Курсовая теория Юриспруденция Право

Курсовая теория на тему Княжеские уставы, как источник древнерусского права

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Устав Владимира Святого «О десятинах, судах и людях церковных» 6
2. Княжеские уставы Ярослава Мудрого 12
2.1. Русская правда, как главный правовой памятник Древней Руси 12
2.2. Церковный устав Ярослава 21
3. Уставные грамоты Новгородской республики 24
Заключение 28
Список использованной литературы 31

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы обуславливается тем фактом, что по сей день значительное место в исследовании с точки зрения исторической плоскости правовых источников, появившихся на ранних этапах становление российской государственности. Это даст возможность использовать данный опыт в процессе построения и совершенствования современной правовой системы Российской Федерации. За долгое время изучения такого правового памятника как княжеские уставы, проблема происхождения права в российской истории не потеряла своей актуальности.
Закон и юристы не обладали на Руси большим значением. Однако несмотря на это у правящей власти всегда существовало желание провести реформацию российского общества, дабы модернизировать его. Такое желание было обусловлено стремлением создать правовое государство. Русская правовая традиция, как и вообще русское общество, не является ни западноевропейской, ни восточной. Культура в России является «смесью», которая состоит из различных традиций и обычаев. Большинство из них относятся к периоду существования Византийской империи, часть к западноевропейской (существовавшей в XVIII веке), а другие – к татаро-монгольской оккупации, которая длилась более 200 лет.
Право на Руси было основано на обычаях. Среди самых ранних, известных человечеству «задатков» русского права можно выделить договор Олега с Византией в 911 году. В этом документе говорилось, что «удар мечом требует выплаты компенсации серебром и других наказаний» за определенные действия. В иных договорах, которые существовали между Русью и Византией, определялись такие важные моменты, как статус иностранных граждан, осуществление ратификации договоров и т.д.
Первые кодифицированные письменные законы на Руси появились в XI веке. Первоисточники, которые уцелели до наших дней, являются ценной кладезью информации, позволяющей понять, как именно действовало древнерусское законодательство.
Начиная с XI века, русские князья, проводя государственные реформы, в основном опирались на религиозные устои. Именно в это время на Руси были приняты главные принципы законодательства, на основе которых наша страна базировалась в течение многих столетий. После правления Владимира I каждый князь придерживался позиции «жить по заветам отцов и дедов». Не удивительно, что социальная политика на Руси не менялась до эпохи Петра I. Законотворческие бумаги лишь дополнялись и переписывались его предшественниками в соответствии с новыми реалиями.
Княжеские уставы X–XII веков – это установления русских князей, определявшие источники материального обеспечения митрополичьей кафедры или епископских кафедр, пределы церковной юрисдикции и нормы права на территории Древнерусского государства и отдельных земель и княжеств.
Княжеские уставы являлись результатом осуществления князем своих полномочий как законодательных, так и судебных. Дошедшие до современников уставы относятся, прежде всего, к памятникам церковного права, которые были приняты властью светской.
Наименование «уставная грамота» относят к документам, применявшимся на ограниченной территории, в основном в течение краткого периода времени, «уставом» называют документ, который мог возникнуть на основе несохранившейся грамоты в результате переработок при длительном применении его норм в различных условиях.
Целью данной работы является изучение княжеских уставов как источников древнерусского права.
Задачи работы:
• Изучить Устав Владимира Святого «О десятинах, судах и людях церковных» и его влияние на развитие церковного права,
• Рассмотреть княжеские уставы Ярослава Мудрого и их место в истории права России,
• Изучить содержание и влияние на развитие русского права уставных грамот Новгородской республики.
Объектом исследования в данной работе являются княжеские уставы X–XII веков, изданные на Руси.
Предмет исследования – влияние княжеских уставов X–XII веков на развитие древнерусского права.
Степень изученности выбранной темы находится на достаточно высоком уровне. Проблема зарождения и развития древнерусского права активно изучается российскими и зарубежными исследователями уже более трех веков. Изучение древнерусского права с момента становления отечественной историко-правовой науки являлось одним из основных направлений, постоянно привлекающих внимание историков и исследователей юридической науки.
В качестве методов исследования в данной работе были использованы метод теоретического анализа, метод синтеза и метод дедукции.
В структуру данной работы входит: введение, основная часть, состоящая из трех глав, заключение и список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать ряд выводов:
1) Княжеские уставы X–XII веков представляют собой установления русских князей, которые определили источники материального обеспечения митрополичьей кафедры или епископских кафедр, пределы церковной юрисдикции и нормы права на территории Древнерусского государства. А также его отдельных земель и княжеств.
Устав князя Владимира Святославовича «О десятинах, судах и людях церковных» возник в связи с учреждением церкви Богородицы в Киеве и установлении десятины в ее пользу в конце X в. Впоследствии памятник дополнялся, текст, лежащий в основе существующих редакций, сложился во второй половине XII века.
Данный Устав внес принципиальное разграничение в подведомственность дел, которыми должны были заниматься светские и церковные суды. Кроме того, уставом была закреплена повинность уплаты в пользу церкви десятой части от княжеских доходов.
После того как Киевская Русь приняла крещение, Устав Владимира Святого явился первым нормативным актом, четко установившим границы власти и полномочий Русской православной церкви. В нем же были закреплены положения, согласно которым церковь получала ежемесячное содержание от княжеской казны.
Традиции, заложенные святым князем Владимиром, получили широкое развитие на Руси. В 1903 году существовало 18232 церковноприходских попечения, 231 монастырская или приходская больница, 997 богаделен. В 1929 году благотворительная деятельность религиозных объединений постановлением ВЦИК была запрещена.
В настоящее время традиция церковной благотворительности возрождается. Сейчас в Русской Православной Церкви имеется более 3400 социальных учреждений, в том числе около 300 сестричеств милосердия, 65 детских домов, около 40 богаделен, 119 социальных гостиниц и временных приютов.
Положения Устава князя Владимира развиты в Уставе князя Ярослава о церковных судах, который представляет собой судебник по делам, входившим в компетенцию митрополичьего или епископского суда. Его основа относится к середине XI века, формирование всего Устава — к XI — 1-й половине XII веков.
2) При правлении князя Ярослава в стране наступил долгожданный мир и появился первый письменный свод законов, который носил название «правда Ярослава» или «Русская правда Ярослава Мудрого». В этом законодательном сборнике Ярослав постарался предельно четко структурировать те законы и обычаи, которые были в тот момент в Киевской Руси. Всего правда Ярослава состояла из 35 (тридцати пяти) глав, в которых выделялось гражданское и уголовное право.
Русская правда Ярослава Мудрого — это первый письменный свод законов, который упорядочил жизнь Киевской Руси. После смерти Ярослава его потомки дополняли этот документ новыми статьями, тем самым образовав Правду Ярославичей. Сей документ регулировал отношения внутри государства довольно долго, вплоть до периода раздробленности Руси.
Благодаря созданию первого сборника законов «Русская правда» Киевская Русь была приведена к порядку, были урегулированы взаимоотношения между различными категориями населения и укреплена княжеская власть, что явилось благополучным и своевременным этапом в истории, послужило важным преобразованием для дальнейшего развития общественной и государственной жизни.
Устав князя Ярослава Владимировича «O церковных судах» сформировался примерно в тоже время, что и другой правовой памятник Руси — Русская правда. В нем упомянут митрополит Илларион, по согласованию с которым Устав и был принят. Документ представляет собой судебник по делам, подведомственным не светской, а церковной власти. Памятник сохранился во множестве списков, делящихся на несколько редакций.
3) Устав князя Всеволода был создан в XIII в. и основывался на Уставе князя Владимира с добавлением новгородских материалов, определяющих соотношение власти епископа, князя, а также выборных представителей.
Устав Всеволода был составлен для церкви Новгородской республики. Во введении фиксируется упоминание о принятии крещения великой княгиней Ольгой и великим князем Владимиром, а за тем в краткой форме упоминается об установлении десятины в пользу церкви.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Устав Владимира Святого «О десятинах, судах и людях церковных»
Князь Владимир Святой среди других древнерусских князей стоит особняком. Время его правления разделило историю России на два периода: до крещения и после него.
Церковный устав князя Владимира является едва ли не первым частично дошедшим до нас законодательным актом Руси (первой известной реформой является введение княгиней Ольгой уроков и погостов, однако текст соответствующего закона не найден [14, 73 c.]).
Составление устава, автором которого являлся князь Владимир, приходится на X — начало XII века. Это постановление внесло принципиальное разграничение в подведомственность дел, которыми должны были заниматься светские и церковные суды. Устав вводит церковную десятину со всех княжеских доходов, а также подчиняет определённые дела церковному суду [12, 41-42 c.].
После того как Киевская Русь приняла крещение, устав князя Владимира стал первым нормативным актом, четко установившим границы власти и полномочий Русской православной церкви. В нем же были закреплены положения, согласно которым церковь получала ежемесячное содержание от княжеской казны.
Устав князя Владимира Святославича о церковных судах и десятинах — в своей основе связан с созданием Десятинной церкви в Киеве. В Уставе упоминается о соглашении киевского князя Владимира Святославича с княжной Анной (умерла в 1011 году), что позволяет датировать его составление не позднее начала XI века.
Ранняя часть Устава фиксирует формы материального обеспечения Десятинной церкви в виде десятины от различных поступлений на княжеский двор (судебных и торговых пошлин). В более поздней части Устава говорится о передаче митрополиту и епископам судов (и, соответственно, судебных штрафов) по «церковным делам», которые не подлежали княжескому суду: по разводам, изнасилованиям, бракам между близкими родственниками и свойственниками, по конфликтам в семье, языческим формам брака (путём умыкания невесты) и языческим обрядам. Первоначально Устав включал также узкий перечень «церковных людей», не подлежавших княжеской или городской юрисдикции, — членов церковного причта и монахов. В процессе развития церковной организации на Руси, формирования епархий в центрах княжеств Устав дополнялся и исправлялся, что значительно изменило пределы юрисдикции Церкви и формы десятины.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы