Курсовая теория на тему Комплекс выразительных средств, их организация при постановке театрализованного представления
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Выразительные средства театрализованного представления в масштабе режиссёрского замысла……………………………………… 5
1.1. Режиссёрский замысел и образный язык театрализованного представления как основа постановки …………..………………………………………… 5
1.2. Выразительные средства театрализованного представления, их эмоционально-нравственная природа………………………………………. 8
Глава 2. Организация комплекса выразительных средств в процессе постановки театрализованного представления……………………… 15
2.1. Создание театрализованного представления как организационный и творческий процесс………………………………………………………… 15
2.2. Принципы творческого и организационного взаимодействия режиссёра с постановочной группой…………………………………………………… 19
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………26
Введение:
Театрализованное представление является событийным зрелищем, цель которого – развлекая, вызывать у массовой публики эмоционально-чувственное переживание ценностей того общественного события, которому оно посвящено. Творческой и организационной основой ТП является режиссёрский замысел, как система образов, акцентирующих различные аспекты переживания ценности. Эти образы воплощаются посредством комплекса выразительных средств ТП, позволяющих донести до массовой публики идею и творческий импульс постановочной группы ТП. В истории развития ТП и постановочной практике складываются устойчивые системы выразительных средств, взаимодействие которых позволяет добиваться качественного воздействующего эффекта на публику. Единство массового ценностного переживания является предпосылкой отнесения ТП к массовым формам искусства, обновление ценности через соприкосновение с актом искусства – необходимым условием поддержания основ социального порядка, залогом развития общественных структур. Эти обстоятельства позволяют обосновать актуальность выбранной темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является аналитическое изучение выразительных средств театрализованного представления, выявление их воздействующего эффекта, определения места в режиссёрском замысле – для повышения качества научной рефлексии в этом творческом вопросе, формирования теоретических основ для практической подготовки.
Объектом исследования является творческая и организационная работа режиссёра ТП в ходе работы над постановкой.
Предметом исследования являются выразительные средства ТП, являющиеся комплексным результатом творческого труда постановочной группы под творческим командованием режиссёра.
Связанная с целью работы исследовательская активность разбивается на следующие задачи:
1. Рассмотреть ТП как особого рода режиссируемое зрелище с его особенностями и спецификой.
2. Рассмотреть и изучить с точки зрения их самостоятельной и комплексной эффективности разнородные выразительные средства, сложившиеся в традиции и постановочной практике ТП.
3. Составить представление об отношении комплекса выразительных средств театра к руководящей мысли творческого лидера (режиссёра) и материи реализуемой постановки.
4. Проанализировать процесс взаимодействия режиссёра с постановочной группой, реализующей выразительные средства ТП.
5. Сформулировать практические рекомендации по повышению качества организации комплекса выразительных средств с учётом полученных в ходе исследования знаний.
Теоретической базой исследования послужили современные и классические научные и творческие труды по теории и практике театрализованных представлений, театральному искусству, равно как и по отдельным специализациям, прежде всего, по режиссуре, сценографии, костюмному дизайну, актёрскому мастерству, музыкальной и световой режиссуре и др.
Методами исследования стали эмпирические методы, такие как изучение литературы, наблюдение, а также общетеоретические методы, такие как: анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, выявление закономерностей, построение классификаций, диалектика, постановка проблем, построение гипотез.
Практическая значимость работы состоит в разработке рекомендаций по взаимодействию режиссёра с постановочной группой для эффективного воплощения комплекса выразительных средств ТП, формирования качественного воздействия ТП на массовую публику.
Курсовая работа состоит из двух глав (по три параграфа каждая), заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Театрализованное представление служит зрелищным мостом между общественной ценностью события, которому оно посвящено, и сознанием массовой публики. Оно выполняется познавательную, воспитательную, гедонистическую, коммуникативную, социальную, компенсаторную, психотерапевтическую и интегративную воздействующую функции.
Театрализованное представление воспринимается человеком не только органами его чувств, но и всем его сознанием. Зритель ТП вместе с его создателями осуществляет труд над общим замыслом всего происходящего – созиданием общего прочтения смысла, общей эмоции восторга. Все функции и сам зрительский эффект ТП заложены в первоначальном режиссёрском замысле, которые реализуется в закрытой системе «выразительные средства – зритель».
Существенен коммуникативный аспект этого взаимодействия. ТП как система существует за счёт обоюдной передачи энергии режиссёрского замысла между выразительными средствами и зрителями. Актёры, как основная часть выразительных средств ТП, и зрители обмениваются сигналами о том, насколько они адекватно воспринимают целостность ситуации, в которой они вместе существуют. Исполнители, разыгрывая заранее отрепетированные партии, пытаются выйти на контакт со зрителем: рассмешить его, ввести в сочувственное состояние, «завести», поразить, загипнотизировать и т.д. Зритель, реагируя, создаёт обратную связь для исполнителей. Таким образом, от события к событию, от акта к акту исполнители и зрители добираются до финала, в котором их взаимопонимание в идеальном случае сходится. Если в процессе разыгрывания театрализованного представления, по мере раскрытия замысла постановки, взаимообмен эффективен, энергия системы возрастает, приводя к удовлетворению всех участников процесса, в противном случае (если исполнители и зрители не понимают друг друга), энергоёмкость системы падает, итоговый эмоциональный результат низкий, актёры чувствуют себя скверно, зритель не получает переживания заданной ценности. Ответственность за эффект ТП несёт режиссёр, определяющий в своём замысле комплекс выразительных средств ТП.
К выразительным средствам ТП относятся все профессиональные способы, технологи и методы преломления замысла режиссёра из идейной плоскости в конкретно-сценическую при непосредственном участии членов постановочной группы.
Выразительные средства воздействия в аспекте их воздействия на мышление, сознание, чувства и поведение зрителей/слушателей ТП, составляющие его специфический язык, можно дифференцировать на две группы: идейно-тематические и чувственно-пластические.
Идейно-тематические элементы комплекса выразительных средств ТП – это идея, сверхзадача, конфликт, структура композиции, сквозное действие, форма, распределение героев и жанр замысла.
Чувственно-пластические элементы комплекса выразительных средств ТП включают в себя драматургические (атмосфера, мизансценирование, монтаж), вербальные (использование звучащего слова), невербальные (сопутствующая атрибутика) и художественно-оформительские элементы (сценография, костюмирование, световое оформление, звуковое решение, дополнительные элементы).
Режиссёр никогда не предоставлен сам себе, и может считаться полноценно творческой единицей только при наличии профессионально подготовленной и готовой к взаимодействию постановочной группы, можно заключить, что замысел режиссёра будет вмещать в себя все аспекты подготовительных и оперативных действий всех сотрудников всей постановочной группы и станет прообразом для дальнейшего творческого взаимодействия всего творческого коллектива. Взаимодействие строится на принципах вовлечения, доверия, актуальности, гармонии, взаимопонимания, взаимозависимости, преемственности, согласия, взаимотворчества, места и времени, открытости, приобретения опыта, совершенствования.
Фрагмент текста работы:
1.1. Режиссёрский замысел и образный язык как основа постановки театрализованного представления
Театрализованное представление (ТП) является одной из культурных форм удовлетворения растущих художественно-эстетических потребностей масс. В последние годы этот вид искусства в РФ был поднят на новый, беспрецедентный уровень: большой спортивный спектакль на открытии Олимпиады в (2013 г.) и Чемпионата мира по футболу (2018 г.), «День славянской письменности и культуры» на Красной площади (2015 г.), масштабные телевизионные конкурсные программы, музыкально-литературные исторические концерты и фестивали в честь деятелей российской культуры, праздники, посвященные памятным историко-культурным событиям (прежде всего, 9 мая, Куликовская битва, Отечественная война 1812 года, Сталинградская и Курская битвы и т.д.), юбилейные концерты звёзд в Кремлёвском дворце и др.
