Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Комплекс неполноценности. Психологические факторы возникновения и проявления.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.
Теоретические аспекты изучения комплекса неполноценности, его психологические
факторы возникновения и проявления. 5

1.1. Общее
понятие комплексов в психологии, содержание и сущность в оценке отечественных и
зарубежных ученых. 5

1.2.
Психологические особенности факторов возникновения комплексов неполноценности и
их признаки. 9

2. Изучение
проявления комплекса неполноценности. 15

2.1Возможность
преодоления комплекса неполноценности для формирования чувства собственного
достоинства. 15

2.2.Пути
преодоления комплекса неполноценности. 21

Заключение. 27

Список
использованных источников и литературы.. 30

  

Введение:

 

Актуальность
исследования: Основная значимость проблемы комплекса неполноценности в
последнее время особенно привлекает внимание специалистов по психологии и
педагогике. Исследование этого вопроса содержит не только первостепенный
теоретический, но и практический смысл. Зигмунд Фрейд считал, что все проблемы
вытекают из детства и на основе данных проблем проявляются комплексы. Часто
родители не задумываются о том, при каких условиях ребенку будет хорошо, а
правильно ли я поступаю в данной ситуации. Безусловно, большинство родителей не
хотят ребенку причинить вред, просто они не всегда знают как вести себя
правильно в той или иной ситуации. Многие родители так заботятся о своем чаде,
не давая возможности ребенку развивать самостоятельность, с помощью проб и
ошибок делать определенные выводы. Ребенок думает, что только родители ему
могут помочь, и даже став взрослым, он надеется на маму с папой. И, наоборот,
комплекс неполноценности есть у тех детей, чьим воспитанием родители не
занимались. Наряду с этим, человек ощущает одиночество, чувствует себя ненужным,
сам не способен любить, не могут выразить чувства своими словами, эмоционально
холодны.  [13].

Проблема исследования
«Комплекс неполноценности: психологические факторы возникновения и проявления»
заключается в объяснении теоретических аспектов возникновения и проявления
комплекса неполноценности. [8].

Проблема комплекса
неполноценности актуальна, так как не вызывает сомнения, что часто этот
комплекс влияет и на характер, и вообще на жизнь человека, мешая жить
полноценной жизнью. Комплексы наблюдаются практически у всех. Но для кого-то
они становятся стимулами  само
актуализации, то для других людей эти комплексы становятся непроходимым
барьером к достижению своих целей. Закомплексованные люди испытывают сложность
во всем: в работе, быту, с друзьями и сверстниками. Они часто уходят в болезнь,
чтобы не решать свои проблемы. Болезнь становится замечательной формой
компенсации собственной неблагополучия. Комплексы разрушают личность, но нужно
знать и то, что комплексы можно созидать. В любом случае при существовании
комплекса придется затрачивать энергию, а вот насколько продуктивно она будет
затрачиваться, зависит от выбора возмещения. Компенсация может быть
разрушающей, иными словами — ложной, не дающей облегчения, к примеру, алкоголь
и наркотики. Конечно, кто-то компенсирует это верными способами, иначе компенсация
называется адекватной — к примеру, спорт, релаксирование, музыкальная терапия,
тренинги и т.д.

Цель исследования:
обосновать теоретически факторы возникновения комплекса неполноценности и
особенности его проявления, а также пути их преодоления.

Объектом исследования
является комплекс неполноценности.

Предмет исследования:
факторы возникновения и психологические особенности проявления комплекса
неполноценности.

Гипотеза исследования:
стратегия своевременной психодиагностики может способствовать преодолению
комплекса неполноценности как фактора неприспособленности к условиям социальной
среды.

Задачи исследования:

1.Провести анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования комплекса
неполноценности, психологических факторов возникновения и проявления.

2.Изучить причины
возникновения комплекса неполноценности, психологические факторы возникновения
и проявления.

3. Выявить пути
преодоления комплекса неполноценности.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Комплекс неполноценности
— это степень развития чувства недостаточности, сопряженная с комплексом
превосходства, мешающая развитию личности, и  затрудняющая его эффективное социальное
взаимодействие.

«Комплекс неполноценности
способен сформироваться из чувства неполноценности у детей с физическими
недостатками, присутствии  гиперопеки,
осуществляемой родителями, а также в условиях нехватки заботы и любви к ребёнку
в семье. Чтобы изначально не было проблем с комплексами, нужно с детских лет правильно
воспитывать ребенка, знать правильные методики стиля воспитания.

Конечно же  комплекс неполноценности может появиться и в
более старшем возрасте, если личность попадает в оценочную среду и если его
нормальное стремление к превосходству не находит удовлетворения в нескольких
сферах деятельности взрослого человека.

Чувство неполноценности —
не является врождённым и прививается всем людям постепенно обществом
посредством пропаганды общественных идей мерил успешности, богатства и идеалов.

Полного избавления от
чувства неполноценности при условии нахождения личности в обществе невозможно.

 Даже, если принять во внимание, что комплекс
неполноценности мешает развитию личности и его социальному взаимодействию, то,
как быть с примерами исторических личностей, которым недостатки не мешали
постоянно повышать свой уровень образования, выстраивать отношения в обществе,
иметь семью и даже управлять целыми государствами? Исходя из этого, я прихожу к
мнению, что комплекс неполноценности — это лишь степень развития чувства
неполноценности.

