Курсовая теория на тему Комплексный подход к развитию речи первоклассников в период обучения грамоте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава I.
Развитие речи первоклассников на этапе обучения грамоте как
психолого-педагогическая проблема. 5
I.1. Функции и особенности развития речи детей младшего школьного возраста. 5
I.2. Педагогические условия развития речи младших школьников в период
обучения грамоте. 9
Выводы по главе I 15
Глава II.
Реализация комплексного подхода в период обучения грамоте как педагогическое
условие развития речи первоклассников. 17
II.1. Содержание понятия «комплексный подход» в педагогике. 17
II.2. Особенности реализации комплексного подхода к развитию речи в период обучения грамоте. 23
Выводы по главе II 29
Заключение. 30
Список литературы.. 32
Введение:
Проблема развития речи в современной педагогике и практике начального
образования приобретает все большую актуальность. Это обусловлено тем, что
развитая речь позволяет школьнику свободно общаться, тем самым «включая» его в
активный процесс социальной коммуникации. От уровня сформированности навыков
устной и письменной речи напрямую зависит эффективность дальнейшего образования
детей. Однако, в последнее время обращает на себя внимание тот, факт, что дети,
поступающие в первый класс плохо владеют навыками устного высказывания,
словарный запас, зачастую, позволяет общаться только на бытовые темы, не
развита контекстная форма речи.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования от учителя требуется умение придать учебному и
воспитательному процессу развивающий характер, активизировать познавательную
деятельность учащихся. Кроме того, в ходе обучения грамоте необходимо развивать
у учеников начальных классов личностные, познавательные, коммуникативные,
регулятивные универсальные учебные действия.
Одной из важнейших задач, решаемых в процессе образования младших
школьников, является формирование мотивов учебной деятельности, осознание
практической важности изучаемых дисциплин. В рамках работы, направленной на
развитие речи младших школьников в период обучения грамоте достижению этой
задачи способствует применение комплексного подхода к организации
образовательного процесса. Вопросам развития речи детей младшего школьного возраста посвящены научные
и педагогические исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Б.Г. Ананьева, Н.И.
Жинкина, М.И. Лисиной и других авторов, которые рассматривают особенности
речевого развития младших школьников, характеризуют педагогические условия,
которые важно создать для развития всех видов речи у детей этого возраста.
Актуальность
выбранной темы исследования объясняется тем, что
зачастую педагоги-практики, некоторые методисты считают, что период обучения
грамоте – это этап, когда решаются узкопрактические задачи овладения слоговым
чтением и графическим навыком письма. Отработке этих навыков уделяется
максимальное количество времени на уроках, в то время как проблема развития
речи первоклассников как одного из способов передачи смыслов отходит на второй
план.
Объект
исследования: развитие речи младших школьников.
Предмет
исследования: организация комплексного подхода к
развитию речи младших школьников в период обучения грамоте.
Цель
исследования: определение особенностей применения
комплексного подхода к развитию речи младших школьников в период обучения
грамоте.
Для достижения
поставленной цели решались следующие задачи:
1. Рассмотреть функции и
особенности развития речи детей младшего школьного возраста.
2. Проанализировать
педагогические условия развития речи младших школьников в период обучения
грамоте.
3. Определить содержание
понятия «комплексный подход» в педагогике.
4. Определить особенности
реализации комплексного подхода к
развитию речи в период обучения грамоте.
Методы
исследования: в работе использовались теоретические
методы исследования: анализ научной, педагогической методической литературы,
обобщение и систематизация данных.
Теоретическая
значимость исследования заключается в определении условий
реализации комплексного подхода к развитию речи первоклассников в период
обучения грамоте.
Практическая
значимость исследования заключается в том, что проведенный
анализ применения комплексного подхода к развитию речи в период обучения
грамоте позволит педагогам выбрать такие методы и приемы организации работы,
которые будут более соответствовать поставленным задачам, интересам учащихся.
Структура
исследования: исследование включает введение, две
главы, заключение, список литературы. Первая глава посвящена теоретическому
изучению и анализу научной, педагогической, методической литературы по вопросам
развития речи детей в период обучения грамоте. Во второй главе приведены анализ
понятия «комплексный подход», его содержания, а также конкретные примеры
реализации комплексного подхода к развитию речи первоклассников в период
обучения грамоте.
Заключение:
В результате исследования
и анализа научной, педагогической и методической литературе, посвященной
проблеме развития речи младших школьников были сделаны следующие выводы.
Речь младшего школьника на
этапе обучения грамоте, как начального, базового этапа языкового образования
претерпевает качественные преобразования: обогащается словарный запас, устные
высказывания становятся более развернутыми, логичными, приобретают контекстный
характер, формируются письменная речь, а также внутренняя речь, отражающая ход
мыслительных операций. Период обучения грамоте предполагает не только овладение
навыками слогового чтения и письма, но также имеет большие возможности для
развития речи младших школьников, которое организуется в трех направлениях:
слово, словосочетание и предложение, текст.
Развитие речи в
современной педагогике связывается не только с развитием мышления и
воображения, но и с появлением в жизни ребенка нового вида деятельности –
учебной деятельности и новых социальных отношений, связанных с расширением
круга общения и принятием новой социальной роли – роли ученика. Все эти
изменения служат побудительными мотивами для развития всех видов речи у младших
школьников. Однако этот процесс не может происходить стихийно, он требует
грамотного педагогического сопровождения, выбора наиболее эффективных подходов
к организации образования. Одним из таких средств является комплексный подход к
развитию речи в период обучения грамоте.
Комплексность
подразумевает сочетание всех систем, методов и форм образования, которое будет
обеспечивать одновременное решение воспитательных, образовательных и
развивающих задач. В качестве примеров применения комплексного подхода к
развитию речи младших школьников в период обучения грамоте можно отнести
следующие:
— реализация на каждом
уроке этапов целеполагания и рефлексии. Этот прием способствует побуждению
детей к свободным высказываниям, основанным на анализе проблемной ситуации,
результатов своей учебной деятельности;
— создание проблемных
ситуаций на уроках, что будет способствовать развитию мыслительных операций,
исследовательских умений младших школьников;
— организация и
проведение комплексных (интегрированных) уроков, на которых решаются
образовательные задачи разных предметных областей.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Развитие речи первоклассников на этапе обучения грамоте как
психолого-педагогическая проблема
I.1.
Функции и особенности развития речи детей младшего школьного возраста
Для того, чтобы
определить содержание и направление комплексного подхода к развитию речи в
период обучения грамоте, важно определить сущность понятия «речь», ее функции,
а также особенности развития речи детей на начальном этапе обучения.
Речь является важнейшей
характеристикой развития ребенка, служит средством коммуникации, способом
познания, передачи знаний от поколения к поколению, поэтому так важно понимание
ее функций и особенностей развития. Изучению структуры речи, ее характерных
особенностей на разных этапах развития ребенка посвящены исследования
психологов, педагогов М.И. Лисиной, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Б.Г. Ананьева, Н.И. Жинкина и др.
М.И. Лисина выделяет три
функции речи и соответствующие виды речи, характерные для каждой функции:
— речь является
совершенным, быстродействующим, точным средством общения между людьми
(монологическая речь, диалог, беседа);
— орудие осуществления
многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая
личности возможность произвольно регулировать и контролировать психические
процессы (речь протекает во внутреннем плане, в тесном переплетении и единстве
с наглядно-образными и моторно-действенными компонентами);
— канал связи для
получения информации, относящейся к общечеловеческому социально-историческому
опыту (письменная речь) [16, с.4].
Речь человека, возникая в
раннем детстве, все время совершенствуется, обогащается. Каждый возрастной этап
вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении
речью приходятся на дошкольный и школьный периоды жизни. У ребенка-дошкольника
появление и развитие речи напрямую связано с развитием практической
деятельности, когда возникает потребность в формулировании собственного
замысла, в констатации затруднений, в рассуждении по поводу способов выполнения
действий. В этот период ребенок имеет возможность овладеть всеми основными
формами устной речи, присущими взрослым.
И.В. Прищепова отмечает,
что для речи дошкольников и детей, только что поступивших в школу, характерна ситуативная
форма речевого высказывания, то есть его содержание становится понятно только
при учете ситуации, о которой рассказывает ребенок, а также при учете используемых
им жестов, движений, мимики, интонации и т. д. Контекстная речь характеризуется
тем, что ее содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится
понятным для слушателя, вне зависимости от учета сложившейся ситуации. Такая
речь начинает формироваться в дошкольном периоде, а на этапе младшего школьного
возраста создаются условия для ее активного развития [19, с.54].
С поступлением ребенка в
школу у него возникают новые виды
общения и деятельности, приводящие к развитию новых форм речи, интенсивному
овладению языком, его словарным составом и грамматическим строением, в
результате чего устная речь ребенка становится более связной, развернутой.
Степень связности речи, прежде всего, зависит от ее задач, от ситуации, в
которой происходит общение, и от его содержания.
Устная речь к моменту
поступления в первый класс и в самом начале обучения носит диалогический