Сущностью ТП является его событийная основа. Именно на основе конкретной событийности происходит построение театрального действия, в котором синтезируется художественный вымысел и действительность, рождающие «новое, неповторимое документально-художественное действие»[8,91]. ТП всегда посвящено реальному событию, некоему факту, который необходимо отразить в образной театральной форме. Именно ТП способно мгновенно откликаться на встающие перед обществом проблемы, преподнося «в образной, художественной форме и только театральными средствами, в театральной структуре той или иной идеи»[39, 52].
Средством к эффективному проникновению в сферу восприятия зрителя является образный язык ТП. Образ – это ключевое понятие многих жизненных сфер и созидательного человеческого мышления как такового. Об образе говорят не только в театре, но и в любом деле, будь то образ государства, или образ матери. Образ – это возможность заключить много информации в нечто ёмкое, понятное и многостороннее. Образ – это живая информация, беспрепятственно проходящая барьеры восприятия зрителя, «входящая в его личный социально-психологический мир, вступающая во взаимодействие с устоявшимися в нём другими образами» [33, 41]. Зрителю передаётся эмоционально-чувственное ощущения от той «ценностно-художественной работы» [35, 48], которую проделала творческая группа.
Как вид искусства и развлечения ТП несёт в себе ряд важных функций, обеспечивать которые позволяет его образная природа, таких как [26, 322]: познавательная (рассказ о событии), воспитательная (чему мы можем научиться у события), гедонистическая (перевод сознания в удовлетворённое, радостное состояние), коммуникативная (обращение к памяти и личному опыту), социальная (преобразование социальной реальности), компенсаторная (компенсация недостатка красоты и гармонии в повседневной жизни), психотерапевтическая (как личное переживание ТП помогает справиться с трудностями). Над всеми этими функциями существует важнейшая интегративная функция ТП, воздействующая (по словам Л. Н., Толстого, «заряжающая») [37, 234]: «как только зрители, слушатели заражаются тем же чувством, которое испытывал сочинитель, это и есть искусство» [18, 122]. Эта «заразительная» функция искусства тесно связана с идентификацией зрителей/слушателей с теми художественными образами и символами театрализованного представления, которые несут в себе те духовно-нравственные ценностные смыслы, которые близки и дороги зрителям, ощущающим себя единым коллективом с общим коллективным сознанием принадлежности к «национальным сокровищам, переданным нам из прошлого в настоящее и будущее» [31, 66].
Для реализации этой функции режиссёр как автор должен «вызвать в себе раз испытанное чувство, и, вызвав его в себе, посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство, и в этом состоит деятельность функции, органично искусства» [21, 44]. Образ, рождающийся в результате сочетания этих чувств, качеств режиссёра как творца и его решимости как организатора предстоящего ТП, служит в дальнейшем режиссёрским замыслом ТП.
Замысел – это единство образов, созданных задуманных режиссёром к реализации посредством комплекса выразительных средств. Что включает в себя режиссёрский замысел? Для ответа на этот вопрос необходимо уяснить суть профессии режиссёра, которое заключается вовсе «не в реализации собственного видения («я так вижу»)»[14, 155], а в управлении ожиданиями зрителей, их проведению по эмоционально-содержательному рисунку спектакля, «создании мощного финального эффекта» [15, 111]. Режиссёрский замысел – это прообраз ТП, «его пиков и низин, взлётов и спусков» [38, 77].
Наличие у режиссёра видения является в первую очередь предпосылкой для самой возможности существования постановки. В сочетании с ценностной драматургией конкретного события, видение порождает замысел. Другими словами, в сознании режиссёра, с его уникальным понимаем того, что и как надо рассказывать и показывать массовому зрителю, с его уникальной предрасположенностью к определённого рода выразительным средствам, с его «уникальной чувствительностью к событию, с неповторимой внутренней системой интерпретации» [3, 56], с особой любовью к выбранному жанру – формируется прообраз будущего действия на сцене, замысел ТП.