Курсовая теория на тему Компьютерная грамота пожилым
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы компьютерной грамотности 6
1.1. Сущность понятия «компьютерная грамотность» 6
1.2. Особенности цифровой среды различных возрастных групп 9
1.3. Компьютерная грамотность как инструмент социального включения пожилых людей в современное общество 13
Глава 2. Особенности компьютерной грамоты пожилым 17
2.1. Обучение пожилых людей компьютерной грамоте 17
2.2. Школа компьютерной грамотности пенсионеров 21
2.3. Концепция обучения пожилых людей компьютерной грамотности 25
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Введение:
Актуальность работы. В последнее время в средствах массовой информации стали активно употреблять такие выражения, как: «информационное пространство», «интеграция», «сеть», «рынок информации и знаний», «повышение уровня образования», «обеспечение».
Появление данной терминологии свидетельствует о растущей роли компьютерных технологий в повседневной жизни людей. Перечисленные термины зачастую употребляются для характеристики каких-либо изменений, происходящих в разных областях общественной жизни в связи с информатизацией пространства.
Современное российское общество по возрастному составу является обществом пожилых и старых людей.
Пожилые люди, являясь важнейшим элементом социальной структуры общества, своим поведением и социальными установками оказывают влияние на различные процессы.
Однако до настоящего времени в обществе сохраняется стереотип в отношении пожилых, их готовности к обучению, усвоению новой информации.
Проблема старости всегда была одной из центральных в мировоззрении людей разных эпох и народов. Данная проблема и связанные с этим изменения, происходящие в жизни человека, волновали еще древних мыслителей: например, Цицерон, указывает на необходимость постоянно совершенствоваться, упражняться во всем, узнавать что-то новое, для того чтобы пополнить имеющийся опыт, и использовать все в совокупности.
Он говорит: «При этом надо поддерживать не только тело, но и, в гораздо большей степени, ум и дух; ведь и они, если в них, как в светильник, не подливать масла, гаснут от старости: тело наше, переутомленное упражнениями, становится более тяжелым, но ум от упражнения становится более гибким».
Потребность в обучении у лиц пенсионного возраста формируется проблемной ситуацией. За счет обучения расширяется сфера возможного выбора моделей поведения в тех или иных ситуациях.
Информационная среда для человека старшего возраста является проблемной ситуацией, и пожилой человек зачастую избегает столкновения с ней, что только откладывает ее решение на неопределенный срок.
Избегая знакомства с различными формами проявления информационной среды, пожилой человек становится изолированным от современных и удобных способов коммуникации с обществом, что отрицательно влияет на его жизнь.
Одним из механизмов социальной интеграции людей пожилого возраста в современное общество выступает образование и адаптация к информационному пространству.
Цель исследования – изучить основные аспекты компьютерной грамоты пожилых людей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. раскрыть сущность понятия «компьютерная грамотность»;
2. Рассмотреть особенности цифровой среды различных возрастных групп;
3. изучить компьютерную грамотность как инструмент социального включения пожилых людей в современное общество;
4. изучить особенности обучения пожилых людей компьютерной грамоте;
5. дать характеристику школе компьютерной грамотности пенсионеров;
6. раскрыть сущность концепции обучения пожилых людей компьютерной грамотности.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод, что XXI век ознаменовал собой век стремительного развития информационных технологий в различных областях жизнедеятельности человека. Молодые люди в таком разнообразии очень быстро и легко ориентируются. У более зрелых слоев населения в этом отношении существуют проблемы.
Во многих регионах Российской Федерации старение населения развивается вместе с обществом и становится одной из самых острых проблем.
Категория пожилых людей является одной из самых многочисленных и нуждается в защите со стороны как государства, так и общества в целом.
Как правило, люди старшего поколения в своей жизни крайне редко сталкивались с компьютером, это объясняется следующими обстоятельствами.
Во-первых, самое возрастное поколение пенсионеров просто изначально не попало в период становления и распространения компьютерных технологий либо не использовало их в своей профессиональной деятельности.
Во-вторых, те пенсионеры, чья трудовая деятельность сопрягалась с компьютерами, знали только определенные операции, необходимые для выполнения своих служебных обязанностей, а приобрести себе собственный компьютер многим было проблематично из-за достаточно высокой стоимости, которая была таковой в связи с отсутствием повальной распространенности компьютерной техники.
В-третьих, пенсионеры старой формации попросту считали компьютеры некой «игрушкой», которая им не пригодится в жизни.
В связи с вышеперечисленным люди преклонного возраста испытывают значительные трудности и эмоциональный дискомфорт, когда им предлагают воспользоваться автоматизированными средствами. Пенсионеры предпочитают либо вообще не сталкиваться с техническими инновациями, либо по возможности свести это «общение» к минимуму, использовать только при крайней необходимости.
Такое информационное поведение пожилого человека отрицательно сказывается на его жизнедеятельности, происходит резкое снижение реализации разнообразных возможностей, которые предоставляет современный мир для человека старшего поколения.
Таким образом, компьютерная и информационная грамотность в современном обществе рассматривается как способность использовать компьютеры в исследовательских, творческих и коммуникационных целях для эффективного участия в личной, учебной, производственной и общественной деятельности.
Это соединение технической компетентности в области ИКТ (т. е. навыков владения техническими возможностями компьютера и/или определенным программным продуктом) и интеллектуальных способностей для достижения целей коммуникации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы компьютерной грамотности
1.1. Сущность понятия «компьютерная грамотность»
Понятие «компьютерная грамотность» (далее – КГ) трактуется от широкого представления о КГ как знаниях, необходимых каждому для жизни в условиях компьютеризированного общества (Я.Я. Боканс, Е.П. Велихов, Б.С. Гершунский, А.М. Довгялло, А.П. Ершов, А.М. Матюшкин, В.М. Монахов), до конкретизации его сути относительно социальных и профессионально обусловленных групп (В.М. Горбунов, А.А. Жолдасбеков, С.А. Искандарян, Э.И. Кузнецов и т.д.).
В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, А.А. Жолдасбеков, В.М. Оксман, М.Ф. Поснова, В.А. Сластенин отмечают взаимообусловленность КГ и профессиональной компетенции. Очевидно, что такие качества профессиональной компетенции, как уровень собственного образования, опыт и индивидуальные способности человека, его стремление к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческое отношение к делу, должны присутствовать не только в структуре и содержании образования, но и в определении особого вида функциональной грамотности – компьютерной грамотности, которая востребуется и актуализируется, как правило, на профессиональном уровне. КГ в широком смысле понимается как знание принципов работы и возможностей компьютера и умения его применять в непосредственной деятельности для осуществления полноценной жизни в информационном обществе.
Ряд авторов сводят проблему становления компьютерной грамотности студентов к формированию у них общих навыков использования вычислительной техники (Я.Я. Боканс, В.М. Горбунов, К. Шефтик, В. Дарлингтон); профессиональных компьютерных умений (Л. Дюбок, Р. Ван Дензен, А.А. Жолдасбеков); профессиональной готовности использования компьютеров, компьютерной культуры (К. Бергер, М.А. Лейбовский).
М.Г. Коджаспирова под компьютерной грамотностью понимает умение находить и воспринимать информацию, применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связи в гиперсреде, включающей в себя все типы и носители информации; конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера. М.А. Лейбовский при разработке содержания и структуры профессиональной готовности студентов к использованию средств вычислительной техники рассматривает КГ как интегральное качество личности, которое включает в себя наличие у субъекта образца структуры определенного действия; постоянной направленности на его выполнение; различного рода установки на осознание педагогической задачи; модели вероятностного поведения; определение оптимальных способов деятельности; оценку возможностей в соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения результатов.
В исследовании Л.В. Белецкой компьютерная грамотность понимается как комплекс знаний, умений и навыков, необходимых начинающему учителю для работы в условиях компьютеризации обучения. Процесс формирования КГ рассматривается исследователем как развивающийся по спирали от знания азов информатики к творческому осмыслению содержания, форм и методов обучения в условиях его компьютеризации [2, с. 36].