клиентов и за
место на рынке предприятиям приходится изрядно трудиться, чтобы
снижать цены на свои товары или услуги (но и тут есть исключения).
Чтобы лучше понять значение конкуренции, сравним её с монополией. При монополии, на рынке действует одно
единственное предприятие, и оно никого не допускает к рынку и диктует свои
цены.
Если у потребителя нет другого выбора, кроме как покупать товары или
услуги у монополиста, то последний может установить любую цену.
Если у
покупателя нет альтернатив, он все равно будет пользоваться услугами
монопольного предприятия. Наглядный пример действия монополии –
это цены за газ, электричество и воду.
Вы не можете
выбрать другого поставщика электроэнергии, и если завтра повысится цена на этот
товар, вы не перестанете за него платить. Поэтому, значение конкуренции
гораздо важнее, чем может показаться на первый взгляд.
Контроль цен и
качества, обеспечение введения новшеств, устранение неэффективных предприятий – все это заслуга здоровой
конкурентной среды.
Виды конкуренции
представлены на рисунке 1.1.
Рис. 1.1. Виды конкуренции
В экономической
литературе выделяют несколько видов рынка, каждый из которых имеет свою
стратегию поведения: рынок чистой конкуренции (по-другому рынок совершенной
конкуренции), рынок чистой монополии, олигополистический рынок и рынок
монополистической конкуренции.
Рынок чистой
(совершенной) конкуренции. Данный тип конкуренции подразумевает собой
приспособление отдельных производителей и потребителей к рыночным условиям. Они
не могут каким-либо образом влиять на рыночную стоимость товаров или услуг в
одиночку, при этом формируют её своими суммарными вкладами в рыночные спрос и
предложение. Совершенная конкуренция в чистом виде не встречается.
Рынок чистой монополии.
Особенностью данного рынка является наличие единственного поставщика товаров
или услуг. Монополист может назначать свою цену, при этом не учитывается
платежеспособность покупателей. Кроме этого, монополист диктует качество
товаров. Олигополистический рынок. Данный рынок разделён между небольшим и
достаточно стабильным количеством конкурентов. Товары и услуги на данном рынке
могут быть дифференцированными или стандартизированными. Контроль за ценами
достаточно ограничен, так как предприятия в отрасли осознают свою
взаимозависимость. Рынок монополистической конкуренции является наиболее
демократичным из всех представленных рынков. Здесь присутствует большое
количество производителей, которые выпускают разнородные, дифференцированные
товары и услуги и конкурируют между собой.
Монополистическая
конкуренция незначительно влияет на уровень цен. Из понятия конкуренции
вытекает термин конкурентоспособности, под которой понимают основные сильные с
точки зрения конкуренции, стороны и преимущества в организации маркетинговых,
технологических и финансовых ресурсах[4].
[1] Пичугина Е.В. Теоретические основы
конкуренции // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 285-288.
[2] Вазенмиллер И.В., Рачек С.В. Сущность
конкуренции, ее роль, функции и формы // В сборнике: Экономика, бизнес,
инновации сборник статей III Международной научно-практической
конференции. В 2 частях. Ответственный редактор Гуляев Герман Юрьевич. — 2018. —
С. 182-184.
[3]
Ткаченко А.Ф. Конкуренция как двигатель прогресса // В
сборнике: Актуальные вопросы экономики сборник статей Международной
научно-практической конференции. — 2020. — С. 92-94.
[4]
Канкулов А.М. Сущность, функции и структура рынка. Классификация рыночных
структур // Моя профессиональная карьера. — 2020. Т. 2. — № 8. — С.
48-52.