Курсовая теория на тему Коллектив как социальная общность и как форма воспитания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы понятия, принципов и функций коллектива 6
1.1. Понятие коллектива 6
1.2. Принципы и функции коллектива 17
Глава 2. Методические аспекты сотрудничества педагогов и учащихся как фактор развития коллектива 22
2.1. Условия и организация работы в школе по формированию коллектива 22
2.2. Работа классного руководителя по формированию классного коллектива 27
Заключение 34
Список литературы 37
Введение:
Актуальность и значение темы курсовой работы заключается в том, что
коллектив – это социальная группа, которая объединена общественно-значимыми целями, общественными ориентациями, а также совместной деятельностью.
Совместная деятельность в режиме руководства предполагает взаимодействие руководителя и исполнителей. Руководитель задаёт цель, объект, предмет деятельности, определяет средства и способы её осуществления, отслеживает её ход и оценивает результат. Исполнители воплощают в жизнь волю руководителя, оставаясь в значительной мере безынициативной стороной взаимодействия.
В режиме управления взаимодействуют управленец (менеджер), задающий цель, объект, предмет деятельности, и специалисты-практики, каждый из которых владеет определёнными средствами и способами деятельности. Совместными действиями они достигают желаемого результата, который совместно же и осмысливают, рефлексируют.
В режиме самоуправления взаимодействует общность (коллектив) людей, совместно определяющих цель, объект, предмет деятельности, договаривающихся о средствах и способах её реализации.
Объектом исследования является процесс формирования коллектива.
Предметом исследования являются условия и организация работы коллектива как социальной общности и как формы воспитания.
Целью курсовой работы является охарактеризовать условия и организация работы коллектива как социальной общности и как формы воспитания.
Цель, предмет и объект предполагают решение следующих задач:
охарактеризовать различные точки зрения на понятие коллектива и самоуправления в нем.
рассмотреть принципы и функции коллектива.
выделить условия и организация работы в школе по развитию коллектива.
Охарактеризовать работу классного руководителя по формированию коллектива.
Методологическую основа исследования. Аспекты категории сотрудничества, как продуктивного взаимодействия личности и коллектива, проявления в этом психологии подростка, межличностных отношений, психологическая подготовка к взаимодействию личности с окружающей средой, достаточно полно освещены в работах А.А. Бодалева, В.Н. Мясищева, А.Н. Леонтьева, Я.Л. Коломинского, И.С. Кона, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самодеятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Анализ теории и практики показывает, что сущность понятия сотрудничества как проявления конкретного качественного уровня взаимодействия педагогов и учащихся, в результате которого происходят изменения в каждой из взаимодействующих сторон и формируются новые отношения, недостаточно понятен как в теоретическом, так и практическом, прикладном аспекте. Более того, современное состояние проблемы взаимодействия педагогов и учащихся характеризуется наличием двух подходов к педагогике: авторитарно-императивного, связанного с доминирующим положением педагога в воспитательном процессе и рассматривающий учащегося как пассивного объекта воспитания, и «педагогики сотрудничества» – «одному из возможных направлений демократизации и гуманизации педагогического процесса, проникновения в него духа взаимопонимания».
Идеи «педагогики сотрудничества» фактически были представлены в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, М.М. Пистрака и др.
Возможность анализа этих работ в исторической ретроспективе позволила сосредоточить наше внимание на часто опускаемых методологических аспектах проблемы, а также точно определить генезис развития исследований в данной области и прогнозировать перспективы дальнейших работ по выявлению сущности и особенностей сотрудничества педагогов и учащихся в ученическом коллективе в условиях становления гражданского общества.
«Педагогика сотрудничества» как одно из возможных направлений демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса представляет, во-первых, демократический тип отношений с учащимися, во-вторых, возможность использования инновационных методик, хотя процессуальная сторона данного педагогического феномена еще мало разработана.
Ценность педагогики сотрудничества хорошо выразил академик С.Я. Батышев, который отметил: «Я за педагогику сотрудничества, потому что это сама жизнь. Новая педагогика может быть создана только с использованием идей новаторов. Научная ее разработка будет способствовать созданию общей теории совершенствования системы народного образования, которой пока нет» .
Педагогика сотрудничества может быть реализована, если через идею сотрудничества, гуманного подхода к учащемуся будут психологически переосмыслены все основные компоненты процесса воспитания: методы, приемы, а главное – личность педагога.
Идея уважительного отношения к ученику как активному субъекту своего развития и обучения, концепция «гуманистического воспитания» как новой парадигмы, своего рода революционного скачка в системе представлений о воспитании, активно осваивается зарубежными педагогами. Поэтому краткий анализ проблемы взаимодействия (интеракции) в европейской школе служит не только для обозначения «осей» эмпирической части нашего исследования, но и задает ряд новых ракурсов анализа полученных данных (например, взаимосвязь качеств личности педагога и типа его взаимоотношений с учащимися, влияние «вожаков» и т.д.).
«Гуманистическое воспитание» претендует быть альтернативой традиционной педагогике, ибо речь идет не просто о новых методах воспитания, а о принципиально новой системе отношений взрослых и подростков: учащийся – центр внимания учебно-воспитательного процесса, учитель – фасилитатор воспитания и развития учащегося.
Теоретический анализ психологической сущности сотрудничества как положительного типа взаимодействия позволил нам рассматривать его как совокупность составляющих совместной деятельности, обуславливающей взаимоотношения социальных систем (общество – коллектив; коллектив – личность; коллектив – коллектив; личность – личность и т.д.), в процессе которых осуществляется их взаимовлияние, а результатом становятся взаимные изменения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы понятия, принципов и функций коллектива
1.1. Понятие коллектива
Современные представления о педагогическом коллективе, как субъекте управления и саморазвития, сложились под влиянием идей русских педагогов Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова. Идеи развития и сплочения педагогического коллектива нашли практическое воплощение в педагогической системе В. А. Сухомлинского. При этом педагогический коллектив имеет собственные своеобразные отличительные черты.
Детский коллектив характеризуется как воспитательный, если он создается для реализации воспитательных задач и является педагогически управляемым явлением. Социальные функции коллектива заключаются в том, что он является естественной формой социальной жизни растущей личности и одновременно фактором ее воспитания. Воспитательная функция коллектива реализуется через регулятивную, организационную, объединяющую (консолидационную), стимулирующую, собственно воспитательную функции.
Коллектив формируется педагогом для создания оптимальной воспитывающей и развивающей среды. Основным средством воспитания коллектива и личности является разнообразная общественно полезная и личностно значимая деятельность коллектива. Эта деятельность должна быть организована как воспитывающая.
Коллектив достаточно сложное явление, в нем наблюдается переплетение чувств, мыслей, стремлений, увлечений и интересов самых разных людей. В соответствии с идеями Л. С. Выготского, коллектив можно рассматривать как фактор развития личности ребенка. Особенное внимание процессам развития коллектива уделил А. С. Макаренко. Коллектив рассматривается как социальный живой организм, который имеет отдельные органы, полномочия, ответственность, соотношение частей, а также взаимозависимость. В случае, если указанные компоненты отсутствуют, то коллектива как такового не существует, а есть толпа или же сборище .
А. С. Макаренко указывал, что гуманистическая интерпретация феномена коллектива предполагает наличие системы признаков, которые позволяют считать коллектив инструментом прикосновения личности.
Понятие «коллектив» было введено в отечественную педагогическую теорию и практику в первые годы советской власти. Основы «коллективного воспитания» были заложены в основы воспитательных систем С. Т. Шацкого, М. М. Пистрака, позднее – В. А. Сухомлинского, Л. И. Новиковой, И. П. Иванова и других. Положения, предложенные А. С. Макаренко стали основой для коллективного воспитания. В своей работе «Цель воспитания» он говорит о наличии следующих признаков коллектива:
1. Общественно ценные цели.
2. Отношения взаимной ответственности.
3. Совместная деятельность по их достижению.
4. Организация органов самоуправления.
5. Направленность деятельности на общую пользу.
В дальнейшем, в отечественной психологической и педагогической науке был представлен ряд признаков, которые характеризуют группу как коллектив. В данном направлении особенное значение имеют работы Л. И. Уманского, А. В. Петровского и И. Н. Платонова.
Л. И. Уманский в качестве основы для характеристик группы выделяет следующие критерии:
• содержание нравственной направленности группы (единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы);
• организационное единство;
• групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности;
• психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое).
На основе указанных признаков Л. И. Уманский предлагает следующую классификацию групп по уровню их развития:
• группа номинальная;
• группа-ассоциация (общая цель, официальная структура);
• группа-кооперация (общая цель, групповая подготовленность к деятельности);
• группа-корпорация (наличие всех признаков, но нравственная направленность такой группы чаще всего характеризуется групповым эгоизмом и индивидуализмом);
• коллектив.
Детский коллектив оказывает непосредственное влияние на личность в условиях, когда он превращается в носителя воспитательных функций. Исследователи выделяют три функции – организационную функцию, функцию воспитания, функцию стимулирования, регулятивную функцию. Нормальное функционирование детского коллектива возможно при правильном тоне и стиле отношений. А. С. Макаренко в своих работках подчеркивал важность такой организации воспитательного учреждения, которое имело бы единую форму организации, тон, а также стиль отношений.