Курсовая теория Гуманитарные науки Политология

Курсовая теория на тему Концепция современного федерализма в Российской Федерации: политологический аспект

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Анализ концепции современного федерализма в Российской Федерации 10
1.1. Исторические аспекты становления и развития федерализма в Российской Федерации 10
1.2. Сущностные характеристики современной модели федерализма вРоссийской Федерации 17
Глава 2. Современная модель федеративных отношений в контекстеполитического устройства Российской Федерации 24
2.1. Ключевые характеристики присущих политической сфереобщественных отношений в Российской Федерации 24
2.2. Проблемы и основные направления развития федеративных началсовременной государственности Российской Федерации 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 39

  

Введение:

 

Актуальность темы. Развитие демократического государства в современных условиях невозможно представить без оптимально выстроенной структуры власти и эффективного взаимодействия всех органов государственного управления. От того, насколько компетентно выстроена политическая система, в рамках которой функционируют три ветви власти, зависит развитие государства и общества.
В условиях многонационального государства, когда зачастую нации проживают компактно на определенной территории, важную роль играет административно-территориальное устройство страны: унитарное или федеративное. Принципы федерализма в наилучшей степени отражают интересы наций, представленных в государстве.
В то же время, федеративное государственное устройство имеет и свои потенциальные недостатки. В частности, для эффективного управления требуется сильные и эффективные государственные институты, повсеместное уважение нормативно-правовой базы и умелое разрешение возможных очагов межнациональных противоречий. В противном случае, как показывает, в том числе, и новейшая история России, возникает угроза сепаратизма и появления новых государственных или квазигосударственных образований. Или же, на месте федерации может возникнуть конфедерация или группа независимых государств.
Объективно существующие противоречия между двумя основными принципами международного права — принципом территориальной целостности и принципом самоопределения наций – при определенных условиях находят свое отражение в федеративном устройстве.
С учетом опыта новейшей истории нашей страны, пережившей процесс распада в 1991 году и стоявшей перед угрозой дальнейшей децентрализации в течение 1990-х годов, изучение основ федерализма и их дальнейшего развития в условиях современной государственности Российской Федерации представляется в высшей степени актуальным.
Степень изученности темы. Вопросы формирования и развития федерализма в России изучались отечественными и зарубежными специалистами.
Среди российских ученых можно выделить работы А. Петухова , Н. Трусова , Л.Смирнягина и И. Бусыгиной , анализировавших различные аспекты федеративной системы управления Российской Федерации. В то же время, следует отметить в большей степени описательный характер этих работ, явный недостаток критической оценки складывающейся ситуации и, как следствие, проблемы с прогнозированием перспектив развития федерализма в России.
Более обстоятельный анализ предлагается в работах зарубежных ученых. Попытка комплексного анализа ситуации в контексте отношений с Европейским Союзом и принципами западной демократии сделана в труде А. Катарины . Эволюцию взаимоотношений центра и регионов рассматривает Н. Петров . А. Симардон сделал акцент на корректировке баланса отношений по оси центр-регионы в пользу центра, сформулировав вывод об упадке федерализма.
Оценки современного состояния и перспектив развития федерализма сделаны в исследованиях К. Росс и А. Кэмпбелла , а также коллективных трудах западных аналитических центров .
В целом, можно отметить недостаток комплексных исследований федерализма и его перспектив в современной России, особенно на русском языке.
Цель работы заключается в исследовании концепции современного федерализма в Российской Федерации.
Задачи работы состоят в следующем:
— рассмотреть исторические аспекты становления и развития федерализма в Российской Федерации;
— определить сущностные характеристики современной модели федерализма в Российской Федерации;
— проанализировать ключевые характеристики, присущие политической сфере общественных отношений в Российской Федерации;
— выявить проблемы и основные направления развития федеративных начал современной государственности Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией федеративной модели административно-территориального устройства государства в современной России.
Предметом исследования являются нормы права, опосредующие политологическое многообразие формулировок, характеристик и механизмов.
Методология и методы исследования. При решении поставленных в работе задач использовались принципы научности и историзма. К числу методов исследования, применимых в работе, относятся такие общенаучные методы, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция.
В ряду специальных использованных методов исследования можно назвать историко-генетический метод, с помощью которого удалось посредством последовательного хронологического анализа событий выявить особенности развития федеративной системы Российской Федерации. Проблемно-хронологический метод позволил выделить основные этапы эволюции федерализма в современной России.
Нормативно-правовая база исследования. Нормативно-правовой базой исследования стал Основной закон Российской Федерации 1993 года с последующими поправками , в котором изложены принципы федерального устройства страны. Также, полагаем целесообразным включить сюда и проект Закона Российской Федерации О Поправке к Конституции Российской Федерации О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти, одобренный Государственной Думой 11 марта 2020 года .
Свою роль в разъяснении исторических аспектов сыграли Конституции СССР и РСФСР от 1977 и 1978 годов соответственно.
Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О политических партиях» служит важным примером перераспределения полномочий от регионов к центру .
Практическая значимость исследования. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в учебном процессе, на лекционных и семинарских занятиях в соответствующих дисциплинах, в выступлениях на студенческих или иных научно-практических конференциях, при подготовке научных публикаций. Также, материалы работы могут быть использованы при дальнейших исследованиях данной темы.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования обусловлена наличием в работе следующих выводов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На протяжении всей истории России цари, советские лидеры и постсоветские президенты сталкивались с трудностями управления обширной и разнородной территорией, и федерализм был определен как наиболее подходящий ответ на этот вызов.
Даже после распада федерации советского стиля на вновь созданную Российскую Федерацию все еще в значительной степени влияли ключевые элементы старой системы. Фактически, когда центральные власти потеряли контроль, они также не смогли принять соответствующее законодательство для надлежащей децентрализации и разделения власти. Центральное правительство при президенте Ельцине отреагировало на хаотическую ситуацию после распада Советского Союза путем переговоров с различными субъектами, посредством которых оно предоставляло различные права субъектам федерации и создало асимметричную модель федерализма.
Конституция Российской Федерации 1993 года разграничивает полномочия между федеральным центром и регионами. Однако политика Москвы отличалась радикально при Б. Ельцине и В, Путине.
Ключевое различие в практике федерализма при Ельцине и Путине касается отношений между центром и регионами. Хотя при правительстве Ельцина губернаторы были очень влиятельными, его преемнику удалось восстановить федеральную власть над регионами. После дезорганизованной децентрализации и резкой федеральной фрагментации 1990-х годов в России наблюдался процесс рецентрализации. Путин защищал свои реформы, утверждая, что они имеют решающее значение для безопасности и единства страны, в частности, в отношении ситуации в республиках Северного Кавказа.
В XXI веке практика развития федерализма в России предусматривает усиление роли центра в ущерб регионам. Все ключевые вопросы решаются в Москве. Изменения коснулись практически всех сторон деятельности, начиная с формирования Совета Федерации, где, в отличие от периода 1990-х годов, губернаторам запрещено претендовать на членство в силу нарушения принципа разделения исполнительной и законодательной власти, и заканчивая запретом на формирование политических партий по региональному принципу, что ограничило, если не полностью лишило, даже формальной самостоятельности регионов. Существенно сузились и возможности по формированию бюджета регионов.
Перспективы дальнейшего развития федерализма в современной России могут основываться на трех сценариях. Согласно первому, все концентрируется вокруг первого лица в государства, и политическая система во многом напоминает самодержавие.
Второй сценарий предусматривает регионализацию по образцу нала 1990-х годов с угрозой распада государственности и ее радикального ослабления на грани открытого проявления регионального сепаратизма.
Наконец, третий сценарий предусматривает относительную автономию регионов с сохранением единого централизованного правительства, которое отстаивает общие интересы внутри страны и на международной арене. Главный вопрос — может ли Россияв ыжить как государство со свободной центральной властью и регионами, которые проводят политику посредством анализа экономических преимуществ, не грозит ли этот сценарий также распадом единой страны.

 

Фрагмент текста работы:

 

Чтобы понять современный российский федерализм, необходимо учитывать исторический аспект страны, ее наследие. На протяжении всей истории монархи царской России, вожди советского государства и постсоветские президенты сталкивались с трудностями управления обширной и разнородной территорией. Федерализм был определен как наиболее подходящий ответ на этот вызов.
Основы федеративного устройства современной России были заложены еще в период революционных событий 1917 года. При этом, можно согласиться с тем, что опыт многовековой империи в значительной степени сформировал российское понимание отношений между центром и периферией, и Советский Союз не был исключением из этого» .
Конституция СССР формально закрепляла федеративное устройство страны. Так, в статье 70 Конституции 1977 года Союз Советских Социалистических Республик описан как«единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма» .
Статья 71 Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, принятая в 1978 году, разъясняла, что в ее состав входят автономные советские социалистические республики, края, области, города республиканского подчинения, автономные области, находящиеся в составе краев, автономные округа, находящиеся в составе краев и областей .
Несмотря на букву конституционных норм, Советский Союз, характеризовавшийся однопартийной системой и централизованно планируемой экономикой, фактически был одним централизованным унитарным государством. В этой связи можно отметить, что культура региональной автономии и местного самоуправления была крайне слабо развита в период, когда национальной идеей и общенародной целью на уровне Основного закона заявлялось построение коммунизма.
После безуспешных попыток преодолеть системный кризис 1980-х годов Советский Союз распался. Вслед за образованием независимых государств на месте союзных республик об одностороннем объявлении суверенитета одна за другой заявляли Автономный Советские Социалистические Республики. 30 августа 1990 года Татарстан был одной из первых АССР, которая приняла декларацию о государственном суверенитете. Ни Советский Союз, ни РСФСР были не в состоянии противостоять «параду суверенитета», и центральные власти не имели другого выбора, кроме как признать фактическую децентрализацию.
Начало процесса развития федерализма и демократизации в России хорошо символизировали инерцию центральных властей, которая привела к окончательному распаду СССР, о чем свидетельствует Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации 12 июня 1990 года .
В этом контексте хаотичной и неконтролируемой децентрализации федеральное правительство России столкнулось с риском полной потери контроля. 31 марта 1992 года был подписан Федеральный договор со всеми субъектами федерации (за исключением Чечни и Татарстана).
Хотя согласованная форма федерализма рассматривалась как единственный способ сохранения различных территориальных единиц в границах России и стабилизации отношений между центром и периферией, она также создала основу асимметричной федерации путем дальнейшей детализации распределения власти, предоставляемой в различные субъекты Российской Федерации .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы