Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Ключевые проблемы педагогического взаимодействия и способы их решения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.
Педагогическое взаимодействие. Сущность и особенности. 5

2.
Проблемы психологического взаимодействия. 17

3.
Решение проблем педагогического взаимодействия. 26

Заключение. 33

Список
литературы. 35

Приложение
1. 38

  

Введение:

 

Феномен педагогического взаимодействия
является ресурсом образовательной системы, который целесообразно использовать,
повысив эффективность за счет своевременного выявления и решения возникающих
проблем. Подходы к решению направлены на формирование у субъектов обучения
потребностей в самопознании и стремлении изменять себя на основе знаний о
человеке, на умение использовать диагностические методики, позволяющие
своевременно выявлять проблемы и решать их с учетом индивидуальных особенностей
личности.

Последнее десятилетие XX века и начало XXI
века отмечено возрастающим интересом к проблеме педагогического взаимодействия
семьи и образовательного учреждения (Л.А. Беляева, Э.Н. Гусинский, В.А.
Деркунская, Е.В. Коротаева, И.С. Сергеев, Ю.И. Турчанинова, Г.И. Щукина, Е.Л.
Федотова и др.).

Педагогическое взаимодействие представляет
собой процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных
объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической
причинной зависимостью, следовательно, и выявление проблем в системе тоже
должно быть цикличным. Невозможно, единожды выявив проблемы, решить их
навсегда. Педагогическое взаимодействие динамично, и каждый раз состояние его
субъектов разное. Важно, чтобы амплитуда этой динамики была не разрушительной,
а комфортной для всех субъектов взаимодействия. Система педагогического
взаимодействия создается ее субъектами, именно они влияют на состояние
системных компонентов и системный результат. Поэтому столь важно осуществлять
поэтапную диагностику проблем субъектов в системе, подбирая наиболее
оптимальные способы для их решения, с учетом индивидуальных особенностей.

Проблемы, возникающие в системе
педагогического взаимодействия, снижают результаты деятельности, с одной
стороны, но с другой — выявляют напряжение и слабые места, сигнализируют о
необходимости смещения фокуса внимания в совершенно конкретном направлении.
Весь мир строится по закону бинарности, и проблема, как системный феномен,
подчиняясь этому закону, несет в себе не только отрицательную, но и
положительную энергетику, не только разрушительный, но и созидательный,
развивающий потенциал. Преодоление проблемы, вызывающей напряжение, — это
всегда преодоление себя и продвижение вперед по пути постижения собственных
возможностей, их использования для дальнейшего познания себя и окружающего
мира. Решение проблемы любого из субъектов системы педагогического взаимодействия
способствует более полному выражению потенциальных возможностей личности на
всех уровнях ее развития, а также стабилизации и совершенствованию системы в
целом.

Исследование проблем, возникающих в
педагогическом взаимодействии, обусловлено значимостью процесса взаимодействия
в системе образования и определяется необходимостью выяснения его возможностей.

Цель
исследования: изучение ключевых проблем педагогического
взаимодействия и способов их решения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования проблем
педагогического взаимодействия мы решали поставленные нами задачи. Так мы
выявили сущность педагогического взаимодействия. Главной единицей
учебно-воспитательного процесса становится педагогическое взаимодействие,
которое предполагает взаимное и плодотворное развитие качеств личности педагога
и его учеников на основе равенства в общении и партнерства в совместной
деятельности.

Взаимодействие — это согласованная
деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению
участниками значимой для них проблемы или задачи. Взаимодействие является одним
из основных способов активизации саморазвития ребенка.

Педагогическое взаимодействие – это
процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе
учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка.
Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный
принцип, лежащий в основе воспитания.

Определили проблемы педагогического
взаимодействия. Основные проблемы педагогического взаимодействия Гущина Л.И.
структурировала и привела в таблицу. Выделяется три основные группы:

Информационные проблемы – проявляются в
неумении выразить свои мысли, сообщить что-то важное, сформулировать ответ на
заданный вопрос и т.д.

Регуляционные проблемы – связаны с тем,
что педагог не умеет посредством общения стимулировать активность детей и
направить ее на педагогический процесс.

Проблемы социально-психологического
фактора, чаще всего проблемы такого характера испытывает именно педагог,
реализующий процесс управления педагогическим общением.

Большое значение в возникновении проблем
педагогического взаимодействия имеют 
психологические особенности личности, такие как природная застенчивость,
стеснительность, внутренняя закрытость, эгоцентричность, чрезмерная
эмоциональность, тревожность, истероидность и т.д. К проблемам личного
характера относят и возможные физические недостатки логопедического направления
(например, заикание).

Отражением противоречий между участниками
совместной деятельности является межличностный конфликт. Он представляет собой
некую ситуацию взаимодействия людей, которые либо преследуют взаимоисключающие
или недостижимые одновременно обеими сторонами цели, либо стремятся реализовать
в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы.

Обозначили способы решения проблем
педагогического взаимодействия. Выбор поведенческой стратегии в конфликте
связан с двумя факторами – потребностью решения проблемы в своих интересах и
потребностью сохранения отношений с партнером.

Подходы к решению проблем педагогического
взаимодействия должны быть ориентированы на формирование у субъектов
потребностей в самоанализе, самопознании и стремлении адекватно действовать,
изменяя себя в быстро меняющемся мире на основе знаний о природе человека.

Педагогическое взаимодействие является тем
ресурсом, который целесообразно использовать, повысив его эффективность. Это
возможно при сочетании двух подходов: с одной стороны, за счет своевременного
выявления и разрешения возникающих проблем, а с другой — за счет проектирования
инновационных технологий, реализующих в процессе педагогической деятельности
взаимодействие, которое создает условия для формирования созидательного,
творческого человека, способного к поиску решения возникающих проблем в
условиях ускоряющихся изменений.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Педагогическое взаимодействие. Сущность и
особенности

Изменение социальных условий в конце
1980-х – начале 1990-х гг. привело к кризису воспитательной работы в
образовательных учреждениях. Отказ от коммунистического воспитания привел к
потере цели воспитания (гармонически развитая личность), основного направления
воспитательной работы (деятельности пионерской и комсомольской организаций). В
результате воспитательная работа, представляющая собой совокупность
воспитательных мероприятий, перестала решать современные проблемы воспитания.
Программа воспитания (Петербургская концепция) предложила иной взгляд на
воспитание, воспитательную работу, раскрыв гуманистический смысл данных
мероприятий. Воспитание стало определяться как развитие, сохранение и
преобразование человеческого качества в педагогическом взаимодействии [16].

Главной единицей учебно-воспитательного
процесса становится педагогическое взаимодействие, которое предполагает
взаимное и плодотворное развитие качеств личности педагога и его учеников на
основе равенства в общении и партнерства в совместной деятельности.

Взаимодействие — это согласованная
деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению
участниками значимой для них проблемы или задачи. Взаимодействие является одним
из основных способов активизации саморазвития ребенка.

Педагогическое взаимодействие – это такой
процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе
учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка.
Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный
принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое осмысление это понятие
получило в работах В. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса и др.

Цель педагогического взаимодействия
заключается в создании педагогом условий, в которых учащийся имеет возможность
стать субъектом образовательного процесса: выявить и актуализировать интерес к
познанию, освоить различные формы (индивидуальную и совместные) учебной
деятельности, осмыслить познание как привычную и необходимую потребность для
саморазвития и оптимальной адаптации в обществе [7].

Тенденция превращения воспитания в
субъект-субъектный процесс воплотилась на практике в педагогике сотрудничества,
идеи которой были провозглашены педагогами-новаторами (Ш.А. Амонашвили,
И.П.Волков, Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов и др.) как направление, противоположное
авторитарно-императивной педагогике. Оптимальным вариантом практики
сотрудничества при построении педагогического взаимодействия, по Ш.А.
Амонашвили, предполагается повышение статуса и референтности воспитанника, не
сопровождающееся снижением этих показателей у педагога. Педагог становится
помощником в осознании воспитанником себя как личности, в выявлении, раскрытии
его возможностей, в становлении самосознания, в осуществлении личностно
значимых и общественно приемлемых самоутверждения, самоопределения,
самореализации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы