Курсовая теория на тему Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 года
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Особенности Кодекса законов об актах гражданского
состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 года. 5
1.1. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном,
семейном и опекунском праве 1918 года. 5
1.2.Семья с детьми как социальное
явление. 10
Глава 2. Государственное регулирование деятельности по опеке
и попечительству 17
2.1 Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию
подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи. 17
2.2 Ответственность опекунов, попечителей и органов опеки и
попечительства. 20
Заключение. 30
Список использованной литературы.. 32
Введение:
Актуальность
темы данной работы в том, что семья и брак — одни из важнейших институтов
общества, решающих проблемы и задачи его формирования. Семья служит
первоисточником моделей поведения и социальных идеалов человечества. Нельзя
переоценить значение семейно-брачных отношений в формировании быта людей,
сохранении и передаче трудовых навыков новым поколениям, организации
потребностей. Семья оказывает влияние на нравственный облик человека,
возникновение и трансформацию общих ценностей, норм морали, социализацию
человека и развитие повседневной жизни.
Объектом данного исследования являются общественные отношения семейно-брачные
отношения в советском обществе в 1917-1940-х гг.
Предметом
данного исследования являются нормы советского семейного законодательства.
Цель данного
исследования заключается в изучении теоретических работ и гражданско-правового
регулирования опеки и попечительства в советский период.
В
соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
—
проанализировать понятие опеки и попечительства;
—
охарактеризовать виды и формы опеки и попечительства;
—
изучить основания и порядок установления
опеки;
—
изучить основания прекращения опеки;
— рассмотреть основания и порядок установления
попечительства;
— исследовать основания прекращения попечительства.
Методологическую
основу исследования составили диалектическая теория познания, а также
основанные на ней общенаучные методы исследования: сравнительный, системный,
формально-логический, анализ, синтез и обобщение.
На проблемы
гражданско-правового регулирования опеки и попечительства обращали внимание
такие ученые как: Н.Ю. Кирюшина,
Д.Ю. Ковалева, А.А. Ляшко, Л.Ю. Михеева, А.В. Нестерова, а также и другие специалисты.
Научная новизна исследования состоит в том, что был
проведен анализ соотношения института опеки и попечительства с разными
отраслями законодательства. Было определено, что отсутствуют условия и
основания для отнесения института опеки и попечительства исключительно к числу
гражданско-правовых. Это связано с тем, что достаточное число норм, посредством
которых регламентируется этот институт, связаны с установлением и закреплением
положений о том, каким образом следует организовывать выявление лиц, которые
могут нуждаться в попечении и в установлении опеки и попечительства, в контроле
над деятельностью опекунов и попечителей. Указанные задачи и функции
представляют собой, прежде всего, организаторские.
Теоретическая и
практическая значимость работы заключается в том, что на практике возникает
немало вопросов в рамках применения норм, касающихся опеки и попечительства. К
примеру, исследовав материалы судебной практики, удалось выяснить, что в тех случаях, когда
попечители обращаются в суд с исковым заявлением к бывшему подопечному о
признании утратившим, не приобретшим право пользования жилым помещением или
иным аналогичным иском, суду следует установить ряд моментов.
Структура данной работы включает в себя введение, две главы, шесть параграфов,
заключение и библиографический список.
Заключение:
принятых
норм отраслей гражданского, административного, семейного, муниципального права,
а также права социального обеспечения.
Ввиду этого опека и попечительство является
межотраслевым институтом, т.е. группой взаимосвязанных однопорядковых
юридических норм различной отраслевой
принадлежности, регулирующих правоотношения по установлению, осуществлению и
прекращению опеки и попечительства, объединенных общими задачами и принципами,
предназначенной для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также, в необходимых
случаях, — и для обеспечения иных его интересов (например, субсидиарная цель
опеки и попечительства над детьми — их воспитание).
Сущность опеки и попечительства состоит в устройстве
лица, его личной судьбы и судьбы принадлежащего имущества. При этом институт
опеки и попечительства одинаковым образом можно понимать и как
комплекс непосредственных действий по осуществлению социальной заботы, и как
правовую связь, правоотношение с участием опекуна (попечителя) и подопечного. Опека
и попечительство являются наиболее популярными (востребованными практикой)
правовыми формами устройства нуждающихся в социальной поддержке
совершеннолетних и несовершеннолетних граждан.
В этом институте заложен огромный положительный потенциал, позволяющий
устроить судьбу нуждающихся в социальной заботе граждан наилучшим способом.
Способом наиболее приближенным к проживанию в семье, и обеспечивающим
эффективный контроль соблюдения прав и законных интересов этих граждан. К обязанностям опекунов относятся следующие:
проявлять заботу о содержании тех лиц, которые выступают опекаемыми;
необходимость обеспечивать опекаемого уходом и лечением; следует также
принимать меры к тому, чтобы развивать опекаемого в психическом, духовном и
нравственном плане; опекуну надлежит гарантировать получение ребенком основного
общего образования; опекун должен беспокоиться об общении ребенка с его
родственниками и контролировать процессы их общения; опекуну надлежит
представлять и защищать права и интересы ребенка.
Опекунам
следует защищать интересы опекаемых лиц, в связи с этим они наделены правом
обращаться с заявлениями о выплате тех различных пособий и пенсий, которые
причитаются опекаемому лицу; обращаться с исковыми заявлениями в судебные
инстанции с тем, чтобы иметь возможность взыскать алименты с лиц, на которых
лежит обязанность по содержанию опекаемого; опекуны должны обеспечивать защиту
прав собственности лица, являющегося их опекаемым; опекуну следует принимать
меры к тому, чтобы заботиться о том имуществе опекаемых, которое было ему
передано, как о своем собственном; опекуну следует предъявлять требования о
возмещении вреда, который был причинен непосредственно здоровью его опекаемого
или же имуществу опекаемого; опекун должен обращаться в лечебные, учебные и
другие учреждения для того, чтобы их опекаемый мог получить медицинские,
образовательные и иные услуги, как на безвозмездной, так и на возмездной основе
и другие.
Опека может быть
прекращена в следующих случаях: при ситуации, когда произошла смерть опекуна
либо смерть опекаемого; в ситуации, когда был заключен срочный
договор или в акте был указан срок – по истечении данного срока; в том случае,
когда опекун был освобожден от исполнения своих обязанностей или был отстранен;
опекунство может быть прекращено при признании судом решения о том, что опекаемый является дееспособным либо в том случае, когда произойдет отмена
ограничения опекаемого в дееспособности; в том случае, когда лицо,
являющееся малолетним опекаемым, достигнет возраста
четырнадцати лет, то опека будет прекращена, поскольку опекун становится
попечителем; кроме того, опекунство будет считаться прекращенным с того
момента, когда лицо, являющееся несовершеннолетним опекаемым достигнет возраста восемнадцати лет, или же в тех случаях, когда
данное лицо сможет приобрести полную дееспособность еще до того момента, когда
достигнет совершеннолетия. Законодательством предусмотрены и иные случаи.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Особенности Кодекса законов об актах
гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 года 1.1. Кодекс законов об актах гражданского состояния,
брачном, семейном и опекунском праве 1918 года Правовой основой
создания в Советской России органов ЗАГС явились декреты Совета Народных
Комиссаров Российской Республики от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке,
о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» и от 19 декабря 1917
года «О расторжении брака».
Во исполнение
указанных Декретов Народным комиссариатом юстиции и Народным комиссариатом по
местному самоуправлению 4 января 1918 года утверждается Инструкция «Об
организации отделов записей браков и рождений».
В соответствии с
данным документом при волостных (земских) и городских управах, в городах
Петрограде и Москве — при районных управах начинают действовать отделы записей
браков и рождений. Заведующими в отделах являлись председатели соответствующих
управ. Кроме того, в отделе работали секретарь и необходимое число помощников.
В соответствии с
Инструкцией записи актов гражданского состояния составлялись секретарем, а в
случае его отсутствия — помощником.
Однако при
регистрации заключения брака требовалось обязательное присутствие председателя
управы либо его заместителя. В их обязанности входило уточнение личности лиц,
вступающих в брак, обстоятельств, препятствующих вступлению в брак, и
соблюдение всех условий, установленных законодательством.
Принятие данных
документов коренным образом изменило старый порядок регулирования
брачно-семейных отношений, в первую очередь, церковь была отстранена от
регистрации актов гражданского состояния.
Данная норма нашла
отражение в Декрете от 23 января 1918 г. "Об отделении церкви от
государства и школы от церкви", согласно пункту 8 которого акты
гражданского состояния стали вестись исключительно гражданской властью.
В соответствии с
Декретом от 18 декабря 1917 г. на территории Российской Республики стали
признаваться лишь гражданские браки.
Однако в
примечании к документу было указано, что "церковный брак наряду с
обязательным гражданским является частным делом брачующихся".
Декреты четко
установили условия и порядок регистрации рождения, заключения и расторжения
брака и смерти.
Несмотря на то,
что после принятия указанных документов церковь полностью была отстранена от
обязанностей по регистрации актов гражданского состояния, в некоторых регионах
страны из-за отсутствия тщательно разработанных инструкций органы ЗАГС и
приходские храмы работали параллельно вплоть до начала 20-х годов.
В этот период
между причтами и органами ЗАГС шла оживленная переписка по вопросам передачи
документов о регистрации актов гражданского состояния и выдаче повторных
документов. И только в конце 20-х годов архивы метрических книг были почти
полностью переданы на хранение отделам ЗАГС. Остальные документы поступили на
хранение в центральные и местные государственные архивы.
Общее руководство
органами ЗАГС РСФСР стал осуществлять Центральный отдел ЗАГС при НКВД РСФСР.
Данным органом была разработана структура ведомственной и территориальной
подчиненности и соподчиненности органов ЗАГС.
22 октября 1918 г.
на заседании ВЦИК был принят первый советский кодекс — "Кодекс законов об
актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве".
В соответствии с
Кодексом 1918 года регистрация актов гражданского состояния окончательно была
передана гражданской власти.
Согласно ст. 246
Кодекса 1918 года структура органов ЗАГС состояла из окружных и местных отделов
ЗАГС при волостных, городских и районных органах управления. Общее руководство
регистрацией актов гражданского состояния осуществлял Центральный отдел ЗАГС.
Органы ЗАГС в то
время вели:
— книги записей рождений;
— книги записей смертей;
— книги записи отсутствующих;
— книги записей браков;
— книги записей разводов;
— книги заявлений о происхождении зачатых
детей;