Курсовая теория на тему Комплекс нейропсихологических упражнений в профилактике речевых расстройств у детей находящихся в группе риска
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические аспекты логопедической работы с детьми, находящихся в группе риска 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей, находящихся в группе риска 6
1.2. Особенности логопедической помощи детям 7
2. Комплекс нейропсихологических упражнений в профилактике речевых расстройств у детей, находящихся в группе риска 12
2.1. Специфика осуществления нейропсихологической диагностики детей 12
2.2. Особенности нейропсихологической помощи детям с группы риска 17
2.3. Комплекс нейропсихологических упражнений в профилактике расстройств у детей, находящихся в группе риска 19
2.3.1. Кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движение 19
2.3.2. Кинезиологическая профилактика 22
Заключение 43
Список использованной литературы 44
Введение:
В дошкольном возрасте овладение речью, как средством общения, представляет ведущую линию развития ребенка. В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с отклонениями в умственном, физическом или психическом развитии. Это касается и малышей с речевой патологией.
Речь – сложная функциональная система, для формирования которой требуется своевременное развитие соответствующих мозговых структур, их содружество, достаточное развитие речевого аппарата, сочетание вышеназванных компонентов с условиями положительного социально-психологического воздействия.
Проблемой ранней диагностики детей с речевыми проблемами занимались выдающиеся педагоги: Л. С. Выготский, А. М. Гвоздев, Е.Ф. Соботович, Л. И. Трофименко, А. В. Запорожец, Л. Г. Парамонова, В. В. Тарасун, Т. В. Филичева и др. Под научной редакцией Н. А. Бастун в пособии «Службы раннего вмешательства: путь к интеграции» исследован процесс становления и развития служб раннего вмешательства и приводится опыт работы региональных служб.
Но на сегодняшний день система воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии не приносит ожидаемых результатов и назрела необходимость создания более эффективных программ изучения и коррекции нарушений развития личности с позиций комплексного, системного подхода на основе принципов гуманизма и социальной ориентированности. В последние годы увеличилось количество детей с отклонениями в развитии, что ныне составляет от 20% до 35-40% с учетом всего диапазона нарушений (от незначительных до тяжелых). Причиной этого является влияние и сочетание негативных социально-экономических, экологических, демографических и внутренних биологических факторов, что приводит к дизонтогенезу психического развития ребенка, а отсутствие специальных условий препятствует общему развитию детей и коррекции имеющихся нарушений в зависимости от их особенностей и потребностей.
Современными отечественными и зарубежными учеными проводились многочисленные психологические исследования, направленные на изучение детей с нарушениями слуха, речи, умственного и психического развития, расстройствами опорно-двигательного аппарата и аутистического спектра. Эти результаты обобщены и сравниваются с новыми данными, полученными смежными с психологией науками – психолингвистикой, нейропсихологией, педагогикой, физиологией высшей нервной деятельности, клинической неврологией и генетикой. Результаты фундаментальных психологических исследований свидетельствуют о зависимости процесса формирования личности от начального уровня развития психических функций. Поэтому проблема формирования отдельных психических функций была предметом исследования ученых в течение многих лет [7].
Однако вопрос применения нейропсихологических упражнений в профилактике речевых расстройств у детей, находящихся в группе риска, в работах исследователей рассмотрен, на наш взгляд, недостаточно.
Отсюда возникает противоречие между необходимостью профилактики речевых расстройств у детей, находящихся в группе риска, с одной стороны, и недостаточным опытом применения в этом процессе нейропсихологических упражнений, с другой стороны.
Разрешение этого противоречия составляет проблему нашего исследования.
Тема исследования – Комплекс нейропсихологических упражнений в профилактике речевых расстройств у детей, находящихся в группе риска
Объект исследования – речевые расстройств у детей, находящихся в группе риска
Предмет исследования – нейропсихологические упражнения как средство в профилактике речевых расстройств у детей, находящихся в группе риска
Цель исследования – изучить возможности нейропсихологических упражнений в профилактике речевых расстройств у детей, находящихся в группе риска
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что комплекс нейропсихологических упражнений будет способствовать профилактике речевых расстройств у детей, находящихся в группе риска
Задачи исследования:
1. Раскрыть задачи речевых расстройств у детей, находящихся в группе риска.
2. Рассмотреть особенности речевых расстройств у детей, находящихся в группе риска.
3. Охарактеризовать комплекс нейропсихологических упражнений в профилактике речевых расстройств у детей, находящихся в группе риска
4. Эмпирически изучить речевые расстройств у детей, находящихся в группе риска.
5. Проанализировать результаты исследования.
Заключение:
1. При использовании нейропсихологических методов у младших школьников развиваются все необходимые психические функции, особенно произвольность. В процессе занятий учащиеся вырабатывают умение следовать правилам, развивают речь, воображение, пространственные представления, мелкую моторику, восприятие, внимание, память, логическое мышление — все, что необходимо для овладения языком.
2. Нейропсихологические приемы не только повышают грамотность младших школьников, но и делают логопедические занятия веселыми и интересными, вносят определенный элемент соревнования в процесс обучения, повышает мотивацию к занятиям с логопедом.
3. Упражнения для мозга универсальны для детей и взрослых. Они простые и не требуют какой-либо специальной физической подготовки. При регулярном выполнении они снимают усталость, повышают концентрацию, умственную и физическую активность приводят к улучшению развития.
4. Кинезиологичные упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря развитию таких качеств, как ловкость, сила, гибкость; они готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю; способны помочь ребенку справиться со стрессовыми ситуациями.
5. У детей развивается творческое воображение и целостное восприятие, возрастают показатели двигательной памяти. Благодаря систематическому внедрению методов кинезиологии сократится срок коррекционной работы, повысится качество учебно-воспитательного процесса, наладится преемственность в работе всех специалистов, заинтересованных в коррекции речи детей, способствовать социализации воспитанников, адаптации их к жизни в социуме.
Фрагмент текста работы:
Развитие речи у ребенка начинается уже с первым криком при рождении. От рождения до 1 года закладывается основа речевой функциональной системы, ее структура и соотношение с другими психическими функциями. В дальнейшем она проходит определенные этапы своего развития. Анализ анамнестических и медицинских данных свидетельствует, что отклонения в развитии обусловлены не только органическими поражениями центральной нервной системы детей, но и социально-педагогическими факторами. Принцип единства биологического и социального процессов формирования психических (в том числе и речевых) процессов дает возможность определить влияние речевого окружения, общения, эмоционального контакта и других факторов на созревание речевой системы [4].
Когда речь идет о ребенке с нарушениями речи, нередко приходится слышать от родителей: «Сам выговорится. Я вообще начал разговаривать после 5 лет». Такое отношение может дорого стоить ребенку, потому что есть такие дети, в которых без помощи специалиста, речь так и не сформируется. Это, в первую очередь, малыши с органическими поражениями ЦНС, снижением слуха, задержками психического развития различного генеза, снижением интеллекта. В группу риска попадают дети, которые слышат, но воспитываются глухими родителями, или родителями, которые сами имеют недостатки речи.
1.2. Особенности логопедической помощи детям
Обращение к специалистам поможет точнее определиться с речевой проблемой и ускорить ее решение. Специалисты рекомендуют родителям малышей до 3-х лет обратиться к специалистам, если:
• ребенок не разговаривает;
• отстает в речевом развитии по невыясненным причинам;
• имеет нарушение зрения или слуха;
• малыш в определенных обстоятельствах ограничен в общении со взрослыми;
• хирург детской районной поликлиники настоятельно рекомендует подрезать ребенку подъязычные связки;
• поставлен диагноз «детский церебральный паралич» или «снижение интеллекта».
Профилактика нарушений речи, как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, базируется на исключении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут привести к возникновению патологии. Это так называемая первичная профилактика, при успешном проведении которой речевые расстройства не возникают [2].
Но предупредить возникновение речевых нарушений не всегда удается, и в этих случаях говорят о вторичной профилактике. Ее задача – смягчение неблагоприятных последствий уже действующих вредных факторов и предупреждения появления вторичных и третичных нарушений речи на основе уже существующих. Существует еще и третичная профилактика, задачей которой является недопущение возврата уже скорректированных речевых расстройств, что может случиться при недостаточном закреплении достигнутых результатов [1].