Курсовая теория на тему Коммуникативные ситуации согласия в масс-медийном дискурсе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ 4
1.1 Типология коммуникативных ситуаций 4
1.2. Компоненты коммуникативной ситуации 11
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ СОГЛАСИЯ В МАССМЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ 19
2.1 Средства выражения согласия в коммуникативных ситуациях 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
Введение:
В современном языкознании разностороннее исследование всех аспектов различных дискурсов (в частности, масс-медийного) приобретает все большую актуальность. Известно, что теоретическую основу для изучения коммуникативной природы дискурсов обеспечивает исследование их модели в тесной связи с элементами коммуникативной ситуации и человеческой деятельности в целом, и в контексте межэтнического взаимодействия, в частности.
В современном языкознании коммуникативную ситуацию рассматривают как иерархически сложный компонент дискурса, содержащий формально-семиотический, когнитивно-интерпретационный, социально-интерактивный уровни и распределяется на отдельные фрагменты, единицы коммуникации – коммуникативные акты.
Осмысление научных наработок позволило дать определение коммуникативной ситуации межэтнического взаимодействия как процесса деятельностного коммуникативного взаимодействия, содержащего вместе с вербальным сообщением (текстом) другие составляющие (экстралингвистические факторы) [Алифанова 2015].
Исходя из того, что коммуникативные акты являются фрагментами коммуникативной ситуации, становится возможным их исследование и рассмотрение их моделей. Одной из мало исследованных на сегодняшний день остается коммуникативная ситуация СОГЛАСИЕ.
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, общей направленностью современных лингвистических исследований на определение межкультурных и межэтнических особенностей коммуникации для решения проблем межличностного общения, а с другой – необходимостью изучения механизмов вербализации ситуаций взаимодействия в масс-медийном дискурсе.
Объектом исследования выступает коммуникативная ситуация СОГЛАСИЕ.
Предметом исследования особенность реализации коммуникативной ситуации СОГЛАСИЕ в масс-медийном дискурсе.
Целью исследования является выявление особенностей вербализации и протекания коммуникативной ситуации СОГЛАСИЕ в масс-медийном дискурсе.
Поставленная цель достигается с помощью решения следующих задач:
– рассмотреть типологию коммуникативной ситуации;
– изучить компоненты коммуникативной ситуации, факторы и обстоятельства. влияющие на ее протекание;
– выявить случаи использования коммуникативной ситуации СОГЛАСИЕ в масс-медийном дискурсе;
– проанализировать компоненты и факторы обстоятельства, выявленных коммуникативных ситуаций;
– смоделировать полученные коммуникативные ситуации и выявить факторы успешности коммуникативной ситуации СОГЛАСИЕ.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, метод сплошной выборки, метод моделирования.
Материалом исследования является корпус англоязычных масс-медийных текстов, британских и американских Интернет-изданий (написать количество) (статьи изъяты из источников качественной прессы и таблоидов за 2013-2016 гг.).
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материал и результаты могут быть использованы в курсе теории языковой коммуникации, когнитивной лингвистики, практическом курсе языка.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Рассмотренный в данной работе материал позволяет сделать вывод, что англоязычные коммуникативные ситуации согласия выражаются в речи с помощью стереотипных высказываний, позволяющих их рассматривать через схему определенных стереотипных речевых поступков, являющихся способом для выражения говорящим своей положительной диспозиции, его интенций через дополнительные значения подтверждения и одобрения. В коммуникативной ситуации согласия в масмедийном дискурсе позволяет говорящему выражать положительную реакцию на основе ценностно-оценочных соображений.
Эффективность коммуникативной ситуации согласия определяется достижением консенсуса. Далее в сфере выражения происходят процедурные преобразования, которые включают элементы интенциональных значений высказываний в значение кода. При этом данные элементы связаны с выражением эмоционально-экспрессивной оценки либо с тем или иным перскриптивным стимулом. К примеру, или вопросительное и констатирующее высказывание, или императивное может быть стимулом. Первый случай описывает ситуацию согласия, которая основана на совпадении оценочных реакций коммуникантов. Второй случай описывает готовность коммуниканта выполнят определенное действие. Коммуникативная ситуация согласия также определяется наличием у речевой единицы потенциальной возможности быть интерпретированной в двух направлениях:
– согласие с ценностным содержанием запроса;
– согласие с волюнтативным содержанием стимула.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ
1.1 Типология коммуникативных ситуаций
Т.В. Булыгина и С.А. Крылов в словарной статье «Функциональная лингвистика (функционализм)» определяют данную науку как «совокупность школ и направлений, возникших как одно из ответвлений структурной лингвистики, характеризующихся преимущественным вниманием к функционированию языка как средства общения» [цит. по: Ярцева 1990].
Одной из центральных проблем функционализма является описание разноплановых коммуникативных ситуаций [Алифанова 2015; Грайс 1985]. Ученые-лингвисты стандартные коммуникативные ситуации изучают аспектуально, обращаясь к теории речевых актов [Вежбицкая 1985; Демьянков: эл. ресурс; Ейкалис 2015; Сёрл 1986; Чистанова 2017], теории коммуникации и социальной деятельности [Оришев 2013], теории дискурса и дискурс анализу [Якубинский 1986], теории диалога [Попова 2001], теории разговорной речи [Кашкин 2000] и т.д.
Ряд исследователей при использовании понятия «коммуникация» понимают под ним лишь социальную коммуникацию, иначе говоря. коммуникацию в человеческом обществе, или «human communication» как обмен мыслями, знаниями и чувствами членов социума [Таюпова 2014: 561].
В современных работах по лингвистике коммуникация трактуется как «специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности» [Маслова 2008: 60].
Иногда некоторыми отечественными и зарубежными авторами коммуникация рассматривается с двух позиций: в широком смысле и в узком. Коммуникация в широком смысле ее понимания представляет собой любую форму обмена информацией между живыми существами (людьми, животными) или людьми и компьютером. Коммуникация в узком смысле определяется с учетом позиций лингвистики как межличностное общение посредством таких языковых и неязыковых средств, как мимика, жесты, голос и др. [Таюпова 2014: 561-562].
Итак, коммуникация является обменом значений (информаций) между членами того или иного народа через общую систему знаков (символов) и языковых знаков, в частности. В современной зарубежной энциклопедической литературе данный термин определяется следующим образом: коммуникация – акт или процесс передачи информации другим людям или живым существам [Там же: 562].
Вслед за Л.Г. Юсуповой рассматриваем коммуникацию как форму деятельности людей, которая проявляется в обмене информацией, взаимопонимании и взаимовлиянии партнеров. Коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных средств [Юсупова 2008].
В процессе общения говорящий решает конкретные коммуникативно-прагматические задачи, используя различные способы речевого воздействия, например, осуществляет примирение, объясняется в любви, демонстрирует агрессию, оправдывается, поощряет [Клюев 2002].
Наше внимание нацелено именно на это, что дает теория коммуникации, поскольку коммуникация постоянно испытывает качественные изменения: расширяется информационное поле, появляются новые средства доступа к информации, происходит конвергенция с другими научными областями. Представителей разных наук (социология, психология, экономика, лингвистика) в последние годы объединило новое поле деятельности – коммуникация. Кроме этого, основные коммуникативные законы позволяют эффективно организовать речевое взаимодействие между говорящим и слушающим, быстро установить контакт с аудиторией, достичь кооперативного диалога. Эти законы универсальны и действуют в официальных и неофициальных ситуациях общения. Даже если человек не подозревает об их существовании, они проявляются в процессе коммуникации [Мишина 2016: 12].
До XX века была общепринята единая модель коммуникации, разработанная Аристотелем «оратор – речь – аудитория», которая утратила свою актуальность с повсеместным развитием средств массовых коммуникаций. Одним из первых разработкой новой современной модели коммуникации занялся американский политолог Гарольд Лассуэл. В 1948 году он опубликовал статью «The structure and function of communication in society», в которой представил новую, пятиэлементную линейную модель коммуникации общества. Структура модели такова: «Кто говорит? Что? Кому? Каким способом? С каким результатом?» – (англ. – «Who says what to whom in which channel with what effect?») [Оришев 2018].