Курсовая теория Педагогика/Психология Специальная психология

Курсовая теория на тему Коммуникативные способности детей с тяжелыми нарушениями речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования развития коммуникативных
навыков младших школьников с ТНР
. 6

1.1. Теоретический анализ понятия «коммуникация» и «коммуникативные
навыки»
  6

1.2. Особенности развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием
речи
. 10

1.3. Средства и методы развития коммуникативных навыков у детей
с общим недоразвитием речи
. 17

Заключение. 24

Список литературы. 25

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Дошкольный возраст — это период интенсивного развития
ребенка, активного формирования интеллектуальных способностей и формирования
его личности. В этот период общение играет особую роль, так как является
неотъемлемой частью детской деятельности.

Речь является важным условием и средством
общения. Коммуникация-это смысловой аспект социального взаимодействия: контакты,
общение, обмен информацией между людьми.

В процессе общения формируется эмоционально-волевая,
познавательная сфера ребенка, его речевое и психическое здоровье, самооценка и
личность в целом через познание и оценку самого себя посредством других людей.
Эффективность общения зависит от уровня сформированности коммуникативных
способностей.

Проблема изучения уровня
сформированности коммуникативных способностей у детей с тяжелыми нарушениями
речи актуальна и сегодня, так как этой проблеме посвящено немало работ в
отечественной дефектологии и специальной психологии.

Теоретические основы формирования этих навыков
рассматриваются в трудах таких ученых как Я. Л. Коломинского, А.Н. Леонтьева,
М. И. Лисиной, А. В. Мудрика. Особенности развития коммуникативных способностей
у дошкольников с ТНР рассматривали такие психологи и педагоги как Т. Н.
Волковская, О. В. Дзюба, Л. С. Дмитриевская Т. А. Репина, А. Г. Рузская.

Федеральные государственные
образовательные стандарты для дошкольных образовательных учреждений (далее —
ФГОС ДОУ) действуют с января 2014 года. Стандарт придает большое значение коммуникативному
развитию, поскольку именно в общении происходит формирование личности человека,
формирование его качеств, нравственного поля и мировоззрения.

Эффективность и качество
коммуникативного процесса во многом зависит от уровня коммуникативных способностей
субъекта общения. Эта проблема наиболее актуальна для детей с тяжелыми
нарушениями речи (далее-ТНР), так как в последнее время растет число детей с
нарушениями речи. Нарушения речи оказывают значительное влияние на психику
ребенка. Дефекты речи являются одной из важных причин формирования у детей
определенных негативных личностных качеств, таких как пассивность, замкнутость,
неуверенность, обидчивость, которые негативно влияют на развитие
коммуникативных способностей.

Коммуникативные способности
способствуют интеллектуальному развитию дошкольников и влияют на общий уровень
их деятельности. Важность развития коммуникативных способностей становится все
более очевидной в переходный период для детей в школу, так как отсутствие
базовых способностей затрудняет общение детей со сверстниками и взрослыми,
ведет к социальной депривации и подрывает весь процесс обучения. Развитие этих способностей
является необходимым условием успешности учебной деятельности, что является
важнейшим направлением социально-личностного развития дошкольников с тяжелыми
нарушениями речи.

Объект исследования: коммуникативные навыки.

Предмет изучения: коммуникативные навыки
детей с тяжелыми нарушениями речи.

Целью работы явилось изучение особенностей
коммуникативных снавыков детей с тяжелыми нарушениями речи.

В соответствии с поставленной целью, были
определены следующие задачи нашего исследования:

1. Проанализировать понятия «коммуникация»
и «коммуникативные навыки»;

2. Изучить особенности развития коммуникативных
навыков у детей с общим недоразвитием речи;

3. Охарактеризовать средства и методы
развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи.

Методы исследования: анализ научных источников
по проблеме исследования.

Структура исследования: работа состоит
из введения, одной главы, которая содержит 3 параграфа, заключения и списка использованной
литературы.

Во введении обозначена актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы
исследования.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты исследования развития коммуникативных
навыков младших школьников с ТНР.

В заключении сделаны общие выводы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, коммуникация — это двусторонний
процесс обмена информацией, который приводит к взаимопониманию.

Коммуникативные навыки — это методы построения
отношений между людьми, которыми человек овладел. Они включают в себя способность
вступать в контакт с незнакомыми людьми, понимать их личные качества и намерения,
предсказывать исход их действий и строить свои действия соответственно.

Трудности речевой коммуникации учащихся
С ОНР связаны с недостаточностью составления смысловой программы высказывания вследствие
фрагментарности понимания объяснений учителя, с проблемами отбора языковых средств
и речевых действий при реализации высказывания.

На протяжении многих лет в коррекционной работе с учениками с ОНР используют
моделирование как способ формирования связной речи: рассказы на основе сюжетных
картинок при пересказе и написании текста (особенно описательного). Различные приемы
моделирования позволяют развить умение связно выражать мысли и чувства, обогатить
словарный запас, сосредоточиться на основных деталях и сюжетах текста, запомнить
их.

 Графические планы
с опорными рисунками и текстом, схемы, карточные символы, стилизованные изображения
реальных предметов, мнемотехника, пиктограммы помогают детям выстроить логический
повествовательный сюжет (особенно на начальных этапах обучения), активизируют их
умственную деятельность. Сказкотерапия — это способ развития творческих способностей,
расширения кругозора и обучения взаимодействию с окружающим миром. Драматическая
терапия очень важна в формировании вербального общения. Драматическая терапия —
это метод, который позволяет раскрыть свои творческие способности и приобрести мастерство,
навыки публичных выступлений и командной работы, которые вам нужны в жизни.
 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретические аспекты исследования развития коммуникативных навыков младших школьников
с ТНР

1.1. Теоретический анализ понятия
«коммуникация» и «коммуникативные навыки»

Коммуникативные навыкиэто
способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно
интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

Виды коммуникативных навыков

·                    
письменные
заключаются в умении вести переписку, общаться с помощью различных видов связи,
где исключена устная речь. Письменная коммуникабельность проявляется в том,
насколько четко и структурировано, составлен документ, последовательно изложены
в нем мысли, а также в отсутствии грубых орфографических и стилистических
ошибок;

·                    
устные
это умения, которые проявляются при непосредственном общении, или общении по
телефону. Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и
адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника с первых
минут разговора, а также в способности слушать своего оппонента.

В отечественной психологии общение рассматривается
как одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его
личности, основной вид обучения и оценки собственной деятельности человека через
взаимодействие с другими людьми (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С.
Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.).

Общение является одним из основных условий
общего развития ребенка, обладающего сложной структурой организации, основными компонентами
которой являются субъект общения, потребности и мотивы общения, единицы общения,
их средства и продукты. На школьном этапе изменяется содержание структурных компонентов
общения, совершенствуются средства общения, главным из которых является речь.

Согласно теоретической концепции отечественной
психологии, речь является важнейшей психологической функцией человека — универсальным
средством общения, мышления и организации действий. Многие исследования показали,
что психологические процессы — внимание, память, восприятие, мышление и воображение
— опосредованы речью. Общение существует во всех видах детской деятельности, влияя
на вербальное и психологическое развитие ребенка, формируя целостную личность.

Психологи считают, что взаимодействие
ребенка со взрослым, отношение взрослого к нему как к личности, а также учет им
уровня сформированности коммуникативных потребностей, достигнутого ребенком на данном
этапе развития, являются решающими факторами в формировании общения.

Модели поведения, усвоенные ими в семье,
используются в процессе общения со сверстниками. В свою очередь, многие качества,
которые ребенок приобретает в детском коллективе, привносятся в семью. Взаимоотношения
школьника и сверстника также во многом зависит от характера его общения с воспитателем
детского сада. Стиль общения педагога с ребенком, его ценности отражаются в отношениях
между ребенком и друг другом, в психологическом микроклимате группы. Успешность
развития отношений со сверстниками оказывает особое влияние на формирование психологической
жизни детей. Поэтому в случае нормального развития формирование общения и развитие
личности ребенка едины.

Если ребенок недостаточно общается со
взрослыми и сверстниками, то темп развития его речи и других психологических процессов
замедляется. Отклонения в речевом развитии отрицательно влияют на интеллектуальное
развитие ребенка, затрудняя его общение с окружающими, задерживая формирование познавательных
процессов, а следовательно, препятствуя формированию зрелой личности.

Потребность в общении — одна из важнейших
потребностей человека. Исследователи проблем коммуникации отмечают, что она помогает
строить общности между людьми, регулировать их совместную деятельность, является
инструментом личностного познания и основой сознания, является самоопределением
личности, без которого человек будет оторван от совместной деятельности, потерян
и беспомощен вне человечества. Коммуникация рассматривается как человеческое взаимодействие,
предназначенное для координации и объединения сил с целью построения отношений и
достижения общих результатов [6]. Этот конкретный вид деятельности имеет мотивацию,
тематическое содержание, средства и результаты.

В последнее время вместе с термином "общение"
широко используется термин "коммуникация". Общение как коммуникативная
деятельность рассматривается в трудах Г.М.Андреева, А.А Бодалева, А.В.Запорожца,
А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина. Разработчики федеральной
государственной образовательной программы определили направление образования "коммуникация",
целью которого является развитие коммуникации, развитие речевой коммуникации [6].

Коммуникация — это двусторонний процесс
обмена информацией, который приводит к взаимопониманию [6]. В русском языке словарь
С. И. Ожегова "коммуникация" трактует как сообщение. В словаре синонимов
понятия "коммуникация" и "общение" описываются как близкие синонимы,
что позволяет рассматривать эквиваленты этих терминов

По мнению психологов, общение — это умение
общаться с людьми, которое определяет успешность людей разного возраста, уровня
образования, разного уровня культурного и психологического развития, а также людей
с разным жизненным опытом и разными коммуникативными навыками.

Коммуникативные навыки — это методы построения
отношений между людьми, которыми человек овладел. Они включают в себя способность
вступать в контакт с незнакомыми людьми, понимать их личные качества и намерения,
предсказывать исход их действий и строить свои действия соответственно [14].

Положение о ключевой роли общения в интеллектуальном
развитии детей выдвинуто и развито Л. С. Выготским, который неоднократно подчеркивал,
что "психологическая природа человека представляет собой совокупность внутренних
переносных межличностных отношений и становится функцией личности и ее структурной
формой" [8].

Первое исследование, описывающее коммуникативные
качества личности встречается в работах Б. Г. Ананьева, А.А. Бодалева. Эти авторы
еще не выделили понятие "коммуникативные качества", но подробно описывают
качества, необходимые для общения как неотъемлемую часть психологического процесса.

Важная роль коммуникативного навыка
заключается в том, чтобы разгрузить сознательную деятельность от регуляции
достаточно простых форм поведения, чтобы она могла быть направлена на решение
более сложных задач [9].

Коммуникативные навыки
непосредственно связаны с общением, которое является основным инструментом
формирования личности и способствует ее реализации в обществе.

Останавливаясь на социальных навыках
более подробно, стоит отметить, что они формируются в результате участия
индивидов в жизни общества. С развитием человека социальные отношения
расширяются:

-С рождения — мама и папа, потом
семья  -бабушки и дедушки, тети, дяди и
близкие друзья семьи;

— Взаимодействие с незнакомыми людьми
во время прогулки;

— Общение со сверстниками;

— Формирование межличностного общения
в одной группе, осознанного общения [10].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы