Курсовая теория Иностранные языки Лингвистика

Курсовая теория на тему Концепт «Macht» в немецкой Лингвокультуре

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТОВ 5
1.1. Понятие языковой картины мира в современной лингвистике 5
1.1.1 Проблема взаимодействия и взаимосвязи языка и культуры 5
1.1.2 Картина мира как основное понятие лингвокультурологии 7
1.1.3 Языковая картина мира в лингвокультурологическом аспекте 11
1.2 Концепт как основная единица языковой картины мира и способы его объективизации 14
1.2.1 Понятие концепт и подходы к его изучению 14
1.2.2 Лингвокультурный концепт как единица исследования 17
1.3 Сущности характеристики и методика описания лингвокультурного концепта 21
Выводы 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

 

  

Введение:

 

Данная работа выполнена в рамках лингвокультурологических исследований и направлена на анализ концепта Macht в немецкой лингвокультуре.
Понятие «концепт» выделяется в пределах относительно новых научных дисциплин – когнитивной лингвистики и лингвокультурологии. Лингвокульутрология исследует взаимосвязь и взаимовлияние культуры и языка. Её разрабатывают такие отечественные учёные как Н. Д. Арутюнова, В. В. Воробьёв, В. И. Карасик, В. А. Маслова, Ю. С. Степанов и др.
Исследование любого лингвокультурного концепта в качестве единицы языковой картины мира представляет ценность для обнаружения особенностей культуры и мировоззрения определенной лингвокультурной общности.
Актуальность представленного исследования определяется противоречием между важностью понятия лингвокультурного концепта и отсутствием общности подходов и методов его описания, а также тем, что в пределах современного лингвистического антропоцентризма анализ концептов дает возможность выявить особенности и закономерности развития и формирования лингвистической компетенции человека.
Целью работы является изучение языковой репрезентации концепта Macht в немецкой лингвокультуре.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующего ряда задач:
1. Рассмотреть понятие картины мира в современной лингвистике.
2. Определить содержание понятия «концепт» как основной единицы языковой ккартины мира и уточнить способы его объективизации.
3. Охарактеризовать сущностные характеристики и методику описания лингвокультурного концепта.
4.
Объектом исследования является лингвокультурный концепт Macht в языковой картине мира представителей немецкой лингвокультуры.
Предмет исследования – языковая репрезентация концепта Macht в немецкой лингвокультуре.
Актуальность работы объясняется тем, что лингвокультурология относится к активно развивающимся областям лингвистики. К тому же, актуальность обусловлена сами предметом исследования – концепт Macht, который являясь языковой универсалией, становится предметом активного изучения в философии, социологии, политологии и других областях знаний.
В процессе подготовки данной работы использовались общенаучные методы исследования: структурный анализ, метод индукции и описательный метод, включающий в себя наблюдение, сопоставление, обобщение и интерпретацию полученных фактов. Также применялись частнонаучные методы: лексико-семантический анализ для характеристики семантико-строевого уровня ее организации, реконструкцию языковой модели на основе произведенных текстов. Данные методы и приёмы соответствуют целям и задачам исследования и обеспечивают достоверность полученных результатов.
Материалом исследования послужили .
Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов в спецкурсах по лингвокультурологии.
Структура работы.
Во введении обосновывается актуальность выбора объекта и предмета исследования, определяются основные цели, задачи и методы исследования проблемы, указывается теоретическая база исследования.
Первая глава, состоящая из трех параграфов, носит теоретико- обзорный характер. В ней рассматриваются вопросы взаимосвязи языка и культуры, понятие концепта, методика описания лингвокультурного концепта.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Понятие «картина мира» подразумевает упрощенную и обобщенную схему реальности, интерпретируемую индивидом. Языковая картина мира — все знания, которые формируются в процессе познания действительности (окружающего мира) и запечатлены в сознании человека в языковой форме.
Национальная концептосфера состоит из лингвокультурных концептов, к которым относятся:
— безэквивалентные концепты, отраженные в языке безэквивалентной лексики;
— лингвокультурные концепты с ярко выраженной национальной спецификой;
— универсальные концепты, что получили определенные специфические черты в сознании народа.
Концепт – это операционная единица мысли как способ и результат категоризации знания, т.к. его объектом выступают ментальные сущности, образования которых в существенной степени устанавливаются формой абстрагирования, модель которого определяется самим концептом, таким образом он не только описывает объект, но и формирует его.
Национально-маркированными концептами есть те центральные единицы, вокруг которых организуются целые области национальной культуры. Изучив их диахроническое развитие, мы можем продемонстрировать общие принципы, формирующие структуру и единство национально-культурной сферы народа в целом и часто могут объяснить целый ряд понятий, существующих в различных сферах общественной жизни. Ведь ценности и установки, которые являются общепринятыми в разговорной практике, обусловлены наполнением национально-маркированных концептов, как на современном этапе развития нации, так и включают в себя предыдущие, часто сохранены только подсознанием носителей языка, ассоциативные и оценочные представления.
Структура лингвокультурного концепта включает образную, ассоциативную, понятийную, ценностную, этимологическую и историческую составляющие.
Анализ художественных концептов включает в себя элементы исследования лингвистического и культурологического направлений.
Концептный анализ предполагает исследование воплощения концепта на разных уровнях текста (тематическом, сюжетно-композиционном, мотивно-образном).

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТОВ
1.1. Понятие языковой картины мира в современной лингвистике
1.1.1 Проблема взаимодействия и взаимосвязи языка и культуры
Проблема соотношения языка и культуры на протяжении многих лет интересует ученых. Одни полагают, что язык относится к культуре как часть к целому, другие – что язык лишь форма выражения культуры, третьи – что язык не является ни формой, ни элементом культуры. Так, по мнению Э. Сепира, «культуру можно определить, как то, что данное общество делает и думает, язык же есть то, как думает» [Сепир, 1993: 56].
Взаимоотношения явлений «язык» и «культура» очень непросты. Может быть по той причине, что не существует стойкого, четкого и общепризнанного понятия «культура». Известно не менее 600 определений культуры, отражающих либо общество в целом, либо овеществленный труд, либо совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком и т.д. [Вежбицкая, 2001: 78].
Мы понимаем «культуру» как комплекс духовного освоения действительности, уровень ее восприятия – с одной стороны, а с другой, – как хранение, распределение и потребление духовных ценностей носителями данной культуры и внутри самого этноса, и вне его [Базарова, 2007: 75].
На современном этапе развития общества и научной мысли все очевиднее высвечивается необходимость подробного анализа и изучения языковых и социокультурных процессов в их обоюдном взаимодействии.
Причем очевидно, что невозможно рассматривать языковые явления без установления условий и границ развития культуры общества. Ряд ученых, в основном отечественных философов, – таких как С.А. Атановский, Г.А. Брутян, Е.И. Кукушкин, Э.С. Маркарян – считает, что взаимосвязь языка и культуры движется в одну сторону, поскольку язык отражает действительность, а культура есть неотъемлемый компонент этой действительности, с которой сталкивается человек, то и язык – простое отражение культуры.
Другие говорят, что язык, являясь средой человеческого бытия, не существует вне человека как объективная данность, он находится в нем самом, в его душе, памяти и сознании, меняя свои формы в мыслях и в высказываемых словах.
Таким образом, рассуждения о соотношении языка и культуры приводят к выводу: язык – факт культуры, во-первых, потому что он ее составная часть, которую мы наследуем от наших предков; во-вторых, основной инструмент, посредством которого мы усваиваем культуру; в-третьих, важнейшее из всех явлений культурного порядка. Если мы хотим понять сущность культуры – науку, религию, литературу, то должны рассматривать эти явления как коды, формируемые подобно языку, поскольку естественный язык имеет лучше всего разработанную модель. Эту мысль мы можем подтвердить словами С.Г. Тер-Минасовой: «Язык – зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира» [Тер-Минасова, 2000: 41].
Если каждый носитель языка одновременно является и носителем культуры, то языковые знаки приобретают способность выполнять функцию знаков культуры и тем самым служат средством представления основных установок культуры. Именно поэтому язык способен отображать культурно-национальную ментальность его носителей.
Язык и культура – сложные и многогранные явления, имеющие коммуникативно-деятельностную, ценностную и символическую природу. Культура устанавливает место человека в системе общественного производства, распределения и потребления материальных ценностей. Она целостна, имеет индивидуальное своеобразие и общую идею, и стиль [Семенова, 2012: 86]. Язык не просто называет то, что есть в культуре, не просто выражает ее, формирует, как бы прорастая в нее, но и сам развивается в культуре. Культура формирует сложную и многообразную языковую систему, благодаря которой происходит накопление человеческого опыта и передача его из поколения в поколение. Уровнем развития материальной и духовной культуры общества определяется форма существования языка.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы