Курсовая теория на тему Коммуникативные технологии как средство разрешения конфликта. Предмет Технологии урегулирования конфликтов и укрепления мира.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ
КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 5
1.1 Понятия
социального конфликта и медиации как коммуникативной технологии его разрешения. 5
1.2 Модель информационно-коммуникативных
технологий в системе общественных связей. 11
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНОЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В КОНФЛИКТЕ. 15
2.1 Сетевая
коммуникация как фактор эволюции социально-политических отношений. 15
2.2
Толерантность и коммуникативный диалог с учетом правовых норм как компоненты
формирования коммуникативно-правовой культуры.. 18
ГЛАВА 3 РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА
СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ МЕДИАЦИИ.. 21
3.1
Технологическая сторона медиации. 21
3.2 Сетевые
конфликты и медиативность как сущностная характеристика сетевой коммуникации. 25
3.3 Применение
коммуникативных технологий на примере конфликта в Сирии 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 42
Введение:
Данное исследование посвящено раскрытию механизмов коммуникативных
технологий как способа разрешения конфликтов. Сегодня в стремительно
развивающемся и также стремительно меняющемся обществе невозможно представить
какую-либо сферу деятельности человека без конфликтов. Кроме того, меняются и
сами конфликты, что требует новых средств к их изучению и поиск новых средств
их разрешения. Еще в XVII веке французский философ Блез Паскаль высказал
утверждение, что обычно люди гораздо легче убеждаются, если они самостоятельно
нашли доводы или решение проблемы[1] [8].
Следовательно, актуальными и сегодня являются способы разрешения противоречий,
споров и конфликтов, инициирующие субъектную активность противоборствующих
сторон. Одной их таких технологий является медиация.
Степень
разработанности темы. Проблемам применения коммуникативных технологий в
разрешении конфликтов посвящено значительное число работ Т.И. Афасижева, Д.С. Батарчука, М.М. Бахтина,
Р.Р. Валитовой, Р.Г. Дарендорфа, А.А. Кукушкиной, В.А. Лекторского, А.С. Луция,
А.М. Щукина, Н.Г. Юровских и др.
Цель
исследования – дать характеристику и описать признаки коммуникативных
технологий в разрешении конфликта.
Для
реализации поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
— раскрыть сущность понятий «социальный конфликт» и «»медиация»;
— проанализировать основные черты модели информационно-коммуникативных
технологий в системе общественных связей;
— описать технологическую сторону медиации как
коммуникативной технологии разрешения конфликта;
— показать значение сетевой коммуникации в эволюции
социально-политических отношений;
— рассмотреть сетевые конфликты и медиативность как
сущностную характеристику сетевой коммуникации;
— показать применение коммуникативных технологий на
примере конфликта в Сирии.
Объект
исследования – технологии разрешения и урегулирования конфликтов. Предмет
исследования – коммуникативные
технологии как средство разрешения конфликта.
В
соответствии с поставленными целью и задачами работы была определена следующая
структура работы: введение, три главы, заключение, библиографический список и 4
приложения. [1] Кэрролл Э., Мэри К. Международная медиация – искусство
деловой дипломатии. – М., 2012. С. 31.
Заключение:
В
ходе исследования был проведен теоретический анализ литературы, исследована сущность
коммуникативных технологий как средства разрешения конфликта, рассмотрены
примеры их применения.
Анализ
литературы показал, что конфликт представляет собой противоборство
сторон, которое ими осознано через выявление противоречий. Оно возникает в
процессе взаимодействия и актуализируется через наличие взаимного интереса по
поводу предмета конфликта.
Наличие конфликта оказывает влияние на содержание и условия социального
взаимодействия. Возникшее на основе социально значимой заинтересованности
взаимодействие должно быть оценено сторонами конфликта в контексте
необходимости его дальнейшего поддержания. Если стороны (или одна из сторон)
определяют усилия, необходимые для устранения противоречий, несоразмерными с
получаемыми выгодами, то вероятность сохранения взаимодействий ничтожно мала.
Взаимная заинтересованность в продолжении отношений способна положительно
отразиться на динамике конфликта. Усилия сторон конфликта в таком случае будут
направлены на поиск оптимального решения.
В современной конфликтологии принято разделять понятия «разрешение» и
«урегулирование» конфликта. Разрешение конфликта предполагает усилия сторон –
участников конфликта по самостоятельному устранению разногласий, а
урегулирование конфликта подразумевает участие в решении возникших проблем
третьей стороны. В каждом из этих подходов присутствует потребность сохранения
социального взаимодействия или его организация на новых основаниях/интересах.
Имеется и определенная специфика взаимодействия.
В ситуации, когда перед конфликтующими сторонами встает необходимость
приглашения третьей стороны, без которой успешное устранение противоречий не
представляется возможным, социальное взаимодействие структурно усложняется. В
него должны быть включены специфические действия посредника. Первичной задачей
при этом является достижение согласия по выбору этой стороны.