Избавиться от этих
проблем при работе с психологом или психотерапевтом  можно в любом возрасте, однако легче всего
поддаются лечению дети, если их родители готовы идти на сотрудничество и менять
стили воспитания детей.

Комплекс неполноценности
не развивается у детей, чьи родители помогают им в правильном формировании
картины мира и базового умения прилагать усилия. В результате чего, личность
научается воспринимать мир со всем его разнообразием, правильно ставить свои жизненные
приоритеты и цели, оценивать пути их достижения и брать на себя ответственность
за свои поступки.

«Комплекс неполноценности
— «изобретение» человеческого общества, связанное с развитием речи и
дискриминации не по признаку силы, а по другим признакам, сформированным в
современном обществе и далеким

 от
биологических. Полная изоляция человека от людей,  может дать профилактический эффект  лишь до момента возвращения личности обратно в
социальную среду. Комплекс неполноценности — совокупность психоэмоциональных
ощущений человека, которые выражаются в чувстве своей ущербности и вере в
превосходство окружающих. Он  влияет на
самочувствие, поведение,   социальную адаптацию человека в целом. Если
чувство неполноценности слишком возрастет, то это может привести к развитию
комплекса. Так, человек начинает преувеличивать чувство своей слабости и у него
закрепляются мысли о собственной ущербности».  Это чувство приводит к тому, что человек
становится неуверенным в своих способностях и считает, что совершенно ни на что
не годен.

В иных случаях у человека
возникает комплекс превосходства, в результате чего, человек начинает
безосновательно преувеличивать свои способности и умения. Такой человек
становится высокомерным и эгоцентричным.

Развивающийся с годами
комплекс неполноценности имеет множество неприятных проявлений, и потому с ним
можно – и даже нужно – бороться, а не покоряться ему. Конечно, чудо — лекарств
от этого психологического состояния не существует, и никакие антидепрессанты не
помогут окончательно справиться с депрессией, вызванной комплексами.
«Выздоровление» в этом случае – задача только самого человека.

Впрочем, в борьбе с
комплексом неполноценности могут помочь окружающие – например, психолог,
который поможет лучше распознать собственные страхи и комплексы и подскажет
способ борьбы с ними, и близкие люди, поддержка которых в особенности
необходима для обретения душевного равновесия.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты изучения комплекса
неполноценности, его психологические факторы возникновения и проявления

1.1. Общее понятие комплексов в психологии, содержание и
сущность в оценке отечественных и зарубежных ученых

Проблема
комплекса неполноценности в психологии, как в российских, так и в иностранных
изучениях раскрывается уже давно. Первым это понятие раскрыл австрийский психоаналитик
А. Адлер. Он посвятил много времени на изучение развития компенсаторных
процессов у детей с дефектами развития, и чувство неполноценности рассматривал
как итог физического отклонения, а позже – как универсальную движущую силу
развития. Успешный опыт преодоления трудностей формирует сильные черты
личности, неудачи способствуют укреплению комплекса. Этим объясняется его
распространенность в западном обществе, где огромную роль играют личные
достижения человека. На особенности проявления данного термина играют гендерные
роли: мужчины переживают его тяжелее, чем женщины.[1].

Комплекс неполноценности
— теоретическое понятие в индивидуальной психологии А. Адлера, обозначающее
энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым
человек в раннем детстве ощущения собственной недостаточности. [1].

Комплекс неполноценности —
это совокупность мыслей, эмоций и поведения, которые отображают  ущербность, переживания над собственными
неудачами, неуверенность, боязнь совершения ошибок, и  общения с другими людьми.

Понятие «комплекс
неполноценности» связано с  такими именами,
как Альфред Адлер, Карл Юнг, Зигмунд Фрейд и др. Из российских ученых большой
вклад в данной области внесли Л. Выготский, Р. Немов и др.

По мнению
ученого-психолога Альфреда Адлера, «комплекс неполноценности в некоторых
случаях «пробуждает» скрытые таланты, энергетические ресурсы человека, который,
стремясь «компенсировать», утолить чувство собственной неполноценности,
«сворачивает горы» в попытке добиться чего-то значимого. Разумеется, когда все
душевные, физические, моральные силы человека направлены на одну-единственную
цель, результаты часто не заставляют себя ждать, и человек, втайне (и,
возможно, втайне даже от самого себя) страдающий комплексом неполноценности,
добивается блестящих успехов. » [1].

Однако чаще всего
комплекс неполноценности «активирует» не механизм компенсации, а куда более
неприятное стремление – попросту «заглушить» мучительное подозрение в
собственной неполноценности. В качестве источников  «глушащих» средств выступают обычно алкоголь,
наркотики, экстремально-опасные ситуации.

Из-за комплекса
неполноценности у человека низкая самооценка. «Существует пять основных
признаков низкой самооценки:

постоянные попытки
привлечь внимание к своим страданиям, выставление напоказ роли мученика и
жертвы,

постоянное напряжение,
недостаточность контактов, боязнь людей, иногда дефекты речи.

высокая агрессивность и
потребление алкоголя

чрезмерное внимание к
символам статуса, к примеру, спортивные или дорогие автомобили, дорогая и
вызывающая одежда и т. п.» [11].

 «Вместе с тем, в современных исследованиях
отсутствует однозначное понимание сущности этого качества, его психологической
структуры, условий, факторов и механизмов развития. Сложность изучаемого
феномена состоит в трудности фиксирования «чистого» факта его проявления, а
также

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы