Курсовая теория на тему Коллизии в конституционном праве России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. КОЛЛИЗИИ В КОНТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ 5
1.1. Конституционно-правовой механизм преодоления коллизий в федеративных отношениях 5
1.2. Коллизии в конституционном праве Российской Федерации 11
2. ВИДЫ КОЛЛИЗИЙ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ 16
2.1. Причины коллизий в конституционном праве 16
2.2. Коллизия и избыточность конституционных норм в сфере регулирования уголовного процесса 23
Заключение 27
Список использованных источников 29
Введение:
Юридические коллизии есть следствие социальных, экономических и политических коллизий, которые в правовой сфере приобретают особую остроту и деструктивность. Они отражают сложный процесс развития современной действительности – процесс, который, как и всякое развитие, не может быть бесконфликтным. Тем более это актуально в период коренной ломки старых общественных отношений, смены власти, форм собственности, идеологии, образа жизни. Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, юридические коллизии требуют обязательного разрешения, ведь они подрывают стабильность общества, основы его порядка, деформируют правосознание и создают социальную напряженность и критические ситуации. Во-вторых, накопление и развитие коллизий, их обострение и перерастание в острые юридические конфликты не удавалось перевести в русло механизма их легального преодоления. Ныне речь идет об управляемом процессе предотвращения и устранения юридических коллизий.
Цель курсовой работы – исследование теоретических аспектов механизма разрешения юридических коллизий, рассматриваемого в качестве части механизма правового регулирования, анализ его элементов, выявление проблем реализации и выработка предложений по их устранению.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
— раскрыть понятие и причины юридических коллизий;
— рассмотреть виды юридических коллизий;
— выявить предотвращение юридических коллизий;
— рассмотреть принципы и способы разрешения юридических коллизий.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере реализации механизма разрешения юридических коллизий с целью их устранения или преодоления.
Предмет исследования — выступают юридические коллизии как явления правовой действительности и механизм их разрешения, выражающийся в совокупности юридических принципов, способов, средств и иных элементов.
Информационная база работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих и зарубежных авторов, посвященные проблемам юридической коллизии представлены в работах: М.М. Богуславский, Г.В. Игнатенко, С.Б. Крылов, Л.А. Лунц, И.С. Петерецкий и др, статьи, опубликованные в периодических печатях, а также Интернет-ресурсы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Заключение:
Мы считаем, что приведенные примеры свидетельствуют об имеющихся противоречиях между Конвенцией и Конституцией России. Речь идет о различной интерпретации судами положений, закрепляющих права и свободы, а также различных нормативно-правовых актов, их отдельных положений. Данную проблему прокомментировал В. Д. Зорькин, он отмечает, что проблема заключается в необходимости одновременного решения двух не всегда легко сочетаемых задач: гармонизации российской правовой системы с общеевропейским правовым пространством, с одной стороны, и защиты собственной конституционной идентичности — с другой.
Отметим, что данное мнение поддерживают многие специалисты, этот вопрос поднимается в средствах массовой информации, отражается в научных статьях и работах. Причина указанных противоречий, несомненно, в том, что практика Европейского суда по правам человека не всегда учитывает социокультурный, этический, моральный, а главное, политический контекст в стране-ответчике, который важен при анализе содержания нарушенных прав и свобод личности, демократизме системы. Представления о справедливости и правопорядке, честности и законности, существующих в данном обществе, могут существенно различаться, не сводясь к общим интересам и задачам в семье, воспитании детей, в религиозных вопросах (именно по данным категориям возникает больше всего противоречий между двумя высшими органами).
Отсюда и та несогласованность, которая обнаруживается при попытках Европейского суда по правам человека распространить фактическую юрисдикцию своих интерпретаций Конвенции на страны и регионы, где массовые традиционные моральные предпочтения далеки от предлагаемых Европейским судом по правам человека толкований Конвенции. Исследуя проблему коллизии между Российской Федерацией и стран Европейского союзы, мы можем сделать вывод о том, что пока не будут устранены все разногласия на разных уровнях законодательства, будут продолжаться споры между государственными властями, судьями и населением.
Что будет дальше, и какая из сторон окажется правой – покажет время. Поэтому в формируемой системе права Российской Федерации механизм отказа в исполнении решений Европейского суда по правам человека будет носить, безусловно, избирательный характер.
Задачами конституционно — правового прогнозирования являются:
1) улучшение качества законодательства путем предотвращения возникновения противоречий и пробелов в нормативных правовых актах;
2) повышение эффективности регулирования конституционно-правовых отношений посредством предотвращения коллизий в правовой системе между нормами права и регулируемыми общественными отношениями (материальных коллизий), между Конституцией РФ и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, рассмотрение проблемы конституционных юридических коллизий позволяет сделать вывод об их разнообразии, сложности содержания и преодоления. Проблема конституционных противоречий обладает особой научной, а также практической значимостью и должна быть подвергнута системному анализу в рамках отрасли конституционного права.
Фрагмент текста работы:
1. КОЛЛИЗИИ В КОНТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ
1.1. Конституционно-правовой механизм преодоления коллизий в федеративных отношениях
Под коллизией в юридической науке понимается противоречие, столкновение актов и действий различных субъектов тех или иных правоотношений. [1; 30] Некоторые авторы определяют, что коллизия в законотворческой и правоприменительной сферах представляет собой, ни что иное, как противоречие друг другу, столкновение определенного числа формально действующих нормативном — правовых актов, которые могли быть изданы на разных уровнях власти, но по одним и тем же вопросам. [6; 255]
В контексте данной статьи под коллизией можно понимать фактическое противоречие, возникающее между нормативными актами и действиями органов и должностных лиц на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации в сфере федеративных правоотношений. Коллизии в федеративных правоотношениях в Российской Федерации достигли своего пика в 90 — х годах XX века.
Сегодня коллизионность российского законодательства стала неотъемлемой частью государственной системы. Противоречивость законодательства нашла свое отражение в механизме принятия субъектами Российской Федерации законодательных актов, которые, по своей сути, прямо противоречат законодательным актам, принятым на федеральном уровне, в том числе и Конституцию Российской Федерации. Коллизии в актах и действиях органов власти являются причиной нарушений не только полномочий государственных органов, но и прав, свобод и законных интересов отдельных граждан, поскольку, привнося существенные нарушения в механизм деятельности органов государственной власти, нарушаются механизмы гарантий и защиты прав, свобод и законных интересов граждан. В юридической науке существует множество различных механизмов и методов преодоления коллизий, в том числе и федеративных.
Их условно можно свести к следующим:
• согласительные процедуры;
• превентивные, пресекательные, обеспечительные, восстановительные меры;
• меры конституционно — правовой ответственности.
Меры конституционно — правовой ответственности субъектов федеративных коллизионных отношений устанавливаются Конституцией Российской Федерации. Конституционно — правовая ответственность за коллизионные отношения может наступать:
• за принятие нормативно — правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации иным нормативно — правовым актам, обладающим более высокой юридической силой;
• за участие в коллизионной ситуации, не связанной с нормативно — правовыми актами. Пономарев В.В. выделяет несколько путей развития федеративных отношений для преодоления коллизий, которые возникают в них.
К ним относятся:
• введение договорного процесса в определенные конституционные рамки;
• развитие четких законодательных норм разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами субъектов Российской Федерации;
• улучшение института конституционной и административной юстиции. [4; 17]
Необходимо также отметить, что в конституционно — правовом механизме преодоления федеративных коллизий имею место различные органы власти Российской Федерации, среди которых особую роль занимает Президент Российской Федерации, который, в свою очередь, является гарантом Конституции Российской Федерации. Реализация его полномочий в сфере противодействия коллизионному механизму осуществляется непосредственно, либо через институт полномочных представителей в федеральных округах.