Медиация является одним из самых востребованных в современном обществе
видов участия третьей стороны в конфликте [21]. Ее технологические возможности
постоянно совершенствуются. При использовании медиации возникает необходимость
встраивания в социальное взаимодействие нового участника – медиатора.
Содержательно медиация базируется на четырех основополагающих принципах,
позволяющих свести недостатки участия посредника в конфликте к минимуму.
Принципами медиации являются конфиденциальность, нейтральность, добровольность
и равноправие сторон.
Посредничество на переговорах обладает достаточно большим количеством
технологических аспектов, характерных для медиации. Вместе с тем есть и
определенные отличия. Они связаны, прежде всего, с тем, что посредником может
выступать представитель, приглашенный одной из сторон конфликта, но одобренный
всеми его участниками.
Таким образом, можно констатировать, что социальное взаимодействие, которое
является неотъемлемой частью социальных отношений, на определенном этапе может
стать основанием конфликта. Возникновение определенных противоречий может быть
связано как с утратой заинтересованности в нем одним из участников
взаимодействия, так и дестабилизации действий сторон. Однако без социального
взаимодействия крайне сложно обеспечить возможность достижения согласия в
конфликте. Существует обоснованная необходимость в поддержании социального
взаимодействия между сторонами конфликта как при его разрешении, так и при
урегулировании с привлечением третьей стороны.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ КОММУНИКАТИВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ 1.1 Понятия социального конфликта и медиации
как коммуникативной технологии его разрешения Во все времена споры и конфликты сопровождали межличностное взаимодействие,
для разрешения которых в разные периоды человеческой цивилизации выступали
Соломоновы суды, Советы старейшин, рыцарские турниры и дуэли, заседания мировых
судей и другие способы урегулирования отношений. Разумеется, конфликт – есть
динамическая характеристика человеческого развития и сопровождает любую форму
человеческой активности. Как отмечает А.М. Омаров, «коллектив, где не
происходят конфликты, скорее всего, таков, что в нем довольствуются достигнутым
и не созданы условия для совершенствования»[1].
Конфликты, являясь по сути своей закономерными явлениями общественного
развития, тем не менее нередко носят деструктивный характер, являются
стрессогенами и могут служить причиной не только снижения работоспособности, но
и ее временной потери. Очевидно, что весь процесс функционирования общества
состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства.
Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы взаимодействия:
материальные и духовные ресурсы, властные полномочия, статусно-ролевые различия
в социальной структуре, личностные различия и так далее. «Конфликты охватывают
все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений,
социального взаимодействия»[2].
Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, в
котором противоречия удерживаются субъектами до их разрешения. В условиях
перехода к рыночной экономике, демократизации общества происходят существенные
изменения содержания и формы социальных отношений. Они сопровождаются
разрушением старых социальных структур и созданием новых, для которых
характерны конкуренция, признание различий в интересах и потребностях. Поэтому
проблема конфликта состоит не в подавлении или игнорировании последних, а в
признании их существования в системе социального взаимодействия, в поиске
оптимальных способов их разрешения, в достижении эффективного межсубъектного
взаимодействия.
Изложенное выше дает право считать конфликты нормой социального
взаимодействия, что делает их предметом изучения. Остановимся на
историко-логическом анализе социального конфликта. Первым, кто ввел в научный
обиход термин «социология конфликта» считается Георг Зиммель (1858 – 1918). Его
теоретические взгляды разделяли в двадцатые годы ХХ века социологи Чикагской
школы: Роберт Эзра Парк (1864 – 1944), Эрнест Уотсон Берджесст (1886 – 1996),
Аббион Будберн Смолл (1854 – 1926). Они предложили рассматривать социальный
процесс в аспекте четырех взаимосвязанных типов взаимодействия: соревнования,
конфликта, приспособления и ассимиляции. Причем конфликтам, как переходному
состоянию от соревнования к приспособлению и ассимиляции, уделяется особое
место в социологии.
Как известно, социология конфликта, как особое и относительно
самостоятельное направление в социологии оформилось лишь к концу 50-х гг.,
благодаря трудам Р. Дарендорфа[3]
и Л. Коузера[4]. У Р. Дарендорфа конфликт
становится центральной категорией социологии. Свою социологическую концепцию он
даже называет «теорией конфликта». С начала 60-х гг. прошлого столетия изучение
конфликта стало принимать практическую направленность: интерес вызывают
средства и способы урегулирования конфликтов. В это время в отечественной науке
возрастает число работ по психологии конфликта. [1] Омаров А.М.
Руководитель: размышления о стиле управления. – М.: Политиздат, 1987. — 365 с.
— С.170. [2] Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учебное
пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВПАДОС, 1999. – 176 с.- С.6. [3] Дарендорф Р. Мораль, революция и гражданское общество.
/ Пер. с англ. — М.: Marginem, 1998. — 271 с. [4] Коузер Л. Функции социального конфликта. – М.: Идея –
пресс, 2000. – 208 с.