Курсовая теория на тему Концепции власти и их влияние на современное государство
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Психология восприятия политической власти. 5
1.1
Природа и сущность политической власти. 5
1.2
Психология власти: генезис и основные виды проявления. 11
1.3
Психология восприятия власти. 14
2.
Концепции власти и их влияние на государство. 17
2.1
Определение понятия власть. 18
2.2.
Власть и ее источники. 23
2.3
Идеология. 27
2.4
Легитимность власти. 29
Заключение. 32
Список использованной литературы 33
Введение:
Термин «власть» до сих пор не
обладает объемным и широким пониманием, причем как со стороны политической
науки, так и со стороны повседневной жизни. В связи с этим мы имеем широчайшее
многообразие понятий «власть». Согласно мнению Г. Гегеля, «власть является
присвоением чужой воли»; у Б. Рассела было иное определение «власть является не
чем иным, как реализацией определенной цели»; Э. Хемингуэем было сказано
следующее: «Жизнь есть игра, а ее конечная цель это власть» и т.д. и т.п.
Появление подобных высказываний неспроста ведь власть сопровождает нас всегда,
она появляется там, где имеется устоявшееся объединение людей — семья,
производственный коллектив, любое учреждение и т.д. Можно выделить несколько
интерпретаций понятия власть, «способность к какому — либо действию»,
«способность к воздействию на других людей», «наличие полномочий связанных с
выполнением определённых обязанностей», «правительство государства» и т.д.
Соответственно власть, пожалуй, это самый расплывчатый термин, но в тоже время
самый спорный в общественной науке.
В терминологии русского языка
власть имеет в основном три значения.
1. Наличие прав и возможностей в
распоряжении кем-нибудь либо чем-нибудь, подчиняя это себе.
2. Наличие политического
господства, государственного управления и его органов.
3. Лицо, имеющее
правительственные, административные полномочия.
В «Новом энциклопедическом
словаре» (2008) власть имеет следующую трактовку: «наличие способностей и
возможностей в оказании определяющего воздействия на процессы деятельности, поведения
людей используя различные средства – волю, авторитет права, насилие;
политического господства, системы государственных органов».
Актуальность работы основана на
основных концепциях власти и какое воздействие они могут оказать на современное
общество и государство в целом.
Цель работы: изучить концепции
власти и их влияние на современное государство.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить ряд задач:
1. Изучить психологию восприятия
политической власти
2. Рассмотреть основные концепции
власти и их влияние на государство.
Объект исследования: Власть.
Предмет исследования: Концепции
власти.
Заключение:
Общий вывод проведенного
исследования заключается в следующем. «Представления российских респондентов о
власти основываются в основном на эмоциях, которые испытывают граждане по
отношению к представителям власти и тем действиям, которые они совершают. Рациональные
оценки встречаются довольно-таки редко. Власть представляется в образах
респондентов когнитивно сложной, богатой, насыщенной деталями. Это, безусловно,
делает ее более зримой и понятной, более психологически близкой и менее
отчужденной. Однако образ власти в сознании российских респондентов нельзя
назвать сформированным и устойчивым».
Исследование восприятия
политической власти, формирование адекватного образа власти в сознании (и
подсознании) граждан – важнейшее направление практической деятельности
политических психологов. Ведь, как известно, политическая система функционирует
эффективно только тогда, когда граждане позитивно воспринимают власть и
оказывают ей психологическое содействие, идентифицируют себя с этой властью.
Фрагмент текста работы:
1. Психология восприятия политической власти
1.1 Природа и сущность политической власти «Власть» – слово, которое слышишь
повсюду. Мы часто пользуемся им, не особенно задумываясь над его смыслом.
Однако при ближайшем рассмотрении содержание этого понятия оказывается особенно
проблематичным[1].
Появление власти приурочено к
возникновению человека и человеческого общества, в основе этого явления лежит
совместная деятельность, внутренняя взаимосвязь и связь с внешней средой,
направленное на удовлетворение объективных потребностей связанных с поддержанием
порядка в обществе.[2]
Достаточно правильно отмечено
А.П. Назаретяном, что в феномене власти, как и в любом явлении нашей жизни,
одна наука не может быть предметом монопольного анализа, то же самое касается и
политологии, юриспруденции, истории или психологии. В психологическом анализе
наличие властных отношений как таковых не выступает предметом, тогда как
предмет нужно рассматривать их субъективный аспект, к таковым относятся, как
воспринимаются институты власти, отношение к властной фигуре, насколько
адекватно осознает носитель власти степень зависимости.
Под властью нужно понимать
наличие способностей и возможностей навязать свою волю, а также способность к
управлению действиями других, преследуя свои интересы. Политические субъекты,
обладающие властью: личность, политическая организация и пр. Одним из основных
признаков наличия общественной жизни в политической сфере считают борьбу за
власть. Политика без власти не существует, как и власть без политики. Личность,
обладающая властью, априори будет самой значимой в политическом плане. Поэтому
главный политический закон гласит — социально — экономические и политические
интересы определяют отношение политических субъектов (массы, классы, партии)
относительно власти.
Принятие непосредственного
активного участия и наличие готовности таких субъектов, как властные органы и
структуры в функциональном плане являются субъективным аспектом власти. Но
возникает самый животрепещущий вопрос — как решить проблему психологического
механизма власти: вследствие чего одна власть принимается народом, а другая
отвергается сразу и бесповоротно?
А.П. Назаретян под психологией
политической власти подразумевает следующие составляющие — закономерность,
механизм, наличие условий и факторов образования и кроме того ее
функционирование как института.
Современная кратология —
"наука о власти" — является информационно-поисковой системой, в
которой представлены конкурирующие исследовательские программы. Роль базового
элемента в этих программах и Основного регулятива эмпирических исследований
властных отношений в обществе играет понятие власти. От определения данного
понятия в значительной мере зависят качество социологической информации,
характер практических рекомендаций и, конечно, теоретическая картина социальной
реальности. Поэтому концептуальный анализ власти является одним из важнейших
направлений социального исследования, которое дает основания для
междисциплинарного синтеза знаний и стратегических коммуникаций в науке[3].
Чтобы выявить психологические
характеристики власти будет разумно опереться на ее конструктивные подходы в
познании. В первую очередь, речь идет о социогенетическом подходе,
компенсаторной концепции власти и пр.
Вопрос природы власти волновал
умы ученых от античных времен до новых времен (изначально это была философско —
умозрительная форма, потом опиралась на наличие эмпирических данных).
Высказываний по данной проблематике было множество, иногда они отличались
противоречивостью суждений, потому что с одной стороны речь шла о наличии
врожденного характерного стремления доминировать над другими, либо то, что
окружение и общественность влияют на личность, формируя в ней властные
устремления. По мнению Аристотеля, природой созданы две категории людей
(народностей) — одни властвуют, другие им подчиняются. Тогда как Платон,
Аристотель, Эпикур считали, что участвовать в политической жизни это высшая
форма в проявлении человеческих достоинств.[4]
Н. Макиавелли еще в период
Возрождения уделял особое внимание технологиям удержания крепкой решительной
власти.
А уже в период Нового времени Т.
Гоббсом и Дж. Локком было высказано мнение о том, что власть является природным
могуществом людей, гарантом сохранения мира и она способствует процветанию
общества в целом. Согласно теории Т. Гоббса, власть выступает средством
достижения будущих Благ, жизнь в принципе является вечным и неустанным
стремлением к власти, которое может прекратиться, когда наступит смерть.
Был проведен анализ Ж.-Ж. Руссо, И. Кантом, Т.
Парсонсом над стремлением к власти, которое является результатом вливания
человека в общественную систему отношений. Тогда как со слов Ф. Ницше движущая
историческая сила это «воля к власти», которая является творческим инстинктом
лидера, а он в свою очередь преодолевает свои сверхчеловеческие качества,
заключающиеся в инстинкте толпы. Ф. Ницше пишет: «Везде где жизнь, там люди
стремятся, но стремятся не к жизни, а… к власти!» Именно о таком подходе
говорили основные трактовки личностных властных устремлений в конце
девятнадцатого столетия на фоне имеющийся социально-психологических взглядов.
Согласно мнению Г. Лебона, Г. Тарда, [1] Болл, Т. Власть / Теренс
Болл // Полис. Политические исследования. — 1993. — № 5. — С. 36—42. [2] Борисов Н.А.
Институциональный выбор в позднесоветских политических системах: формирование
моделей президентства // Политическая наука. 2017. № 3. С. 80-104. [3] Ледяев, В. Г. Власть :
концептуальный анализ // Полис. Политические исследования. 2001. — № 1. — С.
106. [4] Алмонд Г. Политическая
наука: история дисциплины // Политическая наука: новые направления / под ред.
Р. Гудина, Х.‑Д. Клингеманна.
М., 2019. С. 137-139