Клиническая психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Клинико-психологические аспекты формирования трудоголизма

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Понятие «трудоголизм» 5
1.2 Причины возникновения трудоголизма 13
1.3 Классификация и психологические особенности трудоголиков 17
1.4 Психологическая помощь и профилактика при трудоголизме 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития российского общества в условиях социально-экономической нестабильности, конкуренции на рынке труда, социальных стрессов, растут требования, предъявляемые к уровню профессионализма работников образовательной сферы. Однако далеко не каждый педагог может успешно адаптироваться и эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность, а потому возрастает вероятность развития неблагоприятных психических состояний. Одним из частых негативных проявлений у представителей названных профессий является феномен «трудоголизма».
Современные психологические исследования, касающиеся работников социальных профессий (врачи, психологи, педагоги, руководители разных рангов, работники сферы обслуживания, юристы, военные и др.), показывают подверженность их профессиональным деформациям (А.В. Буданов, 1990; Б.Д. Новиков, 1993; А.А. Реан, 1994; А.Р. Фонарев, 1995; А.К. Маркова, 1996; С.П. Безносов, 1997; Е.Т. Лунина, 1997; Ю.А. Юдчиц, 1998; С.Е. Борисова, 1998; Е.Д. Юрченко, 2000 и др.). Одним из частых негативных проявлений у представителей названных профессий является феномен «трудоголизма».
Феномен трудоголизма возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения и в связи с этим, одной из приоритетных задач психологии развития, медицинской психологии, психологии труда и педагогической психологии является исследование и поиск способов профилактики и коррекции трудоголизма среди работников образовательной сферы с учетом специфики их профессиональной деятельности.
Данная профессиональная деформация мешает не только полноценному управлению учебным процессом, но и оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ученику/воспитаннику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатию, разочарование, хроническую усталость).
Цель исследования: Выявить риск развития трудоголизма у педагогов дошкольного образовательного учреждения и его взаимосвязь с психологическими характеристиками личности.
Объект исследования: трудоголизм.
Предмет исследования: педагоги МБДОУ 269
Гипотеза исследования: риск развития трудоголизма педагогов дошкольного образовательного учреждения достоверно выше у лиц склонных к неврозам.
Задачи исследования:
1) Выявить риск развития трудоголизма у педагогов дошкольного образовательного учреждения;
2) Определить характер взаимосвязи трудоголизма с психологическими характеристиками личности;
3) Сформулировать психолого-педагогические рекомендации по профилактике и коррекции трудоголизма с учетом конкретных условий профессиональной деятельности педагогов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Трудоголизм, как форма зависимого поведения, может быть упомянута, когда работа становится «состоянием ума», когда человек видит в качестве источника удовольствия только сам рабочий процесс. Кроме того, все мысли сосредоточены только на работе, в любое время суток. Для трудоголика такая работа — это способ избежать проблем.
Как и все пристрастия, трудоголизм — это выход из реальности путем изменения вашего психического состояния, в данном случае достигаемого путем сосредоточения себя на работе. Кроме того, работа не отражает того, что происходит в обычных условиях: трудоголик не ищет работу, связанную с экономической потребностью, работа не является одной из составляющих его жизни: она заменяет собой привязанность, любовь, развлечения и другие виды деятельности.
В нашем обществе культурный трудоголик гораздо чаще встречается среди мужчин, хотя процессы эмансипации влияют на эту респектабельную зависимость. Значительное число так называемых деловых женщин можно отнести к категории трудоголиков.
Существует шесть характерных особенностей зависимых трудоголиков:
1) настойчивый, энергичный, конкурентоспособный, управляемый;
2) сомневается в себе;
3) преимущество работы на досуге;
4) работать всегда и везде;
5) в основном чем-то заняты;
6) не делают различий между работой и удовольствием.
Можно говорить о существовании двух разновидностей трудоголика — «здорового» и «болезненного».
Классифицируются следующие виды трудоголиков: «Трудоголик для других», «Трудоголик для себя», «Успешный трудоголик», «Потерянный трудоголик», «Скрытый трудоголик».
По мнению психологов, трудоголики составляют около 5% от общего числа работников, и большинство из них удовлетворены своим положением.
О. Веснина предложил свою классификацию трудоголиков с точки зрения прогнозирования и исправления их зависимости, которая, несмотря на ее очевидный научно-популярный стиль, в определенной степени отражает различия между ними:
1. «Трудоголик для других» — это тот, кто много работает и очень доволен этим. Мама и друзья, тогда жена и дети (если он может это сделать) могут быть очень несчастными, но они ничего не могут с этим поделать. Нельзя помочь «трудоголикам для других». Это похоже на лечение наркомана, который не хочет лечиться.
2. «Трудоголик для себя» — это тот, кто много работает, но испытывает противоречивые чувства по этому поводу. «Трудоголик для себя» не без надежды. Не каждый, кто много работает, является трудоголиком. Если другие сферы жизни такого работника — семья, увлечения, друзья — не страдают, значит, он любит не только работу, но и все остальное.
3. «Успешный трудоголик» — это тот, кто благодаря своей работе добивается больших профессиональных успехов.
4. «Трудоголик-неудачник» — это тот, кто ревностно занимается ненужными делами, которые никому не нужны. Он подражает работе, заполняя пустоту в своей жизни.
5. «Скрытый трудоголик» — это тот, кто публично сожалеет о том, что ему не нравится работать, но на самом деле он посвящает все свои силы и любовь к работе. «Нога» трудоголика рождается из страха перед близкими и из глубины (неструктурированной работы) эмоциональных отношений с людьми, страха перед внутренней пустотой, которая должна быть заполнена. Еще одна «нога вырастает» из стремления к превосходству над всем и совершенству (в детстве трудоголик всегда чего-то требовал и никогда не любил себя таким, каким он был).

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОГОЛИЗМА
1.1 Понятие «трудоголизм»
Термин «трудоголик» (workaholisme) был введен в начале 1970-х годов американским священником и религиозным психологом Уэйном Оутсом, объединив слова «труд» (work) и «алкоголик» (alcoholic), чтобы подчеркнуть сходство между двумя типами зависимости. В 1971 году он опубликовал книгу «Исповедь трудоголика», в которой большое внимание уделялось насильственному влечению к работе, и анализировались причины этого явления. В 1983 году первая компания анонимных трудоголиков была создана в Нью-Йорке [42, с.101].
Даже ранний трудоголизм нашел свое сходство с другими видами химической зависимости. В 1991 году вышла книга Барбары Киллингер «Трудоголики, респектабельные наркоманы» — классическое руководство для всех, кто сталкивается с этой проблемой [31, с.13].
Трудоголизм рассматривается как негативный и сложный процесс, который в конечном итоге влияет на способность человека нормально функционировать. У трудоголиков есть желание добиться признания и успеха, что, однако, может привести к неверным решениям и краху жизни.
Трудоголизм — это не только феномен нашего времени, это не «достижение» цивилизации. Гюстав Флобер писал о «болезненном, почти извращенном рабочем желании» в 1852 году, а Лафарг, выступавший за материалистическое мировоззрение, в 1883 году критиковал «странную зависимость от работы рабочего класса всех стран» [4, с.102].
Трудоголизм был впервые описан психоаналитиком Сандором Ференци в 1919 году. Он поставил диагноз «воскресный невроз» своим пациентам, кто заболел в конце рабочей недели и, как ни странно, он выздоровел, когда уехал на работу в понедельник. Они показали выраженные симптомы лишения (аналог отмены препарата) — эмоциональную нестабильность с преобладанием дисфории. Другими словами, трудоголики не находят места для себя, без причины, они становятся злыми и мрачными, когда им отказывают в возможности работать. Все вне работы означает лень, для них лень — это скучно. Как и алкоголики, они «упираются» до последнего, отрицая существующую проблему зависимости [12].
Как и любая зависимость, трудоголизм — это выход из реальности путем изменения вашего психического состояния, в данном случае достигаемого путем сосредоточения себя на работе. Кроме того, работа не отражает того, что происходит в обычных условиях: трудоголик не ищет работу, связанную с экономической потребностью, работа не является одной из составляющих его жизни: она заменяет собой привязанность, любовь, развлечения и другие виды деятельности. В нашем обществе культурный трудоголик гораздо чаще встречается среди мужчин, хотя процессы эмансипации влияют на эту респектабельную зависимость. Значительное число, так называемых, деловых женщин можно отнести к категории трудоголиков [7].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы