Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Коллективная творческая деятельность как средство формирования общественной активности личности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 5
1.1. Сущность технологии коллективной творческой деятельности 5
1.2. Содержание, формы и методы организации коллективной деятельности 9
1.3. Учет возрастных особенностей в организации коллективной творческой деятельности 16
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 20
2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21
2.1. Анализ понятия «социальная активность»: структура, характеристика компонентов, факторы развития социальной активности 21
2.2. Опыт организации коллективной творческой деятельности, направленной на развитие социальной активности личности обучающихся 26
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем является развитие общественной активности личности учащегося. Новое общество, формирующееся сейчас, это общество активно участвующих в его жизни людей. Однако участию в жизни общества ребенка необходимо учить, развивая его социальный потенциал.
Современная педагогика предлагает множество средств формирования личностных качеств и межличностных отношений. Успешно решает поставленные задачи технология коллективного творческого дела. Благодаря этой методике создаются условия для выявления и развития потенциала каждого участника, развития интеллектуальных, творческих, организаторских, коммуникативных личностных качеств, формируются отношения в коллективе. Первейшее назначение коллективного творческого дела – забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, всем на радость и пользу.
Изучением проблемы формирования общественной активности личности занимались многие ученые: Мальковская Т.Н., Осницкий А.К., изучением коллективной творческой деятельности занимались: Иванов И.П., Макаренко А.С., Шмаков С.А., Ясницкая В.Р. и другие.
Актуальность данного исследования определяется его направленностью на выявление педагогических условий успешного содействия становлению активной позиции и самореализации ученика посредством участия в социально значимых коллективных творческих делах в современных условиях образовательной практики, так как для развития общества нужны социально активные люди.
Объектом исследования является процесс воспитания
Предмет исследования: коллективная творческая деятельность как средство формирования общественной активности личности обучающегося в процессе воспитания.
Цель исследования: выявить педагогические условия успешного осуществления коллективной творческой деятельности, направленной формирование общественной активности личности обучающегося в процессе воспитания.
Задачи исследования:
— рассмотреть сущность, специфику, содержание, формы и методы организации коллективной творческой деятельности;
— проанализировать возрастные особенности в организации коллективной творческой деятельности;
— осуществить анализ понятия «социальная активность» и факторов развития социальной активности и изучить развитие социальной активности в коллективной творческой деятельности.
Проблема исследования: каковы педагогические условия успешного осуществления коллективной творческой деятельности, направленной на формирование общественной активности личности обучающегося в процессе воспитания?
В курсовой работе использованы такие методы, как анализ литературы и научных литературных источников по проблеме исследования, изучение и обобщение опыта.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Коллектив – это группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социальной ценной совместной деятельности высокого уровня развития. Технология коллективного творческого дела – это определенная система совместной деятельности, приемов, условий и методов, а также организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива
В ходе работы определены виды коллективных дел: трудовые, интеллектуальные (познавательные), художественные, спортивные, экологические.
Было установлено, что коллективная творческая деятельность – форма организации работы, которая дает заботу о коллективе, друг о друге. Ключевое в такой деятельности – роль личности, ее собственное самовыражение и самоутверждение. Коллективная творческая деятельность имеет свою структуру, состоящую из шести этапов, которой необходимо придерживаться для его успешного проведения, так как каждый этап значим.
Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии.
Можно отметить, что только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого школьника создает условия для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.
Анализ литературы позволяет сделать вывод, что социальная активность – это особый вид человеческой деятельности, для которой характерны следующие признаки: направленность на формирование активной жизненной позиции; формируется только через деятельность в обществе; содержательной основой является социальная роль; определяющую роль играет процесс социального воспитания в образовательных учреждениях; эффективность воспитательного процесса зависит от формы и содержания деятельности.
Коллективная творческая деятельность является одним из эффективных методов развития социальной активности личности за счёт того, что учит взаимодействовать со старшими и сверстниками, планировать свою деятельность и добиваться поставленной цели.
В процессе творческой деятельности, каждый участник коллектива приобретает не только навыки общения, но и учится работать, разделять свои успехи и быть подстать другим. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение хорошего коллектива, и формирование личности, развитие тех или иных качеств.
В ходе коллективной творческой деятельности ребенок приобретает опыт эмоциональных переживаний, акцентируется внимание на социальном значении происходящего, получает навыки взаимодействия с окружающими, оценки собственных действий и поведения других людей, происходит развитие эмпатии. Коллективная творческая деятельность имеет большое воспитательное значение за счёт её просоциальной направленности. Развиваются духовно-нравственные качества личности. Все перечисленные свойства являются проявлениями социальной активности, так как социальная активность отражает не только знания личности, но и умение строить отношения в социуме.
Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута, а задачи выполнены.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Сущность технологии коллективной творческой деятельности
Существует множественное количество определений понятия «коллектив». С точки зрения Горохова Ю.В. коллектив – это группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социальной ценной совместной деятельности высокого уровня развития [5].
Советский педагог А.С. Макаренко, как и многие другие, говорил, что коллектив – это объединение людей для достижения целей в общем труде. Он утверждал, что коллектив – это часть общества, и именно через коллектив, он входит в общество [26]. Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Характер деятельности, ее содержание и способы ее организации определяют и характер возникающих при этом детских отношений, и те нормы, которые при этом естественно возникают в коллективе и регулирует поведение его членов.
Макаренко А.С. считал, что если коллектив, достигая определенных целей, не ставит перед собой новых, то у него нет дальнейших стремлений, которые будут вдохновлять каждого участника коллектива и формирование коллектива останавливается. Коллектив должен жить непрерывно, с определенной напряженностью и стремлением к новому [28].
Н.К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. «Коллектив», – писала Надежда Константиновна, – «есть группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой» [24].
Делая вывод из сказанного, было определено несколько признаков коллектива:
— общая социальная значимость;
— совместная деятельность, для достижения общей поставленной цели;
— отношения ответственной зависимости между членами коллектива, устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений.
Так же кроме перечисленных качеств, коллектив имеет отличительные особенности. Одной из особенностей является – сплоченность коллектива, характеризующаяся взаимопониманием и помощью друг другу. Именно сплоченность выражает в каждом человеке, части этого коллектива, понятие ответственности, открытости, организованности, и не менее важное, открытости. Сплочение коллектива происходит в общем деле. Острой проблемой на сегодняшний день является выбор форм и средств этой работы.
Ответственность – это субъективная обязанность отвечать за свои поступки, действия, а также их последствия, как отмечает Мизюра Л.В. [30].Ответственность в коллективе проявляется в процессе общего дела, где каждый из участников имеет собственно к самому себе, а также к другим участникам определенные требования. Каждый осознанно оценивает успехи своего товарища, не убирают начатое дело в долгий ящик, а делают все до конца, не смотря на все трудности с которыми они сталкиваются.
Важной особенностью является открытость. Открытость – это готовность пустить человека в свой мир: социальный, личный и сокровенный.
Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективной основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе [32].
Открытость – одна из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожих социальных объединений.
Такое понятие как коллективизм, можно охарактеризовать постоянной заботой о членах коллектива, о его достижениях и стремлениях, способствующих противостоять его разрушению. Коллективизм – это принцип организации взаимоотношений и совместной деятельности людей, проявляющийся в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, в готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга.
Для настоящих коллективных отношений свойственна такая черта, как контактность. Это хорошие доверительные и дружеские взаимоотношения, строящиеся на внимании друг к другу. Следующим моментом следует рассмотреть организованность, ведь именно она позволяет чувствовать силу и делать все вовремя. Чем больше человек организован, тем больше он успеет сделать, тем менее зависим от навязываемых случайностей.
Организованность проявляется при бесконфликтном взаимодействии всех членов коллектива. Организованность – это способность самостоятельно исправлять все недостатки и немедля решать возникшие проблемы.
Немало важным условием хорошей работы коллектива и присутствия в нем не только дружеских, но и доверительных отношений, является хорошее знание друг друга.
А.С. Макаренко ввел термин «коллектив» в педагогическую практику, понимая под ним определенную организацию детей [27]. Находясь в коллективе, каждый обучающийся развивает в себе умения быть не только товарищем, но в то же время и руководителем, а также уметь находить решение по обоюдному согласию. Каждый член коллектива должен чувствовать свою значимость и дорожить им.
Последователем разработки методики, связанной с коллективной творческой деятельностью, стал И.П. Иванов. Она также ввел само понятие «коллективное творческое дело» (КТД) в середине 60-х годов [10].
Главной особенностью и характерной чертой является – способность раскрепощения, формирования, самосознания и воспитание активной творческой личности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы