Курсовая теория Экономические науки Микроэкономика

Курсовая теория на тему Конкуренция, ее виды, место и роль в современной экономике.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. История конкуренции. 5

Глава 2. Конкуренция и ее виды.. 15

2.1. Функции конкуренции. 16

2.2. Виды конкуренции. 17

Глава 3. Место и роль конкуренции в современной экономике. 20

Заключение. 27

Список использованной литературы.. 29

  

Введение:

 

Конкуренция — одна из ключевых категорий экономической науки. Такое ведущее
положение в классической и современной теории обусловлено сущностью феномена
конкуренции, его значимостью для общественного развития, ибо конкуренция
является одним из фундаментальных факторов экономического прогресса.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что наличие
конкурирующих предприятий порождает в экономике такое явление как конкуренция.
Конкуренция способствует лучшему использованию знаний и способностей. Она
представляет собой одну из движущих сил развития экономической системы. Другими
словами, конкуренция представляет собой конфликт между хозяйствующими
субъектами по поводу достижения общих целей. Конкуренция присутствует там, где
предприятия стремятся обладать одинаковыми ресурсами либо использовать одни и
те же рыночные возможности. Конкуренция в условиях пребывания на рынке требует
рационального поведения, а также стимулирует рациональность. Кроме того, она
меняет привычки, усиливает эффективность, призывает к внимательности.

Многоаспектность конкуренции в качестве экономического явления предоставила
возможность рассматривать ее с разных теоретических и методологических позиций
представителями разных экономических школ, среди которых Адам Смит, Карл Маркс,
Альфред Маршалл, Антуан Огюстен Курно, Артур Сесил Пигу, Владимир Ленин, Эдвард
Чемберлин, Джоан Робинсон, Йозеф Шумпетер, Джон Кеннет Гэлбрейт, Фридрих Август
фон Хайек, Кэмпбелл Макконнелл, Стэнли Брю, Стэнли Фишер, Майкл Юджин Портер, Михаил
Исаакиевич Брун и др.

Исследование современных проблем конкуренции нашло отражение в трудах
отечественных ученых, таких как Авдашева С., Азоев Д., Акишин В., Баликоев В.,
Борисов Е., Вигдорчик В., Городецкий А., Горькова Т., Градов А., Дмитриева Д.,
Добрынин А., Журавлева Г., Завьялов П., Коробов Ю., Липсиц И., Нещадин А.,
Розанова Н., Санько Г., Трофимова Я., Фатхутдинов Р., Френкель А., Хасанова А.,
Шабашев В., Шаповалов Г., Шмелев А., Юданов А., Юрьев В., Яшин Н. и другие.

Конкуренция с экономической точки зрения представляет собой экономический
процесс взаимосвязи, взаимодействия, борьбы поставщиков и продуцентов при
реализации продукции, соперничество среди отдельных производителей или
поставщиков товара и услуги за наиболее выгодные условия производства. Другими
словами, в общем смысле конкуренцию определяют, как соперничество среди
отдельных лиц и хозяйствующих единиц, которые заинтересованы в достижении
одинаковых целей. Если данные цели с точки зрения маркетинга конкретизировать,
то рыночная конкуренция представляет собой борьбу предприятий за ограниченный
объем платежеспособного спроса потребителей, которая осуществляется
предприятиями на сегментах рынка, доступных им.

Целью данной работы является исследование конкуренции как закономерности
рыночной экономики.

В соответствии с указанной целью данной работы были поставлены следующие
задачи:

— раскрыть сущность конкуренции на различных исторических этапах
социально-экономического развития сообщества;

— на основе систематизации результатов теоретических разработок
экономистов сформулировать основные подходы к исследованию конкуренции на
различных теоретических уровнях;

— проанализировать условия и факторы, влияющие на процесс формирования
конкурентной среды;

— выявить особенности российской конкуренции на товарных рынках,
определить новые тенденции в развитии ее форм и методов современной экономике.

Предмет исследования – конкурентная борьба.

Объект исследования – методы и виды конкурентной борьбы.

Методологической основой данной работы являются общенаучные методы
исследования: диалектический, абстрактно-теоретический и
конкретно-экономический, методы логического, исторического, сравнительного анализа, метод восхождения от
абстрактного к конкретному, от общего к частному, единства теории и практики.

Теоретическую базу работы составляют монографии отечественных и
зарубежных исследователей по экономической теории, по проблемам конкуренции и
конкурентоспособности; диссертации российских экономистов, а также научные
статьи, материалы научно-практических конференций.

Документальной основой являются нормативно-правовые акты, которые
регламентируют различные аспекты экономических преобразований и формирования
конкурентных отношений.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные
результаты, сделанные автором обобщения и выводы, расширяют представления о
конкуренции как политэкономической категории, закономерности рыночной
экономики, отражают специфичность ее проявления в современной экономике.
Сформулированные положения могут быть использованы в преподавании общих и
специальных курсов по экономической теории, а также при подготовке спецкурсов
по актуальным проблемам конкуренции, при разработке учебно-методических
пособий. Открываются возможности для дальнейших исследований конкуренции на
конкретных товарных рынках.

Структура работы. Курсовая состоит из введения, трех глав, заключения и
списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подведём итоги из
проведённого исследования конкуренции, которая выступает многообразной
экономической категорией.

Конкуренция
представляет собой ключевую категорию рыночных отношений. Она может выступать в
различных формах и осуществляться разными способами. Она может функционировать
между аналогичными товарами, т.е. быть внутриотраслевой, а может
функционировать между товарами различных отраслей, т.е. быть межотраслевой.
Конкуренция может быть ценовой и неценовой.

Ценовая конкуренция
предполагает собой продажу товаров и услуг по более низким ценам, чем у
конкурента. Снижение цены является возможным или за счет снижения издержек, или
за счет уменьшения прибыли, однако это могут позволить только крупные
предприятия.

Неценовая конкуренция
основывается на продаже товаров более высокой надежности и качества, это
достигается благодаря техническому превосходству. В зависимости от способа
конкуренции участников рыночных отношений, следует различать несовершенную и
совершенную конкуренцию, а также соответствующие рынки: рынок несовершенной
конкуренции и рынок свободной конкуренции.

Чем меньше
воздействие отдельных предприятий на цену продукции, тем рынок считается более
конкурентным. Совершенная конкуренция представляет собой идеальный образ
конкуренции, при которой многочисленные покупатели и продавцы действуют с
равными правами и возможностями независимо друг от друга на рынке.

Главной чертой
совершенной конкуренции является тот факт, ни одно из предприятий не оказывает
влияния на розничную цену, поскольку в общем выпуске продукции доля каждой из
них незначительна. В полном объеме совершенная конкуренция недостижима. К ней
можно только лишь приближаться. С известной долей условности свободной можно
считать конкуренцию, которая существовала примерно до середины XIX в.

Со второй половины XIX в. начался бурный процесс концентрации производства. Это вызвало
образование монополий. Монополия возникает в том случае, когда отдельный
производитель обладает доминирующим положением, а также осуществляет контроль
рынка данного товара.

Цель монополии —
получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или
объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная
цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной.

Возникновение монополий
делает конкуренцию несовершенной (рынок несовершенной конкуренции). Под
несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы
одно из условий свободной конкуренции.

Монополизация рынка в
определенной степени характерна для всех государств с рыночной экономикой,
однако существуют и ряд особенностей, которые отличают нашу экономику от
зарубежной.

Для современной
рыночной экономики является необходимым достижение определенного баланса между
элементами свободной конкуренции и монополией, основываясь на политических,
исторических и социальных аспектах каждого государства.

Развитие свободной
конкуренции на рынке товаров и услуг, безусловно, является положительным
процессом, который содействует развитию рыночной экономики. Не зря ведь
конкуренция считается двигателем рынка. Монопольная эксплуатация рынка всегда
повышает прибыль производителя — монополиста, но так, что покупатель теряет
больше, чем выигрывает продавец. Россия в настоящее время находится на
переходном этапе формирования рыночной экономики.

На развивающемся
рынке России высокая концентрация монополизма является ничем иным как
пережитком плановой экономической системы. Россия, продолжая движение в сторону
свободного рынка, рано или поздно, перейдет к олигополистическому рынку.

Проблема
недобросовестной конкуренции и монополизации на данном этапе быть только
экономической перестает. Она все в большей степени становится общественной и
политической. В некоторых случаях существование монополии, бесспорно, является
необходимым и оправданным, однако за этими процессами со стороны государства
должен осуществляться жесткий контроль по недопущению злоупотребления своим
монопольным положением.

Следует учитывать
также тот факт, что в сложившихся условиях сильно монополизированного рынка,
где в качестве продавца чаще всего выступает всего одно предприятие, необходимы
меры для борьбы с монополиями. Особенности российского монополизма не позволяют
в борьбе с недугом российской экономики использовать зарубежный опыт, а тем
более ждать от него такой же эффективности, которую мы видим в развитых
капиталистических странах.

Отличие Российского
рынка, переживающего переходный период, от рынка стран с развитой экономикой, и
мера, принимаемая для борьбы с общими проблемами в рыночной экономике в России
должны быть иными, адекватные реалиям, сложившимся на Российском рынке.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. История конкуренции В экономике конкуренция — это сценарий, при котором различные
экономические фирмы борются за получение товаров, которые ограничены изменением
элементов комплекса маркетинга: цены, продукта, продвижения и места.

В классической экономической мысли конкуренция заставляет коммерческие
фирмы разрабатывать новые продукты, услуги и технологии, которые предоставили
бы потребителям больший выбор и лучшие продукты. Чем больше выбор товара на
рынке, тем обычно ниже цены на продукцию по сравнению с тем, какой была бы цена,
если бы не было конкуренции (монополия) или небольшой конкуренции (олигополия).

Это происходит потому, что в настоящее время нет соперничества между
фирмами за получение продукта, поскольку его достаточно для всех. Уровень
конкуренции, существующей на рынке, зависит от множества факторов как со
стороны фирмы/ продавца, так и со стороны количества фирм, барьеров для входа,
доступности информации, наличия/ доступности ресурсов.

 Количество покупателей на рынке
также влияет на конкуренцию, когда каждый покупатель готов платить, что влияет
на общий спрос на продукт на рынке[1].

Конкурентоспособность относится к способности и эффективности фирмы,
подсектора или государства реализовать и поставлять товары и услуги на данном
рынке в сравнении со способностью и эффективностью других на том же рынке. Это
связано с тем, что одна компания осуществляет попытку выяснить, как отобрать
долю рынка у другой компании[2].

Степень конкуренции, существующей на конкретном рынке, может быть
измерена количеством конкурентов, их схожестью по размеру и, в частности, чем
меньше доля продукции отрасли, которой владеет крупнейшая фирма, тем более
сильной, вероятно, будет конкуренция.

Ранние экономические исследования были сосредоточены на различии между
ценовой и неценовой конкуренцией, в то время как современная экономическая
теория сосредоточилась на пределе общего равновесия для многих продавцов.

По мере развития хозяйственной системы сообщества представления о
содержании конкуренции, которая представляет из себя один из основополагающих
аспектов процесса деятельности рыночного механизма, со временем
эволюционировали[3].

Под эволюцией подразумеваются медленные, поэтапные количественные и
качественные трансформации. Эволюцию в качестве процесса последовательной смены
определенных стадий или состояний системы характеризует ряд особенностей. [1] Научная
электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный доступ] Конкуренция как
форма экономических отношений в современном мире URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentsiya-kak-forma-ekonomicheskih-otnosheniy-v-sovremennom-mire-1/viewer [2] Ягафарова, Е. Ф. Взгляд на конкурентное преимущество фирмы с позиций
экономической теории / Е. Ф. Ягафарова // Журнал экономической теории. – 2018.
– №4. – С. 181–185. [3] Оберт Т.В. Теория конкуренции: учебное пособие для студентов экономических
специальностей. – Саратов: Изд–во «Саратовского государственного университета
им Н.Г.Чернышевского», 2014. – 80с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы