Курсовая теория на тему Коммерческая тайна. Защита коммерческой тайны.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ 5
1.1 Сущность и значение коммерческой тайны 5
1.2 Критерии важности коммерческой тайны 7
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 13
2.1 Сведения о коммерческой тайне предприятия 13
2.2 Защита коммерческой тайны предприятия 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Введение:
Актуальность темы. На формирование экономической безопасности предприятия влияют изменения, которые происходят как во внешней, так и внутренней среде его функционирования. Эти изменения характеризуются нестабильностью и требуют быстрой адаптации предприятий к рыночным условиям, с учетом факторов неопределенности и неустойчивости экономической среды. Все это по-новому ставит вопрос об управлении предприятием как субъектом рыночных отношений, о его способность приспосабливаться к динамическим условиям рынка.
Разработка научных проблем по обеспечению безопасности учетных данных предприятия является важной предпосылкой, направленной на обеспечение безопасности предприятия, как на данном этапе развития, так и в будущем. Особое значение приобретает проблема определения места и значения коммерческой тайны в становлении системы экономической безопасности предприятия.
Методика достижения безопасности предприятия постоянно совершенствуется; ее можно назвать искусством, которого следует учиться; культурой, которую нужно воспитывать у каждого работника предприятия. Несмотря на значительные наработки в этой области, вне поля зрения исследователей остался такой важный аспект деятельности предприятия, как системная работа по предупреждению и недопущению опасных ситуаций. Можно сказать, что вопрос относительно обеспечения безопасности учетной информации предприятия в современных условиях еще не получила основательной разработки.
Не существует и целостной концепции по вопросам планирования экономической безопасности, способной обеспечить полное использование имеющегося потенциала, противодействовать угрозам, поддерживать состояние экономической безопасности. Об этом очень часто забывают нынешние руководители предприятий, которые не только не используют имеющиеся научные разработки в этой сфере, но и забывают об организации и обеспечения защиты коммерческой тайны и конфиденциальной информации на предприятии. А это, как известно, одна из основных и определяющих звеньев обеспечения экономической безопасности предприятия.
Развитие рыночной экономики существенно меняет отношение к проблеме обеспечения экономической безопасности, поскольку главным лицом, заинтересованным в защите своих экономических и гражданских прав, становится предприниматель, владелец. Исходя из этого, возникает объективная необходимость защиты учетных и финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия.
Предмет работы − организация защиты коммерческой тайны на предприятии.
Целью курсовой работы выступает экономическая безопасность предприятия и коммерческая тайна как ее проявление.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить сущность и значение коммерческой тайны;
Рассмотреть критерии важности коммерческой тайны;
Охарактеризовать сведения о коммерческой тайне предприятия;
Проанализировать защиту коммерческой тайны предприятия.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что коммерческая тайна — это преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферы производственной, хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности.
Экономическая безопасность предприятия — это состояние эффективного использования его ресурсов и существующих рыночных возможностей, которые дают возможность предотвращать внутренним и внешним угрозам, обеспечивать длительное выживание и устойчивое развитие на рынке в соответствии с выбранной миссии. Способом достижения экономической безопасности предприятия является эффективное функционирование информационной безопасности, средством которой является внедрение Положения о коммерческой тайне, которое гарантирует защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа или использования заинтересованными структурами и лицами.
Исходя из того, что рынок средств и технологий экономической безопасности наполняется и становится более диверсифицированным и происходит активное формирование рыночных отношений переходного период. Так же осуществляется импорт капитала и технологий, участники рынка должны формировать более интеллектуальные средства обеспечения коммерчески информационной безопасности, дополнять средства физической безопасности их более цивилизованными разновидностями, включая технические и юридические средства, к которым относится институт коммерческой тайны.
Проблемы экономической и учетной безопасности информации необходимо решать с применением системного подхода: в сочетании с общеэкономическими, контрольными и правоохранительными механизмами. Прогнозируя и оценивая влияние ожидаемых угроз необходимо создание механизма обеспечения, организации безопасности учетной информации.
В данном механизме необходимо учесть реальное взаимодействие предприятия с внутренней и внешней средой, как следствие, механизм должен отражать всю хозяйственную деятельность предприятия.
Соотношение важности порядка использования информации, составляющей коммерческую тайну, и ответственности за ее незаконный сбор, использование и разглашение не отражает в полной мере ценность этой информации. Поэтому крайне важно для демократического и правового государства наладить правовые инструменты защиты, сохранения информации, составляющей коммерческую тайну, и ответственности за ее незаконный сбор, использование и разглашение.
Соблюдение указанных выше мероприятий по организации защиты коммерческой тайны не только будет залогом спокойствия субъектов хозяйственной деятельности, но и станет основанием в случае рассмотрения спора в судебном порядке, поскольку проверка охраноспособности коммерческой тайны осуществляется только, когда права на коммерческую тайну нарушаются и нужно установить, существовали они вообще.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ
1.1 Сущность и значение коммерческой тайны
Коммерческая тайна — это преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферы производственной, хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности [1].
Таким образом, сведениями, которые составляют коммерческую тайну, являются данные любого характера, имеющие коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам, иными словами, это те или иные производственные, технические, экономические и т.д. данные. К числу сведений, составляющих коммерческую тайну, относится, в том числе и секрет производства (ноу-хау) (ч. 1 ст. 1465 Гражданского кодекса РФ) [2].
Коммерческая тайна возникает тогда, когда она представляет интерес для коммерции [10]. Поскольку рынок средств и технологий экономической безопасности наполняется и становится более диверсифицированным, происходит активное формирование рыночных отношений переходного периода, осуществляется импорт капитала и технологий.
Итак, это заставляет участников рынка создавать более усовершенствованные средства обеспечения учетно-информационной безопасности, дополнять средства физической безопасности более цивилизованными разновидностями, включая технические и юридические средства, к которым и относится институт коммерческой тайны.
Составляющими экономической безопасности является социальная, интеллектуальная, политико-правовая, экологическая, ресурсная, финансовая и информационная безопасность [9].
Информационная безопасность достигается путем надлежащего обеспечения коммерческой тайны на предприятии, которая предусматривает защиту внутренней информации предприятия и является организационно-правовым мероприятием информационной безопасности. Именно поэтому современный подход к обеспечению безопасности учетной информации, прежде всего, требует создания целостной системы информационной безопасности, которая содержала комплекс организационных, правовых, инженерно-технических и программно-аппаратных мер защиты и использовала бы современные методы прогнозирования, анализа и моделирования переменных ситуаций.
В настоящее время каждый владелец должен создать систему мер безопасности, которая бы способствовала выявлению признаков возможных правонарушений и преступных действий на разных стадиях, на этапе формирования злого умысла и разработки планов преступных действий, что позволило бы вовремя предупредить и обезвредить преступные намерения. Это означает, что безопасность предпринимательства должна быть превентивной, а защита коммерческой тайны на предприятии должен быть на первом месте [8].
Статус коммерческой тайны информация может получить только в случае документального подтверждения соответствующего перечня сведений руководителем предприятия или уполномоченного им органа.
Коммерческая тайна является необходимым условием конкуренции, так как она охраняется законодательством каждой страны. С другой стороны, товаропроизводители пытаются изучать и заимствовать методы работы конкурентов, имеют успех.
Таким образом, в условиях конкуренции возникает необходимость существования коммерческой тайны, продиктованной желанием товаропроизводителей скрыть от конкурента все то, что позволяет производить товары повышенного спроса и получать высокие прибыли. Состав и объем информации, составляющей коммерческую тайну и порядок ее защиты, определяется руководством предприятия, то есть, эта информация принадлежит предприятию по праву собственности.