Курсовая теория на тему Коллизии в праве
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1 Общая характеристика юридических коллизий 4
1.Понятие юридически коллизий 4
1.2 Виды юридических коллизий и причины их возникновений 11
2 Коллизии в правовой системе и способы их разрешений 16
2.1 Коллизии норм права и нормативно-правовых актов 16
2.2 Способы устранения коллизий 19
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30
Введение:
Проблема правотворчества имеет длительную историю, прежде всего, в европейской правовой мысли, которая в этом отношении, особенно с эпохи Нового времени (хотя корни традиции уходят в античную эпоху), несомненно, является лидирующей . Правотворческим процессом называют определенную последовательность юридически значимых действий по созданию и вводу в действие любого нормативно-правового акта.
Предварительно подготовленный проект законодательного акта рассматривается и согласовывается специалистами в области тех общественных отношений, которые предполагается им регулировать. Наиболее значимые проекты могут выноситься на общественное обсуждение .
Проект нормативно-правового акта выносится на голосование в законодательный орган (как правило, голосование происходит в несколько этапов), и после принятия положительного решения подписывается главой государства.
Доведение нормативно-правового акта до сведения заинтересованных субъектов (как правило, в форме размещения в СМИ). Законы вступают в действие после опубликования в официальных источниках, перечень которых регламентирован законодательством (печатные издания, интернет-ресурсы).
В России активно идет процесс построения гражданского общества и правового государства, поэтому становится актуальным выяснение роли подзаконного правового акта в правовой системе РФ. В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное отношение имеет правовой характер, входит в сферу правового регулирования, но не предусмотрено конкретной нормой права. Правоприменитель обнаруживает пробел в законодательстве. Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие в действующих нормативно-правовых актах необходимых юридических норм.
Различным категориям российских граждан регулярно приходится сталкиваться с нетипичными и крайне спорными, ситуациями. Запутанность и неопределенность, иными словами пробелы права нашей страны, на мой взгляд, одна из существенных проблем периода реформирования. Их наличие (пробелов) способствует возникновению не только мошенничества, но и целенаправленным преступлениям.
Причины возникновения коллизий: объективные (развитие права как целостного института отстает от темпов развития общественных отношений); субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество правотворчества).
Актуальность данной работы заключается в необходимости рассмотрения основных способов устранения коллизий в праве.
Предметом исследования являются особенности, присущие способам устранения коллизий в праве.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе применения норм, регулирующих развитие правотворчества. Целью написания данной работы явилось выявление содержания способов устранения коллизий в праве. Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством выполнения следующих задач:
1. характеристика способов устранения коллизий в праве.
2. Анализ способов устранения коллизий в праве
3. Исследование специфики устранения коллизий в праве
Методологическую основу написания работы составляют сравнительно — сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.
Объем и структура данной работы определены логикой системного исследования и характером изучаемых в нем проблем. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Заключение:
На основе исследования проблемы по данной теме, можно сделать следующие выводы. Рассматривая конституционные коллизии, в первую очередь обозначим их опасность. Так они могут быть причиной конфликтов и конституционных кризисов. Данные явления оказывают разрушительное влияние на общество, а потому крайне нежелательны. Отсюда вытекает стремление уполномоченных органов так «наладить» работу указанной системы, чтобы в экстренных случаях она могла «самоочиститься» – сама избавить себя от сбоев в работе.
Можно отметить, что проблемы в праве бывают действительными и мнимыми. Действительный пробел — отсутствие нормы права, регулирующей конкретное общественное отношение, в том случае, когда такое отношение входит в сферу правового регулирования. Его следует отличать от мнимого или кажущегося коллизии. Действительный пробел в праве может возникнуть с начала правового регулирования или вследствие развития новых отношений, которые не могли быть предусмотрены законодателем. Пробелы в праве объективно возможны, а в некоторых случаях просто неизбежны. Вместе с тем, действует правило, что если существует пробел, то нельзя на этом основании отказать в официальной правовой оценке поведении лиц, оказавшихся в ситуации, которая находится в сфере правового регулирования.
Мнимым является пробел, когда определенный вопрос не регулируется правом, хотя, по мнению того или иного лица, группы лиц, должны быть урегулированы нормами права. Мнимые (кажущиеся) пробелы вытекают из представлений, когда полагают, что общественное отношение должно быть урегулировано правовой нормой, хотя на самом деле оно вообще находится.
В связи с постоянным изменением социально-значимых отношений, требующих правового регулирования, правотворчество не может остановиться на определенном этапе. Следовательно, возникает необходимость упорядочения этой постоянно меняющейся совокупности нормативно-правовых актов в целях удобства их использования.
В современной Российской Федерации в связи с необходимостью создания правовых норм, регулирующих социально-значимые общественные отношения (новых – например, в сфере информационного права, – или вектор регулирования которых изменен – например, со спекуляции на предпринимательскую деятельность), процесс правотворчества (в частности – законотворчества) осуществляется практически непрерывно. Следовательно, постоянно увеличивается число нормативно-правовых актов. При отсутствии эффективной деятельности по развития законодательства использование новых и/или измененных нормативных актов становится невозможным из-за возникающих коллизий и – одновременно – коллизий в праве.
Фрагмент текста работы:
1 Общая характеристика юридических коллизий
1 Понятие юридически коллизий
Юридическая коллизия – это расхождение или противоречие между отдельными нормативными актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения.
Чаще всего коллизии возникают в процессе правоприменения и исполнения на высоком уровне органами и должностными лицами своих полномочий.
Виды коллизий и способы их разрешения:
1) между Конституцией и всеми иными актами – разрешается в пользу Конституции;
2) между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов);
3) между федеральными актами и актами субъектов федерации:
— если последний принят в пределах ведения субъекта федерации, то действует именно он;
— если же последний принят вне пределов ведения субъекта федерации, то действует общефедеральный акт;
4) между актами одного и того же органа, но принятыми в разное время – действует позже принятый акт;
5) между актами, принятыми разными органами – применяется тот, который обладает более высокой юридической силой;
6) между общим и специальным актом:
— если они приняты одним органом — применяется последний;
— если они приняты разными органами, то действует первый.
С исторической точки зрения понятие коллизии в советской юридической литературе практически не исследовалось. Но практика и жизнь, в ситуации появления новых институтов, наиболее ярко демонстрируют несовершенство и пробельность права, и вызывают необходимость и потребность в поисках методов и способов разрешения спорных вопросов, как в судебных случаях, так и просто в жизненной практике. Так, появление совершенно обновленного типа правоотношений повлекло за собой соответствующее появление норм материального и процессуального права, допускавших применение аналогии, как механизма разрешения и устранения пробелов.
Законодательство, его определение, сущность, назначение и понимание — это проблема, над разрешением которой трудились лучшие мыслители человечества, начиная с древнеримских юристов и юристов современной эпохи. Великий исследователь законодательства Г. В. Мальцев писал: « … юристы все еще ищут определение права, остается справедливым и в наши дни. Юридическая мысль, судя по всему, обречена на бесконечный поиск определения права, побуждаемая к этому практической необходимостью построить правопорядок на фундаменте как можно более надежных, четких и полных знаний о его сущности, предмете правового регулирования». Значение законодательства в правоприменительной практике трудно переоценить, так как с ним связана юридическая ответственность .
Те вековые научные исследования, проведенные теологами, философами, юристами наглядно показывают, что мировое сообщество то приближалось, то удалялось от правильного понимания самого права, его сути. Но здесь вновь возникает трудно разрешимая проблема, а где тот критерий, который «приближал» человечество к правильному пониманию законодательства либо «удалял» от него? Разве не актуально и сегодня звучит вопрос, поставленный в ХVIII веке И. Кантом о том, что такое право? В своей работе «Метафизика нравов в двух частях» он пишет: «Этот вопрос может также смутить правоведа — если только он не хочет впасть в тавтологию….Что следует по праву (quid sit iuris), т. е., что говорят или говорили законы в том или ином месте в то или другое время, он еще может указать; но законодательство (recht) ли то, чего они требуют, и каков всеобщий критерий, на основании которого можно вообще различать правое и неправое (iustum et iniustum) — это остается для него тайной». В зависимости от того, на что направлена деятельность по упорядочению законодательства – на совершенствование содержания новых нормативных актов или совершенствование форм изложения правовых предписаний без изменения их внутреннего содержания – выделяют внутреннюю и внешнюю систематизацию .
Правотворчество — это особый вид деятельности уполномоченных органов (субъектов правотворчества) по преображению уже существующих обычаев в нормы права, выражающийся в непосредственном создании и принятии как единичного нормативно-правового акта, так и совокупности законопроектов (кодификация). В узком смысле понятие «правотворчество» трактуется как деятельность законодательных органов по принятию нормативных документов, имеющих общеобязательный характер. Значение правотворческой деятельности огромно. Изменения, происходящие в любом государстве, требуют строгой регламентации в соответствии с установившимися нормами права.
Признаком правотворчества является его конечный результат: создание нормативно-правового акта, который регулирует те или иные общественные отношения.
Принципы правотворчества: Демократичность. Понятие принципа заключается в освещении и обсуждении проекта, разрабатываемого документа, всеми заинтересованными сторонами. Например: при разработке проекта закона, он выносится на общественное обсуждение путем размещения в средствах массовой информации. Замечания и предложения рассматриваются и по мере необходимости учитываются разработчиками закона. Профессионализм. Этот принцип влияет на качество принимаемых норм права. Проект нормативного акта должен быть подготовлен профессионалами высокого класса. В первую очередь юристами. Но при разработке узкопрофильных законодательных проектов должны привлекаться и профессионалы в области, деятельность которой акт будет регулировать, ведь в нормативном документе необходимо описание понятий, характерных для использования только в этой профессиональной сфере деятельности. Происходит такая деятельность, как правило, в форме различных комиссий по разработке законопроектов. Законность. В первую очередь проекты нормативно-правовых актов должны соответствовать вышестоящим правовым актам не только государства, но и международным нормам права. При подготовке закона необходимо строгое соблюдение юридической техники (при формулировке понятий и норм), регламентированных процедур правотворческого процесса. Не должно быть конфликта правовых норм законопроекта с уже существующими и действующими в государстве нормами. Системность. Подготовленный законопроект должен соответствовать действующим актам. В законе не должно быть коллизионных норм и дублирования. Научный характер. В процессе правотворчества проводятся различные научные исследования, изучается опыт других государств по регулированию общественных отношений, которые будут регламентироваться проектируемым законодательным актом. Прогнозируются последствия ввода в действие разрабатываемого закона .
Разделение правотворческих полномочий. Разграничение полномочий в процессе нормотворчества необходимо с целью избежания дублирования нормативных актов, возникновения конфликта норм, регулируемых разными законами, коллизий. Достигается, путем разграничения деятельности различных субъектов правотворчества, наделением их полномочиями. Оперативность. Предполагает своевременность принятия или изменения нормативного акта. Планомерность. Правотворчество носит постоянный характер. Например: каждый год составляется список запланированных к принятию парламентом законов. Функции правотворчества: Обновление существующей системы норм и правил. С развитием общества появляются новые общественные отношения, некоторые отношения утрачиваются свое значение. Поэтому правовая система государства нуждается в обновлении принятых актов, их актуализации.
Восполнение пробелов в законодательстве. Включение в систему законодательства отношений ранее нерегламентированных или детализация возможных нюансов уже существующих общественных отношений. Систематизация существующих нормативно-правовых актов. Проводится в виде издания нескольких правовых актов одновременно, как правило, в виде кодексов.
Для достижения целей развития законодательства могут быть использованы различные способы в зависимости от цели, поставленной конкретным субъектов, осуществляющим систематизацию. В качестве самостоятельных способов развития можно выделить: учет; инкорпорация; консолидация; кодификация. Также выделяют общие и отраслевые формы развития. В первом случае проводят упорядочение нормативных актов однородных по значению или юридической силе. Во втором случае – нормативных актов по отдельным отраслям хозяйствования или законодательства. Учет правовых актов как способ его развития способствует эффективному использованию закрепленных в них правовых предписаний в процессе правового регулирования. Данная необходимость существует при регулировании всех сфер жизнедеятельности общества прежде всего внутри уполномоченных субъектов (органов государственной власти, органов местного самоуправления и юридических лиц), обладающих правом создания нормативно-правовых актов. Естественно, что учет будет информативен и при работе с ненормативными актами – в этом случае, в круг субъектов, осуществляющих такой учет, могут быть включены абсолютно любые, которые осуществляют работу с юридическими документами. При отсутствии учета внутри объема нормативно-правовых актов могут возникнуть (и возникают) коллизии, что приведет к снижению эффективности правового регулирования. В настоящее время все более активно используется так называемый автоматизированный учет законодательства на базе применения современной компьютерной техники и новейших достижений информатики. В Российской Федерации такого рода автоматизированные системы созданы в различных федеральных органах государственной власти. Одновременно функционируют и негосударственные автоматизированные информационно-поисковые системы («Консультант-Плюс», «Гарант», «Кодекс» и др.). Принципиальной характеристикой учета как способа развития является оперирование фактически не самими нормативными предписаниями, а реквизитами тех документов, которые содержат необходимую (в зависимости от цели в конкретный момент) субъекту учета правовую информацию.
Основным источником законодательства в РФ был и остается закон. В течение длительного времени его значение принижалось и даже выхолащивалось подзаконным и ведомственным нормотворчеством. Чтобы восстановить его главенствующую роль в рамках правовой реформы был взят курс на увеличение удельного веса законов, с целью установления баланса законодательства. Стали приниматься законы в ущерб иным формам нормативного воздействия. Причем количественный показатель стал превалировать в ущерб качеству. К сожалению, и в настоящее время законодательную форму нельзя назвать устойчивой, и даже кодифицированное законодательство не является стабильным.
Если же на стадии принятия правотворческого решения допущены ошибки, то это неизбежно влечет отрицательные последствия и в его реализации. Известно, что «особенность дефектов правотворчества состоит в том, что они не могут быть исправлены в процессе правоприменения». Следовательно, принятый правотворческий акт подвергается изменениям и дополнениям. «…Практически две трети принятых актов составляют законы о внесении изменений в действующие законы» .
К сожалению, в настоящее время ситуация мало изменилась. Причем многочисленные изменения касаются кодифицированного законодательства. Так, Налоговый кодекс РФ, принятый для обеспечения стабильности налоговой системы, за 6 лет, благодаря вносимым поправкам, сменил 82 разные редакции, с момента его принятия в 1999 году внесено столько поправок, что в результате неизменными остались в первой части Кодекса только 11 статей, а во второй – всего 10 % текста. Н.И. Шаклеин даже выделял устойчивую тенденцию «менять кодексы». Только в 2005 году более чем две трети принимаемых законов составляли законы о внесении изменений в действующие законы, причем 95 изменений касалось кодексов.
Вместе с тем, представляется вредным перекос, как в сторону законодательного регулирования, так и в сторону правительственного и ведомственного нормотворчества. Сам по себе закон, как известно, не может решить все проблемы правового регулирования. Безудержное производство лишь обесценивает закон. Сейчас важно определить меру законов, но очевидно, что «больше» не значит «лучше».
Следует признать, что увеличение количества законов не решило проблемы ни правовой защищенности граждан, ни неэффективности законодательства, ни укрепления законности. Во многом эти проблемы даже усугубились. В начале правовой реформы в литературе критиковалось подзаконное нормотворчество, его роль, корректирующая законодательство. Конечно, такая проблема существовала. Но уже тогда обращалось внимание на то, что подзаконная сфера занимает самостоятельную нишу по отношению к действующему законодательству, Неправильно ставить вопрос об устранении или ограничении подзаконного регулирования, как такового, либо вытеснении его законодательным регулированием. По своей юридической природе подзаконные нормативные акты являются производными от актов законодательных, призваны обеспечивать их реализацию, но вместе с тем, в определенных пределах могут осуществлять и самостоятельное (собственное) правовое регулирование. Необходимо пересмотреть весь механизм правотворчества, устранить в нем хаотичность, непрофессионализм, и даже коррумпированность; упорядочить подзаконную сфера. Социальная ценность подзаконных актов в том, что они ближе к социальной практике.
Эффективность законодательства теснейшим образом связана с действенностью подзаконного и поднормативного регулирования, квалифицированностью и ориентированностью на закон юридической деятельности. Все виды источников обладают определенной ценностью в правовой системе современной России.