Логопедия Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Кондуктивная педагогика в системе корркионно-логопедической работе с детьми страдающими ДЦП

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования кондуктивной педагогики в системе корркионно-логопедической работе с детьми страдающими ДЦП 6
1.1. Кондукционная педагогика как метод реабилитации детей с ДЦП 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП 18
1.3. Методики коррекционно-логопедической работы с детьми с ДЦП 32
Список литературы 45

  

Введение:

 

Введение
Актуальность темы. Сегодня все больше внимания уделяется развитию системы инклюзивного образования, направленной на удовлетворение интересов и потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Разрабатываются новые методы терапии и реабилитации, программы социализации и адаптации. Проводятся различные мероприятия, направленные на поддержку и популяризацию этой сферы на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Важно обеспечить такое содержание терапии и реабилитации, которое обеспечит полноценное личностное, психическое и физическое развитие каждому члену общества, в том числе инвалидам, людям с нарушением физического и ментального развития.
Сегодня перед обществом стоит серьезная задача, направленная на активное вовлечение инвалидов в социальную и общественную деятельность, а также на повышение качества их жизни, уровня самостоятельности, способности к самообслуживанию. Это позволит им более успешно адаптироваться к обществу, реализовать себя, приспособиться к трудовой, учебной деятельности, овладеть профессий [1].
Все более остро стоит проблема нормального функционирования человека с ограниченными возможностями в обществе. Участие инвалида в различных сферах общественной жизни позволяет расширить и приумножить общественные связи и является важным достижением государства и общества. Вместе с тем возрастает и уровень ответственности, в частности, возникает необходимость создания специальных условий для обеспечения максимально удобных условий для достижения инвалидами определенных успехов на пути адаптации [2].
Единственным действительно эффективным средством успешной интеграции инвалидов в общество, является их включение в различные виды общественно значимой деятельности. Этому способствует, к примеру, популяризация массовых видов спорта, их адаптация под специальные потребности инвалида, привлечение как можно большего числа инвалидов к участию в соревнованиях, массовых выступлениях. Кроме того, разрабатываются новые нетрадиционные методы и формы работы с детьми [10].
Проблематика исследования. Наиболее изученным видом нарушений двигательной активности является детский церебральный паралич (ДЦП). Это патология, которая имеет различную этиологию. Примерно 25% случаев ДПЦ сопровождается умственной отсталостью, поскольку двигательная сфера напрямую связана с нервно-психическими функциями [12]. Недостаточно развиты и представления о структуре и форме собственного тела. Для детей с нарушениями двигательной функции характерны также нарушения формирования эмоционально-волевой сферы и поведения, которые особенно выражены при гиперкинетической и атонически-астатической формах нарушений.
Объект исследования – кондуктивная педагогика и ее роль в развитии и реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования – кондуктивная педагогика как средство адаптации и развития детей и подростков с ДЦП.
Цель исследования – изучить особенности и специфические потребности детей с ДЦП для дальнейшей разработки методики кондуктивной педагогики.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития и специфические потребности ребенка с ДЦП
2. Обобщить имеющийся опыт применения кондуктивной педагогики в реабилитации детей с ДЦП
3. Охарактеризовать методику кондуктивной педагогики как нетрадиционную форму работы с детьми, страдающими ДЦП.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что ребенок с ДЦП нуждается в специальной терапии, которая будет направлена не только на физическое развитие и реабилитацию, но и на решение коррекционных, компенсаторных и оздоровительных задач с целью преодоления дефектов физического развития, компенсации недостатков в двигательной сфере.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников по теме исследования; изучение нормативно – правовых актов, международных документов).
Научная новизна. Изучили и обобщили опыт использования кондуктивной педагогики для детей с ДЦП, выделили специфические потребности детей с ДЦП, на основании полученных данных предложили адаптивную программу лечения и реабилитации детей с ДЦП.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для написания методических рекомендаций, учебных пособий, для разработки курса лекций и практических занятий по терапии и реабилитации. Также результаты могут быть полезны практикующим специалистам, работающим с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Введение
Актуальность темы. Сегодня все больше внимания уделяется развитию системы инклюзивного образования, направленной на удовлетворение интересов и потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Разрабатываются новые методы терапии и реабилитации, программы социализации и адаптации. Проводятся различные мероприятия, направленные на поддержку и популяризацию этой сферы на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Важно обеспечить такое содержание терапии и реабилитации, которое обеспечит полноценное личностное, психическое и физическое развитие каждому члену общества, в том числе инвалидам, людям с нарушением физического и ментального развития.
Сегодня перед обществом стоит серьезная задача, направленная на активное вовлечение инвалидов в социальную и общественную деятельность, а также на повышение качества их жизни, уровня самостоятельности, способности к самообслуживанию. Это позволит им более успешно адаптироваться к обществу, реализовать себя, приспособиться к трудовой, учебной деятельности, овладеть профессий [1].
Все более остро стоит проблема нормального функционирования человека с ограниченными возможностями в обществе. Участие инвалида в различных сферах общественной жизни позволяет расширить и приумножить общественные связи и является важным достижением государства и общества. Вместе с тем возрастает и уровень ответственности, в частности, возникает необходимость создания специальных условий для обеспечения максимально удобных условий для достижения инвалидами определенных успехов на пути адаптации [2].
Единственным действительно эффективным средством успешной интеграции инвалидов в общество, является их включение в различные виды общественно значимой деятельности. Этому способствует, к примеру, популяризация массовых видов спорта, их адаптация под специальные потребности инвалида, привлечение как можно большего числа инвалидов к участию в соревнованиях, массовых выступлениях. Кроме того, разрабатываются новые нетрадиционные методы и формы работы с детьми [10].
Проблематика исследования. Наиболее изученным видом нарушений двигательной активности является детский церебральный паралич (ДЦП). Это патология, которая имеет различную этиологию. Примерно 25% случаев ДПЦ сопровождается умственной отсталостью, поскольку двигательная сфера напрямую связана с нервно-психическими функциями [12]. Недостаточно развиты и представления о структуре и форме собственного тела. Для детей с нарушениями двигательной функции характерны также нарушения формирования эмоционально-волевой сферы и поведения, которые особенно выражены при гиперкинетической и атонически-астатической формах нарушений.
Объект исследования – кондуктивная педагогика и ее роль в развитии и реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования – кондуктивная педагогика как средство адаптации и развития детей и подростков с ДЦП.
Цель исследования – изучить особенности и специфические потребности детей с ДЦП для дальнейшей разработки методики кондуктивной педагогики.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития и специфические потребности ребенка с ДЦП
2. Обобщить имеющийся опыт применения кондуктивной педагогики в реабилитации детей с ДЦП
3. Охарактеризовать методику кондуктивной педагогики как нетрадиционную форму работы с детьми, страдающими ДЦП.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что ребенок с ДЦП нуждается в специальной терапии, которая будет направлена не только на физическое развитие и реабилитацию, но и на решение коррекционных, компенсаторных и оздоровительных задач с целью преодоления дефектов физического развития, компенсации недостатков в двигательной сфере.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников по теме исследования; изучение нормативно – правовых актов, международных документов).
Научная новизна. Изучили и обобщили опыт использования кондуктивной педагогики для детей с ДЦП, выделили специфические потребности детей с ДЦП, на основании полученных данных предложили адаптивную программу лечения и реабилитации детей с ДЦП.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для написания методических рекомендаций, учебных пособий, для разработки курса лекций и практических занятий по терапии и реабилитации. Также результаты могут быть полезны практикующим специалистам, работающим с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

 

 

Список литературы:

 

Глава 1. Теоретические основы использования кондуктивной педагогики в системе корркионно-логопедической работе с детьми страдающими ДЦП

1.1. Кондукционная педагогика как метод реабилитации детей с ДЦП
Кондуктивная педагогика – это система реабилитации детей с ОВЗ. Создатель метода – венгерский педагог и врач Андраш Петё, профессор кафедры двигательной терапии Медицинского университета. А. Петё обладал незаурядными знаниями в области ортопедии, психиатрии, неврологии и реабилитации, которые он использовал на практике. Свои постулаты врач публиковал в медицинских изданиях под разными псевдонимами, в этих статьях были изложены основные тезисы кондуктивной педагогики.
Его неординарный подход к проблеме со временем получил признание. Государство выделяет Петё помещение, состоящее всего из двух комнат, где врач основывает медико-педагогические занятия с детьми из приюта. Его маленькие подопечные, прежде считавшиеся безнадежными, спустя 2 года смогли посещать в школу. В дальнейшем Петё возглавляет институт, рассчитанный на прием и реабилитацию уже 80 детей, а в 1985 году в Будапеште начинает работу институт, рассчитанный на стационарное лечение более 500 детей, имеющих двигательные расстройства [21].
Автор методики пришел к выводу, нарушение двигательных функций у детей нуждается не только в медицинской, но и в педагогической коррекции. Ребенка можно обучить движению – таков постулат кондуктивной педагогики.
Целостный и индивидуальный подход к ребенку, развитие его способностей, формирование личностных качеств и социальных навыков – основные цели кондуктивной педагогики. Андраш Петё считал, что нарушения в работе опорно-двигательной системы являются нарушениями познавательных способностей, что отрицательно сказывается на двигательных навыках человека. С другой стороны, стимуляция слабо развитых рефлексов помогает восстановить утраченные моторные функции.
Поскольку нервная система ребенка является довольно пластичной, при выполнении определенных упражнений происходит формирование двигательного стереотипа, который впоследствии закрепляется в сознании человека. Чем раньше будет начата коррекция, тем более успешными окажутся результаты.
Созданный в Будапеште институт им А. Петё уже несколько десятков лет принимает детей и взрослых с различными двигательными дисфункциями. Доказательством эффективности системы являются заметное улучшение уже после 1,5-2 месяцев обучения. Более половины детей при рано начатой реабилитации интегрируются в обычную среду.
Реабилитационный процесс осуществляется в несколько этапов в сборных группах численностью до 10 человек с проблемами разной степени поражения. Управление процессом осуществляется педагогом – кондуктологом («сопровождающий», «проводник»), владеющий знаниями в области медицины, психологии, педагогики, дефектологии, логопедии и лечебной физкультуры. Основная его задача – достижение наиболее эффективных результатов у каждого ребенка в процессе реабилитации: помочь преодолеть или минимизировать двигательную, речевую и психическую недостаточность, развивать задержанные и корригировать нарушенные функции.
Также он оказывает помощь в освоении программы родителям воспитанника для дальнейшей реализации в домашних условиях.
На основе достижений физиологии в кондуктивной педагогике выработался основной способ совершения любого движения, который выглядит следующим образом:
− афферентный синтез – поиск правильной позы, физиологически естественного положения тела и осознание этого исходного положения, зрительный контроль, показ, профилактика неверных поз, проговаривание вместе с кондуктором положения всех частей тела;
− принятие решений – сообщение ребенку цели движения, конечного результата и необходимых инструкций для его достижения;
− формирование программы действия – поэтапное, пошаговое описание движения и способа его выполнения с показом кондуктора;
− исполнение и получение результата – непосредственное выполнение движения ребенком и ритмический словесный комментарий, достижение цели;
− обратная связь – достижение цели, похвала кондуктора, одобрение членов коллектива [10].
Таким образом, управление двигательной активностью в кондуктивной педагогике создает основу для дальнейшей автоматизации двигательного навыка
Решение о целесообразности обучения детей принимается после полного обследования пациента, причем недержание физиологических функций не является причиной для отказа. Человек, поступивший на обучение, должен владеть минимальными социальными навыками, уметь понимать простые предложения, иметь некоторую физическую подвижность и в той или иной степени владеть языком [22].
Для каждого ребенка составляется индивидуальная комплексная программа реабилитации, нацеленная в первую очередь на личность, позволяющая ребенку проявить свою инициативу, показать себя самостоятельной личностью. При определении индивидуальных задач для каждого конкретного ребенка учитываются его неврологический, двигательный и психолого-логопедический статус. К этим задачам относится: формирование движений в этапах двигательного развития (тяжелые спастические формы детского церебрального паралича); уменьшение влияния ранних тонических рефлексов; подавление гиперкинезов; уменьшение спастичности определенных групп мышц; увеличение объема движений в суставах конечностей; улучшение равновесия, координации движений, ориентирования в пространстве и схеме тела; улучшение кинематического рисунка шага.
На каждого ребенка составляется карта, где фиксируются его имя, фамилия, возраст, диагноз и проблема, а также задачи реабилитации. Реабилитация ребенка по методу кондуктивной педагогики наиболее целесообразна в группе. Ее уклад создает условия для возникновения желания общаться, действовать вместе, сообща, что, в свою очередь, представляет мощный стимул для активизации каждого ее члена [18].
Занятие с детьми проводит педагог, владеющий специальными навыками. Его называют кондуктором (проводником). Кондуктор обладает обширными познаниями в области педагогики, медицины, анатомии, психологии, дидактики. В системе работают в основном женщины, закончившие Высшую школу кондуктологов.
Обучение детей проводится в течение дня определенными блоками, в которых чередуются физические упражнения и педагогические занятия. В ходе занятия кондуктолог не подгоняет ребенка при выполнении той или иной задачи, наоборот, его целью является побуждение человека к самостоятельным действиям, развитие инициативы. Все упражнения сопровождаются проговариванием каждого действия [11].
Кондуктивная педагогика не подразумевает индивидуальные занятия в чистом виде, возможен только индивидуальный подход к каждому из участников групповых занятий, так как у каждого воспитанника собственные задачи и способы их достижения. Роль педагога при этом – найти способ (от простого к сложному), который поможет конкретному ребенку наиболее активно и правильно выполнить поставленную задачу.
Занятия проводятся в группах, распределение детей осуществляется в зависимости от уровня их развития.
Следующий этап – создание программы реабилитации, комплексов заданий и физических упражнений с учетом возрастных, умственных способностей каждого ребенка. В комплексы реабилитации включаются задания и упражнения, зависящие от основного диагноза, уровня развития моторных навыков, при решении которых легче достичь эффективных результатов, что хорошо активизирует детей. Все упражнения основаны на физиологических движениях.
Можно определить следующие виды комплексных упражнений:
Упражнения в положении лежа: выполняются лежа на приче (от венгерского prices — нары) – деревянная кушетка, поверхность которой изготовлена из реек. Основные задачи комплекса – обучение физиологическим способам смены положений, начальная подготовка к ходьбе, достижение ортофункционального положения тела и его поддержание. Групповые упражнения стоя и подготовка к ходьбе. Исходное положение – сидя на стульях. Главная задача – обучение способам смены местоположения сидя и стоя, детальная проработка механизма ходьбы (опора на стопы, перенос центра тяжести, удержание вертикального положения и т.д.). Комплекс упражнений с различными предметами и спортивными снарядами (для индивидуальной работы) [13].
Индивидуальные упражнения занимают особое место в программе, где для каждого ребенка разработаны комплексы из 10– 15 перспективных заданий. Эта часть программы наиболее вариативна, так как в течение года, в зависимости от степени овладения каким-либо движением, она может расширяться и усложняться. Эти занятия рекомендуется выполнять в рамках индивидуальных заданий на развитие ходьбы или во время игр и прогулок. Сюда входят упражнения с мячом, упражнения на лестнице, на гимнастической скамейке, со стулом, с мешочками, гимнастической палкой, упражнения, имитирующие различные движения, ходьба с усложненными заданиями и упражнения у шведской стенки. Для достижения максимально возможного расслабления мышц при определенных патологиях используют специальные упражнения. В процессе упражнений, исходя из того, что ритм выполнения упражнений медленный, счет должен быть ровным, спокойным, комментарии монотонными [16].
Для достижения максимально возможной концентрации внимания в процессе реабилитационной работы с ребенком используют специальные упражнения. При выполнении таких упражнений счет дается ровный и резкий (командный голос). Такой подход внушает уверенность и способен управлять вниманием ребенка [22].
При подборе комплекса упражнений желательно применять озвучивание – песенки, стихи, потешки. Известно, как важны ритм, музыка для детей с детским церебральным параличом. Речь же играет главную роль на занятиях по методу кондуктивной педагогики, ведь понимание, осмысление действий происходит через язык. Поза, движение, действия могут быть осознаны с помощью языка. Это создает условия для их изменения, таким образом, прослеживается неразделимость умственного развития и двигательного. А движения, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают условия для воспитания личности и интеграции воспитанника в общество [12].
На этапе проведения занятий в качестве средств мотивации выбираются предметы, манипуляции, которые позволяют воспитанникам наблюдать основные качества и усваивать их назначение, так как у детей, живущих в реабилитационном центре, наблюдается недостаток жизненного опыта.
На занятиях используются дыхательная и пальчиковая гимнастики, проводятся упражнения и основные виды движений с использованием кондуктивного оборудования:
1. Шведская стенка необходима для обучения детей приседанию без отрыва пяток от пола, держась за перекладину, для обучения подъему вверх и спуску вниз.
2. Ортопедическая кровать-прича для обучения умению переворачивать свое тело, держась руками за спинки кровати, умению садиться самостоятельно, подтягиваться, ходить вокруг прича приставным шагом, держась за планки.
3. Гимнастическая скамейка используется для обучения детей умению сидеть без опоры, двигаться влево, вправо, имитируя езду на лошади, в позиции «лежа на скамейке» делать хват руками и подтягивание вперед, перемещая тело по скамье.
4. Кондуктивный стул служит для обучения сохранять правильную осанку, сидя на стуле, самостоятельно вставать, ходить, толкая стул перед собой, используя его в качестве опоры.
5. Дорожки со следами служат для указания правильного положения стопы.
6. Гимнастические палки нужны для того, чтобы учить делать хват руками, лежа на животе.
7. Разнообразные ходунки и палки-трости используются для обучения навыкам ходьбы и поддержания равновесия.
8. Резиновые кольца используются на игровых занятиях для развития мелкой моторики.
9. Специальные клеенки с клейкой основой, чтобы сидя ребенок мог зафиксировать ноги.
10. Мячи с шершавой поверхностью, с помощью которых можно развивать мелкую моторику рук.
Цель занятий – развитие психофизической активности детей, воспитание чувства уверенности в своих силах и возможностях при осуществлении различных видов деятельности. Для восстановления двигательной активности ребенка необходимо следовать следующим правилам:
1. Упражнение должно быть выполнимо. Как только ребенок понимает, что он не в состоянии справиться с заданием, он теряет к упражнению всякий интерес и приобретает уверенность, что оно вовсе невыполнимо. Вот почему для облегчения задачи часто требуется разложить упражнение на элементы и попробовать выполнить их поочередно, облегчив тем самым первоначальную задачу ребенка.
2. Чрезвычайно важно не количество, а правильность выполнения упражнений. Их необходимо проводить на специальных тренажерах и с помощью специальных приспособлений. 3. Упражнение не должно надоедать, поэтому сотрудники центра, занимающиеся с больными детьми, должны постоянно менять тренажеры, максимально варьируя их использование не только в течение дня, но и еженедельно, менять ритм и режим упражнений, включать в тренаж с помощью определенных приемов процессы туалета, одевания-раздевания, еды [19].
Противопоказаниями для проведения групповых занятий посредством кондуктивной педагогики являются:
1. Высокая степень интеллектуальной недостаточности (идиотия, имбецильность).
2. Сопутствующие психические заболевания, сопровождающиеся агрессивностью и непредсказуемым поведением.
3. Декомпенсированная внутричерепная гипертензия с частыми судорожными приступами (до 3 раз в день на фоне противосудорожной терапии).
4. Декомпенсированные состояния сердечно-сосудистой, легочной и других систем. Необходимо подчеркнуть, что все занятия проводятся в игровой форме. Они должны соответствовать уровню интеллектуальных и двигательных возможностей детей конкретной группы.
В арсенале педагога по кондуктивной педагогике должна быть огромная масса игр и игровых упражнений, все игры проводятся в первой половине дня. Каждая игра идет в сопровождении песенки или стихотворения, которые вырабатывают у ребенка чувство ритма, правильное дыхание, а также усиливают мотивацию к движениям. При распределении ролей следует учитывать неврологический статус ребенка. Так, ребенок с атонически-астатической формой детского церебрального паралича может выполнять любую роль, но при этом педагог должен следить за правильной позой при ходьбе, неторопливым темпом выполнения действий (правильность кинематического рисунка шага, законченность и точность движений). Ребенок с гиперкинетической формой также может участвовать в игре в любой роли, а педагог должен контролировать четкое и последовательное выполнение движений. Важно, чтобы ребенок не волновался, не спешил (так как при волнении гиперкинезы усиливаются), действовал в размеренном темпе [18].
Детям со спастической диплегией с гемипаретическими формами предпочтительно подбирать роли, где действия выполняются обязательно обеими руками (крутить руль, нажимать кнопки на пульте и т.п.). Дети с тяжелой двигательной патологией в виде двойной гемиплегии могут участвовать в играх, выполняя относительно пассивную роль. В ситуациях, когда ребенок не включается в игру в силу тяжелой двигательной патологии или низкого интеллектуального развития, с ним проводятся индивидуальные занятия. В этих случаях используются различные игровые моменты, которые помогают формировать правильные двигательные стереотипы, например, одно из известных игровых упражнений на большом мяче: ребенок лежит на животе, обучающий держит его за ноги и, слегка покачивая вперед-назад, говорит: «Ты у нас сегодня птичка, помаши крылышками, посмотри, какое над тобой солнышко». Это упражнение помогает уменьшить спастичность мышц, влияние ранних тонических рефлексов, укрепить мышцы спины и шеи, сформировать установочный рефлекс на голову, укрепит мышцы плечевого пояса и увеличить объем движений в плечевых суставах. Эффективным считается игровое упражнение для формирования правильного хвата и увеличения объема движений в плечевых суставах, которое проводится с гимнастической палкой (шестом) [24].
При выполнении упражнения ребенок сидит на полу («по-турецки» или вытянув вперед ноги) или на стульчике и держит обеими руками перед собой палку, вертикально стоящую на полу. Обучающий предлагает: «Давай покажем, как обезьянка лезет за бананом на пальму». Руки ребенка вначале внизу, затем он перехватывает ими по очереди палку, передвигаясь вверх. Если ребенок не может сам устойчиво сидеть, мама (кто-то из родителей) поддерживает его, придерживает палку и следит за правильностью хвата. В группе каждое движение отрабатывается в буквальном смысле пошагово [20].
Воспитатель «ведет» ребенка: учит его ходить, брать предмет в руку, приседать. Это повторяется изо дня в день, по нескольку часов подряд. Все это необходимо для того, чтобы в конечном итоге воспитанники научились обслуживать себя сами. Эффективность работы во многом зависит от мотивации к деятельности. В большинстве случаев у детей с ограниченными возможностями побуждение к движению отсутствует. Поэтому с самого начала работы огромное значение имеет активизация деятельности ребенка, уяснение им задания и развитие самостоятельности. Важным показанием к использованию данной технологии является создание педагогом ситуации успеха для каждого ребенка, благоприятной атмосферы, тесного межличностного контакта в процессе социально-педагогической реабилитации. Без осознания ребенком своего успеха поддерживать его активность малопродуктивно. Педагог всегда должен помнить, что не бывает 34 сиюминутных мгновенных успехов – работать необходимо долго и терпеливо, и обязательно нужно верить в пользу, которая будет принесена детям [19]
Кондуктивная педагогика считает, что любой ребенок с ограниченными двигательными навыками способен развиваться и выискивает возможности, заложенные в самом человеке. После занятий у ребенка улучшается речь, внимание, физическое развитие, координация движений. Он способен пользоваться столовыми приборами и приобретает другие навыки самообслуживания. Но самое главное – ребенок приобретает уверенность в своих возможностях.
В большинстве случаев, коррекционно-развивающая работа организовывается с использованием игровых технологий, организации свободного общения. Учитываются результаты диагностики. В планирование должна быть включена работа логопеда, психолога. Должны быть даны рекомендации педагогам, воспитателям, родителям [20].
В основном применяются игровые технологии. Это связано с тем, что у ребенка игра является основным, ведущим видом деятельности. При этом игра позволяет максимально активировать познавательную деятельность, повышает познавательную активность. Применяются игровые технологии, которые способствуют расслаблению, развитию, постановке звуков, адаптации к обществу [23].
В основу работы с детьми положены игровые технологии. Это объясняется тем, что игра – неотъемлемая часть воспитания ребенка. Игра может быть охарактеризована как основной вид деятельности, поскольку при помощи игры происходит формирование и становление личности школьника. При помощи игры реализуются все основные потребности и навыки детей, происходит взаимодействие с миром взрослых, окружающим миром.
Игра позволяет ребенку находить контакт со сверстниками. Детей, как правило, объединяет общая игровая деятельность, формирует общие интересы, потребности, цели. Также при помощи игры формируются общие интересы, увлечения. Совместная деятельность способствует развитию личности, формированию социально – значимых качеств, умения общаться. Игра дает ребенку чувство необходимости, он может чувствовать себя частью коллектива, учится взаимодействовать с ним [4].
При помощи игры можно оказывать воздействие на ребенка, в том числе и воспитательное, логопедическое, коррекционное. Педагог в ходе проведения коррекционных программ может широко задействовать игровые технологии и элементы для достижения самых разнообразных целей и задач. В первую очередь необходимо сосредотачивать внимание ребенка на формировании навыка общения, развития речи, формирования положительных взаимоотношений в коллективе. Тогда он ощущает потребность в общении, чувствует себя частью коллектива, стремится высказать свои мысли, ощущения, эмоции, а также стремится понять окружающих. Под воздействием подобного стремления происходит в первую очередь развитие речи.
Игра является неотъемлемой частью воспитания ребенка, поскольку именно через игру школьник начинает чувствовать себя частью коллектива. Воспитатель, в свою очередь, сосредотачивает внимание на том, чтобы чувства и действия ребенка способствовали установлению положительных отношений друг с другом, основанных на дружбе и справедливости [3].
Занятие для детей с ДЦП имеет свою специфику. В частности, отличается продолжительность занятия. С детьми занимаются примерно 20-30 минут. Затем нужно сменять вид деятельности, поскольку наступает пресыщение и запредельное торможение в коре головного мозга. Важно правильно и равномерно распределить нагрузку. При этом необходимо соблюдать основные принципы работы – последовательность, постепенность. Важно обеспечить последовательный переход от простых приемов и упражнений к более сложным. При этом должны соблюдаться и другие принципы: доступность информации, ее адекватность и соответствие возрасту и уровню развития ребенка, степени его отсталости.
Важно чередовать различные виды деятельности, равномерно распределять нагрузку в течении занятия. Применяют различные способы подачи информации. Чаще всего умственную деятельность чередуют с подвижными играми и физическими упражнениями. В том случае, если нагрузка оказывается слишком большой для ребенка, и по каким-то причинам он не справляется, проводится индивидуальная работа. В ходе работы умственно отсталых детей обязательно нужно поощрять. Особенно значимо для них словесное поощрение.
Также важно постоянно стимулировать интерес и стремление к познанию. В ходе реализации непосредственно учебного и коррекционного процесса рекомендуется следующее: использовать новейшие методики обучения, применять приемы моделирования с целью повышения запоминаемости, применять рациональные методики проверки домашнего задания, задавать задания, позволяющие максимально эффективно повысить качество обучения, сократив при этом к минимуму срок выполнения заданий. Педагогу рекомендуется сократить до минимума применение различных записей, повысив при этом процент мультимедийных презентаций, плакатов или прочих аудио – визуальных средств.
При наличии у ребенка даже минимальных нарушений речи, важно проводить ее своевременную коррекцию. Это обусловлено тем, что своевременное овладение правильной речью является основой дальнейшего развития личности, лежит в основе овладения грамотой [24].
Таким образом, принципы организации коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми детьми определяются в зависимости от особенностей проявления пониженной обучаемости, от общих особенностей их психического развития, а также состояния здоровья. Особенности работы заключаются в том, что при работе с такими детьми важно соблюдать последовательность и систематичность обучения, постепенно проводить усложнение заданий. Организовывать занятия лучше в форме игровой деятельности. Нужно все время активизировать познавательную активность.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы