Классное руководство Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Коллективное творческое дело как основа современных воспитательных технологий

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы КТД учеников 4
1.1 Анализ проблемы организации КТД в научной педагогической литературе 4
1.2 Сущность основных понятий исследования 19
Глава 2. КТД в воспитательной работе учителя 23
2.1 Анализ методики по определению эффективности КТД в воспитательной работе классных руководителей 23
2.2 Современное состояние воспитательной деятельности классных руководителей по организации КТД 24
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 31
Приложения 33

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Коллективная творческая деятельность (КТД) — это деятельность, приносящая радость и пользу окружающим и классному коллективу, в процессе которой учащиеся пытаются улучшить жизнь, как свою, так и людей, которые их окружают. Данная тема станет полезной для молодых учителей и студентов, потому что:
— в процессе коллективной творческой деятельности осуществляются в тесном единстве, задачи различных частей воспитания: гражданского, нравственного, трудового, умственного, физического, эстетического;
— в процессе коллективной творческой деятельности развиваются в единстве все три стороны личности: познавательно-мировоззрение-на (знания, взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности), деятельностная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера);
— в процессе коллективной творческой деятельности реализуются различные функции воспитательной деятельности: воспитатели передают готов общественно-ценный опыт воспитанникам, те овладевают этим опытом, и создают новый вместе с воспитателями и под их руководством. Позже происходит сочетание этого опыта с предыдущим, обмен совмещенным опытом, его закрепление и накопления в виде положительных традиций, дальнейшее их развитие.
Проблемой организации и исследования КТД занимались такие ведущие педагоги, как С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, Л. Борисова, Ф.Я. Шапиро.
Также наша курсовая работа поможет выяснить эффективность воздействия КТД на воспитательную работу в школе. В курсовой работе будут проанализированы современное состояние организации КТД и будет показано, как лучше применять данную технологию для повышения воспитательной работы.
Объект исследования. Коллективная творческая деятельность в воспитательной работе классных руководителей.
Предмет исследования. Организация коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классных руководителей.
Цель исследования. Доказать, что коллективная творческая деятельность является важным путем повышения воспитательной работы, провести исследования современного состояния воспитательной работы классных руководителей по организации КТД.
Методологическая база. Экспериментальное исследование с использованием методов анкетирования, логического анализа научной педагогической литературы, сравнение, обобщение и систематизация полученных результатов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Осуществить анализ проблемы организации КТД в научной педагогической литературе.
2) Определить сущность основных понятий исследования.
3) Исследовать современное состояние воспитательной деятельности классных руководителей по организации КТД.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Коллективная творческая деятельность является очень актуальной темой в наше время, особенно ее организация и проведение, и влияние на воспитательную работу учителей. Данная тема была описана в работах многих педагогов, в частности С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, Л. Борисова, Ф.Я. Шапиро. Методика КТВ разработана и апробирована Игорем Петровичем Ивановым, — это педагогика КТС, непрерывного обновления организаторского актива педагогов и детей, единого коллектива старших и младших. Появилась методика в 1956 — 1959 годах. Основная мысль И.П. Иванова — создание ученического коллектива как такового социальной среды, в котором будет происходить становление личности, и которое сможет обеспечить устойчивость взглядов и убеждений ребенка.
КТС- конкретное воплощение гражданской заботы в трех ее аспектах: практической, организаторской и воспитательной, поэтому влияние КТС на личность каждого ее участника имеет глубокий, целостно разносторонний характер.
КТС могут быть различными по продолжительности подготовки (день, неделя, месяц). По характеру ведущей деятельности их разделяют на общественно полезные, трудовые, познавательные, художественные и спортивные. Они являются важным фактором решения воспитательных задач. Воспитательные задачи, которые выдвигаются педагогами в процессе КТС, решаются незаметно, поэтому у учеников еще на начальной стадии КТС создается впечатление, что они делают только то, чего хотят сами, а педагогического воздействия не существует. Этот фактор и является главным стимулятором активности, творчества, инициативы, самодеятельности, демократизации школьного и внешкольного жизни.
В процессе КТС одновременно решается много воспитательных задач нравственного, физического, трудового, умственного, эстетического уровней. КТС развивают в гармоничном единстве три стороны личности: познавательно-мировоззренческую (знания, убеждения, взгляды, идеалы) эмоционально-волевую (чувство, интересы, потребности) действенную (умения, навыки, способности, черты характера). Участие воспитанников в подготовке и проведении КТС лучше способствует их привлечению к активной социальной деятельности, а следовательно, создает оптимальные условия для приобретения социального опыта.
Конкретные виды деятельности как составляющие КТС Иванов прогнозирует в виде соответствующих стадий, соответствующих этапам развития КТС:
Первая стадия — предварительная работа воспитателей: заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов, родителей. Они определяют воспитательные цели КТС, намечают восходящие направления действий, которые нужны для того, чтобы составить совместными усилиями взрослых и детей оптимальный проект будущей КТС. Возникает беседа со школьниками, которую можно назвать стартовой.
Вторая стадия — коллективное планирование. Важным компонентом этого этапа является обсуждение, поэтому его условно называют сбором-стартом.
Третья стадия — подготовка КТС. Совместный проект коллективного творческого дела уточняется, конкретизируется сначала советом дела, затем — в микро коллектива, которые планируют и начинают воплощение отдельных частей общего замысла, учитывая предложения, высказанные на сборе-старте.
Четвертая стадия — итог работы, проведенной в процессе ее подготовки.
Пятая стадия — коллективное подведение итогов: что было удачным и почему? что не удалось осуществить и почему? что предлагается на будущее?
Шестая стадия — стадия близлежащему применения. Подготовленная КТС используется в соответствующей сфере деятельности школьников.
Важным аспектом при рассмотрении нашей работы является разделение КТС на виды:
общественно-политические, познавательные, трудовые, спортивно-туристические, художественные, организационные.
Также очень важно рассмотреть ключевые понятия данной темы:
Коллективное творческое дело — это проявление жизненно-практической, социальной заботы об улучшении условий общественной жизни. Это совокупность определенных действий, направленных на общую пользу. Это дело коллективное, поскольку в ее планировании, подготовке, проведении участвуют все члены коллектива. Это творческое дело, поскольку на каждой стадии ее осуществления все воспитанники вместе с воспитателем, пожалуй, возможность проявить свои творческие возможности в поиске средств, методов, приемов, которые бы обеспечили успех.
Виды КТС — это его основные составные части. Они бывают: трудовые, познавательные, художественно-эстетические, спортивно-оздоровительные, общественно полезные, организаторские.
Коммунарская методика — методика воспитательной работы можно считать Коммунарский, если ее сути такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе, деятельность имеет характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость дальним и близким людям.
Методика КТВ, разработана и апробирована И.П. Ивановым — это педагогика КТС, непрерывного обновления организаторского актива педагогов и детей, единого коллектива старших и младших.
Принципиальные положения КТД — это те восходящие идеи, требования, которых придерживаются, организуя КТС. В противном случае деятельность не будет коллективной творческой.
Стадии КТС — этапы организации и проведения коллективной творческой дела, их насчитывают шесть: коллективное целеполагание, коллективное планирование, коллективная подготовка дела, проведения дела, коллективный анализ, ближайшая последействие.
Технология КТД — это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.
Нами было проведено исследование на базе школы №36, которое показало, что КТС имеет положительное влияние на воспитательную деятельность классных руководителей, но большинство из них не использует данную технологию в силу определенных причин, которые были указаны выше. Новинкой в нашем исследовании стало выяснение факта, что именно молодое поколение начало возрождения технологии. То есть именно молодые учителя поняли положительную эффективность воздействия КТД на организацию воспитательной работы. И как я считаю, именно в педагогических университетах должно рассматриваться подробнее проблема организации и проведения КТС и ее влияние на воспитательную работу в деятельности классных руководителей.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы КТД учеников
1.1 Анализ проблемы организации КТД в научной педагогической литературе
KTС — это способ организации яркой жизни, наполненной работой и игрой, творчеством и общительностью, мечтой и радостью, и в то же время основным образовательным инструментом методологии КТД.
КТС отличаются, прежде всего, характером совместной практической помощи, которая является приоритетом в деятельности: трудовая или общественно полезная, познавательная или художественно-эстетическая, спортивно-развлекательная или организационная. В процессе подготовки и проведения каждого КТС заложена возможность реализации целого ряда педагогических задач, развития коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы детей и подростков, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. Мир в стадии реализации.
Суть каждого бизнеса — забота о вашей команде, друг о друге, о людях, которые окружают ребенка в школе, дома, в других обществах. Сила каждого КTС в том, что он требует творческого поиска, который дает ему толчок и открывает для него широкие возможности.
Коллективная и творческая деятельность — это совместная деятельность взрослых и их учеников, осуществляемая по технологии коллективного творческого воспитания (КТВ) с соблюдением основных положений КТД [20].
Методология КТВ была разработана и опробована Игорем Петровичем Ивановым, это педагогика КТС, постоянное обновление организационного актива учителей и детей, единой команды старших и младших. И.П. Иванов — философ по образованию, доктор педагогических наук, профессор Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. Метод родился в 1956 — 1959 гг. Он основан на идеях С.Т. Шацкого, А. С. Макаренко, Сухомлинского. И.П. Иванов поделился своими творческими планами с группой единомышленников-учителей и руководителей Ленинграда (Л.Г. Борисов и Ф.Ю. Шапиро), которые их воплотили. В 1962 — 1966 годах метод коллективного творчества начал активно использоваться в школах, домах пионеров, пионерских лагерях. Интересно, что именно «Педагогическая поэма» стала справочным пособием для педагогов: она имеет представление о целях, привлекательный ориентир. В технике Коммунарского можно увидеть стремление достичь того же результата, который получил Макаренко, но не копирование своей организации. Это попытка создать систему образования, сходную по результатам, но в новых условиях, в обычной школе с современной социальной атмосферой, с современными детьми, конечно, они отличаются от предыдущих детей из Горьковской колонии [24 с. 119]. К началу 60-х годов были определены два направления в воспитании: по сути, любительский подход, основанный на творческой мысли и нравственной деятельности самих детей, был воплощен И. П. Ивановым. Эмоционально-романтический основной стиль в жизни детской команды осуществлял С.А. Шмаков [27, с.15].
В детском лагере «Орленок» в 1962 году 50 представителей коммунарских секций школы собрались впервые. После 1963 года Коммунарское собрание состоялось в Салехарде, Горловке, Киеве, Архангельске и десятках других городов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы