Курсовая теория на тему Ключевые принципы стандартизации. Комплексная стандартизация. Опережающая стандартизация
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Ключевые принципы стандартизации. 6
1.1. Сущность процессов стандартизации. 6
1.2. Основные принципы стандартизации. 13
Глава 2. Основные методы стандартизации.
Виды стандартов. 18
2.1.Виды стандартов. 18
2.2. Основные методы стандартизации. 20
Глава 3. Комплексная стандартизация. Опережающая
стандартизация. 24
3.1. Комплексная стандартизация. 24
3.2. Опережающая стандартизация. 31
Заключение. 36
Список литературы 37
Введение:
Понятие стандартизация охватывает широкую область
общественной деятельности, включающую в себя научные, технические, хозяйственные,
экономические, юридические, эстетические, политические аспекты. Во всех странах
развитие государственного хозяйства, повышение эффективности производства, улучшение
качества продукции, рост жизненного уровня связаны с широким применением различных
форм и методов стандартизации. Правильно поставленная стандартизация способствует
развитию специализации и кооперирования производства.
Стандартизация, метрология
и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг
– важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Проблема качества актуальна
для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником
мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование
национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.
Отставание национальных систем
стандартизации и сертификации во многом предопределило те трудности, которые испытывают
отечественные предприятия, в условиях современной конкуренции не только на внешних
рынках, но и на внутреннем.
Переход России к рыночной
экономике определяет новые условия для деятельности отечественных фирм и предприятий.
Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях,
а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила
игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует
гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.
Стандартизация, сертификация
и метрология в том виде как это было в плановой экономике, не только не вписывались
в новые условия работы, но и тормозили либо просто делали невозможной интеграцию
России в цивилизованное экономическое пространство. Особенно ярким примером служит
тому условие вступления нашего государства в ГАТТ/ВТО.
Закон РФ «О защите прав потребителей»,
«О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства
средств измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств
в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.
Сегодня изготовитель и его
торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной
борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так
и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус
рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения
не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика
и продавца на всех уровнях управления.
Стандартизация основывается
на последних достижениях науки, техники и практического опыта и определяет прогрессивные,
а также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых
и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные
науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных
достижений в практическую деятельность.
Стандартизация создает организационно-техническую
основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования
производства, придает ему свойства самоорганизации.
Стандарт – это образец, эталон,
модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов.
Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил,
требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.
Стандарт разрабатывается на
материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования
различного характера.
Переход страны к рыночной
экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет
специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации, метрологии
и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества
товаров, работ и услуг.
Цель курсовой работы дать
понятие стандартизации и раскрыть основные принципы и методы стандартизации.
Заключение:
Таким образом, стандартизация
– это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм,
правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая
право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену,
а также право на безопасность и комфортность труда.
Цель стандартизации – достижение
оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного
использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих,
планируемых или потенциальных задач.
Основными результатами деятельности по стандартизации
должны быть повышение степени соответствия продукта (услуг), процессов их функциональному
назначению, устранению технических барьеров в международном товарообмене, содействия
научно-техническому прогрессу и сотрудничество в различных областях.
Действующая система стандартизации
смещает приоритеты к оценке качества объектов стандартизации и методам их испытаний,
что также согласуется с мировым опытом стандартизации и необходимы для обеспечения
взаимопонимания между партнёрами как в сфере техники и технологий, так и в конечном
итоге в торгово-экономических связях.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Ключевые принципы стандартизации
1.1. Сущность процессов
стандартизации Важным элементом в системах
управления качеством изделий является стандартизация – нормотворческая деятельность,
которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных
документах типа стандарта, инструкции, методики и требований к разработке продукции,
т.е. это комплекс средств, устанавливающих соответствие стандартам.
Стандартизация является одним
из важнейших элементов современного механизма управления качеством продукции (работ,
услуг). По определению международной организации по стандартизации (ИСО), стандартизация
– установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных
областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения
всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований
техники безопасности.
Стандарт – это нормативно-технический
документ по стандартизации, устанавливающий комплекс правил, норм, требований к
объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарты представляются
в виде документов, содержащих определенные требования, правила или нормы, обязательные
к исполнению. Это также основные единицы измерения или физические константы (например,
метр, вольт, ампер, абсолютный нуль по Кельвину и т.д.). К стандартам относятся
все предметы для физического сравнения: государственные первичные эталоны единицы
длинны, массы, силы и т.д.[1]
Действующая система стандартизации
позволяет разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии:
· единый технический язык;
· унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции
(допуски и посадки, напряжения, частоты и др.);
· типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного
применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.);
· систему классификаторов технико-экономической информации;
· достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.
Общей целью стандартизации
является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции,
процессов, услуг, обеспечивая:
· безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни,
здоровья и имущества;
· безопасность хозяйственных субъектов с учетом риска возникновения природных
и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
· обороноспособность и мобилизационную готовность страны;
· техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость
продукции;
· единство измерений;
· качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем науки, техники
и технологии;
· экономию всех видов ресурсов.
Основные требования к разработке
фонда стандартов можно сформулировать следующим образом:
· стандарты должны быть социально и экономически необходимыми;
· стандарты должны иметь определенный круг пользователей и конкретность
требований;
· стандарты не должны дублировать друг друга;
· стандарты должны отражать взаимосогласованные требования комплексности
по всем стадиям жизненного цикла продукции (от разработки до утилизации), по всем
уровням разукрупнения (от исходных материалов до конечной продукции), по всем аспектам
обеспечения качества и уровням управления;
· стандарты должны обладать стабильностью требований в течение определенного
периода;
· стандарты должны своевременно пересматриваться.[2]
Для достижения социальных
и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции.
1. Функция упорядочения –
преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции,
ненужное многообразие документов), сводится к упрощению и ограничению.
2. Охранная (социальная функция)
– обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства,
объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации.
3. Ресурсосберегающая функция
обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных
ресурсов и заключается в установлении в НД обоснованных ограничений на расходование
ресурсов.
4. Коммуникативная функция
обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путем личного
обмена или использования документальных средств, аппаратных систем и каналов передачи
сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие
научно-техническому и экономическому сотрудничеству.
5. Цивилизующая функция направлена
на повышение качества продукции и услуг как составляющих качества жизни.
6. Информационная функция.
Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку, технику и др. сферы
нормативными документами, эталонами мер, образцами-эталонами продукции, каталогами
продукции, каталогами продукции как носителями ценной технической и управленческой
информации.
7. Функция нормотворчества
и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации
в форме обязательного стандарта (или другого нормативного документа) и его всеобщем
применении в результате придания документу юридической силы.
Главная задача стандартизации
– создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные
требования к продукции, изготовляемой для нужд народного хозяйства, населения, обороны
страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации.
Основными задачами стандартизации являются:
1. обеспечение взаимопонимания между разработчиками,
изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);
2. установление оптимальных требований к номенклатуре
и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих
ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
3. установление требований
по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной,
программной и т.д.), а также взаимозаменяемости продукции;
4. согласование и увязка показателей и характеристик
продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
5. унификация на основе установления и применения
параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных
блочно-модульных частей изделий;
6. установление метрологических норм, правил, положений
и требований;
7. нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний,
анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции; [1] Стандартизация, сертификация,
метрология: Учебное пособие. – Чижикова Т.М. , 2002 год, с. 20 [2]
Стандартизация сегодня: проблемы и перспективы – Виктор Белобрагин, //http://www.stq.ru.