Логопедия Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Комплексный подход в коррекции дизартрии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1.1 Психолого-педагогическая характеристика 6

младших школьников с дизартрией 6

1.2 Особенности комплексного подхода в коррекции дизартрии у детей младшего школьного возраста 13

Заключение 20

Список литературы 23


  

Введение:

 

Правильная и грамотная речь – одно из главных условий разностороннего становления человека. Речевая функция играет важную роль в жизни человека, а правильная речь – обеспечение благополучного усвоения грамоты и чтения.

Нарушения речи негативно влияют на формирование ребёнка в целом, он испытывает трудности в общение с окружающими, тормозит формирование познавательных процессов и, как следствие, затрудняет развитие полноценной личности.

Важно выявить, чем раньше тем лучше нарушение звукопроизношения и общей моторной сферы потому как если не определить это на ранних сроках диагноз дизартрия, то в школьном возрасте у ребенка будут проблемы с письмом (т.е. буквы которые он плохо говорит будет пропускать на письме или при нарушении фонематического слуха ребенок не может различить на слух букву, то он будет пропускать эти буквы при чтении), что впоследствии приводит к плохим оценкам по русскому языку. Затруднения дети с дизартрией испытывают практически во всех заданиях (списывание текста, письмо под диктовку, изложение). На уроках чтения у них, как правило, низкие показатели по технике чтения.

Актуальность темы. Мы рассмотрим в этой работе психолого-педагогическую характеристику младших школьников и разберем комплексный подход по устранение дизартрии. Мы знаем, что дизартрия — это нарушение речи, где как правило, можно наблюдать нарушение всей моторики мелкой, артикуляционной, общая моторная сфера нарушена. В данной работе, мы рассмотрим, какие именно нарушения могут проявляться у детей с дизартрией. Приведем примеры.

Безопасность анализатора речевых движений особенно важна при формировании произношения и дальнейшем развитии речи. Нарушение иннервации мышечных аппаратов связано с повреждением периферической и центральной нервной системы, что приводит к неточному отражению звука, препятствует для звукообразования, ритму речи, ритму, интонации, мимике и изменениям словарного запаса.

Симптомы дизартрии, механизмы ее развития, формы, механизм развития нарушения, клинические проявления, диагностика, структура дефекта, психолого-педагогическая характеристика и методы коррекции речи детей с дизартрией все это описываются в специальной литературе, которую мы будем изучать при написании данной работы.

Дизартрия как одно из сложных речевых нарушений изучается в теоретическом и практическом аспектах в отечественной литературе. Научной разработкой проблемы и устранения дизартрии занимались такие авторы как (Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, И.И. Панченко, Л.В. Лопатина, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько и др.).

Согласно их выводам, можно сделать заключение, что дизартрия определяется как расстройство произносительной стороны речи, при которой страдает просодическая сторона речи, фонетическое оформление, нарушается фонематический слух.

Вследствие этого очень важно знать поэтапный подход к устранению этого речевого нарушения. Важно знать, что если устранять дизартрию путем подхода дислалии, формирование речи будет стоять на месте.

Так как при дизартрии важно развивать одновременно и интонационную сторону речи, и речевое дыхание (что очень важно, чтобы дети не проглатывали звуки) и тембр голоса, развивать общую моторную сферу. Потому что при монотонной речи ребенок не может достаточно донести свою мысль на уроках, в игре со сверстниками.

Цель исследования: теоретически изучить и проанализировать литературные источники по проблеме исследования у младших школьников с дизартрией на логопедических занятиях..

Объект исследования: младшие школьники с дизартрией.

Предмет: особенности комплексного подхода в коррекции дизартрии у детей младшего школьного возраста;

Теоретической основой исследования послужили труды А. Н. Гвоздева, Г. В. Чиркиной, В. П. Глухова, в которых рассматривается развитие речи в онтогенезе. Работы Е. Н. Винарской, Е. Ф. Архиповой, Л. В. Лопатиной о теоретических представлениях о дизартрии и представленные авторами методики по преодолению дизартрии. А также представление и содержание комплексного подхода в логопедической работе Н. В. Нищевой, О. Н. Костеньковой.

В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Описать комплексный подход к преодолению речевой симптоматики дизартрии у детей младшего школьного возраста в логопедической работе.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной работе мы подробно рассмотрели вопрос психоло-педагогической характеристики младших школьников и комплексный подход в коррекции дизартрии у детей младшего школьного возраста.

Ввиду того что, среди младших школьников довольно часто можно наблюдать дизартрические расстройства, мы рассмотрели именно эту категорию детей.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи по причине неполного снабжения органов и тканей нервами речевого аппарата, вследствие поражений лобных и подкорковых отделов мозга.

Дизартрическое нарушение не возникает вследствие психотравмирующей ситуации или не может быть приобретенным в дошкольном или школьном возрасте.

Нарушение может быть вызвано как в пренатальный период, натальный и постнатальный. Двигательный центр и речевой располагаются, друг с другом один является частью другого, поэтому если нарушается, двигательный центр будет нарушена и речь.

В дизартрии, как правило, очень часто нарушена общая моторная сфера. У детей выявляют нарушение мелкой и артикуляционной моторики.

Изучив литературу, мы проанализировали характеристику младших школьников с дизартрией и выявили что данное нарушение в отличии от детей с нормой, отрицательно сказывается на детях при обучении им плохо дается русский язык освоение чтением. Поэтому они стараются на уроках меньше отвечать, держаться, как говорится сказать в стороне. Речь у них скудная, так как они пытаются общаться в простом речевом изложении.

На уроках чтения, как правило, у детей с дизартрией всегда страдает техника чтения (например, в первом классе при норме 25-30 слов они могут прочитать 10-12 слов). С пересказом у них так же возникают большие трудности, даже прочитав маленький рассказ несколько раз им трудно его пересказать. Так как они не могут понять основную мысль текста.

Некоторые дети с дизартрией при помощи наводящих вопросов учителя все-таки могут воспроизвести текст. Но чаще всего они затрудняются. Больше молчат, замыкаются в себе, потому что боятся неправильно ответить на вопросы.

На уроках физкультуры им трудно даются упражнения такие как «поймай мяч», «пробеги по дорожке», «кинь мяч в корзину» и т.д. Так как моторная сфера у них, как правило, нарушена. У них отмечена неловкость движения, и они начинают этого стесняться. На уроках рисования, аппликации они так же испытывают трудности, вырезать равно по шаблону у них не получается, при раскрашивании

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1 Психолого-педагогическая характеристика

младших школьников с дизартрией

Дизартрия в отличие от других речевых нарушений отличается тем, что здесь нарушено не только произношение отдельных звуков, но и все фонетическая сторона речи. У детей с дизартрией можно наблюдать гипотонию (мышечный гипотонус) и нарушение артикуляционной моторики.

Все это можно наблюдать в изменениях тонуса артикуляционных мышц, ограничения объема движений, амплитуды, нарушение движений не связанное с мышечной слабостью, присутствие разного рода синкинезий (насильственных движений), тремора, гиперкинезов языка и губ. Дисфония, недостаточно сформировано речевое дыхание. Речь у такого ребенка отличается от речи у ребенка в норме нечетким, смазанным звукопроизношением, голос у таких детей тихий, слабый, а иногда, при разговоре с такими детьми можно наблюдать резкость и выкрикивание.

Ритм дыхания нарушен, речь утрачивает свою плавность, темп речи может быть как ускоренным, так и замедленным в зависимости от ситуации. Все эти нарушения обнаруживаются в разной степени в зависимости от локализации поражения в центральной и периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от того когда именно возникло это нарушение.

Дети с дизартрией с точки зрения психологических характеристик существенно различаются между собой. Дизартрия, и ее особенно тяжелые формы, встречаются у детей с сохранным интеллектом. У детей-дизартриков по клинико-психологической характеристике относительно выделяют несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития:

• дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;

• дизартрия у детей с церебральным параличом

• дизартрия у детей с олигофренией

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы