Логопедия Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Клинико-психологическая оценка развития детей со стертыми проявлениями дизартрии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения стертой дизартрии 5
1.1. Понятие стертой дизартрии 5
1.2. Речевое развитие нормально развивающегося ребенка. Характеристика произношения детей со стертой дизартрией 9
1.3. Основы коррекционной работы при стертой форме дизартрии 14
Вывод по 1 главе: 20
Глава 2. Диагностика стёртой формы дизартрии у детей 21
2.1. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией 21
2.2. Психолого-педагогические особенности детей со стертой дизартрией 23
2.3. Особенности моторных функций у детей со стертой дизартрией 26
2.4. Особенности мелкой моторики у детей со стертой дизартрией 30
2.5. Особенности артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией 32
Выводы по 2 главе: 34
Заключение 35
Список используемой литературы 39

  

Введение:

 

Актуальность темы. Дизартрия является актуальной сложной медико -психолого-педагогической проблемой на современном этапе развития логопедии, как для врачей — неврологов, так и учителей — логопедов. Е. Н. Винарская, ведущий специалист по вопросам нейролингвистики и логопатологии, утверждает, что «к сожалению, ни врачи, ни нейропсихологи дать патогенетически дифференцированной диагностики дизартрии не могут, в лучшем случае они ставят описательный синдромологический диагноз».
Каждая клиническая форма дизартрии требует специфических приемов логопедической коррекции, а для этого необходимо их патогенетическая диагностика. Поэтому, логопедам приходится самостоятельно разбираться в структуре дизартрических расстройств.
Современное развитие коррекционной педагогики, логопедии, неоднородность и многогранность микро-проявлений нарушений у детей со стертой дизартрией определяют не только комплексный подход коррекционной программы, но и внедрение инновационных мероприятий в работе с детьми данной речевой патологии. [1, 3, 4, 5, 6]. Нейропсихологической обследование детей со стертыми формами дизартрии определяет органические нарушение рече-двигательного анализатора, которые часто имеют неярко выраженный характер, расстройство фонетической и просодической стороны речи. У детей — дизартриков наблюдают отставание в физическом (моторной) развития, соматическую слабость, определяется не грубая неврологическая симптоматика, нарушения со стороны вегетативной нервной системы, недоразвитие психических процессов: внимания, памяти, мышления. речь характеризуется смазанность, размытостью, нечеткостью артикуляции.
В процессе логопедической работы отмечается неравномерность развития речевой системы: если фонематическое представление и лексико-грамматическая строение вещания развиваются и быстро достигают нормы, то звукопроизношение длительное время остается дефектной и не соотносится уровню развития речи.
Степень научной разработанности. Анализ специальной литературы свидетельствует об устойчивой тенденции рост количества детей дошкольного возраста с нарушениями устной речи, особенно дизартрий в минимальных (стертых) проявлениях. Основным механизмом нарушения при дизартрии является неспособность обеспечить реализацию речевой-двигательных программ, вследствие органического поражения ЦНС. Стертая дизартрия по своим проявлениям характеризуется незначительным выражением симптомов, их неоднородностью, различным соотношением речевой, но не речевой симптоматики. Имеющиеся в специальной литературе исследование проблемы нарушение вещания у дошкольников со стертой дизартрией в основном отражают особенности состояния звукопроизношения, употребление грамматических категорий, лексических средств вещания, оставляя без внимания такой важный компонент речевой деятельности, как просодика. Актуальность проблемы обусловлена в первую очередь распространенностью стертой дизартрии у детей. Соответственно возникает проблема своевременного выявления данного типа нарушения речи.
Учитывая актуальность темы исследования, целью курсовой работы является изучение особенностей клинико-психологической оценки развития детей со стертыми проявлениями дизартрии.
Объект исследования — высшие психические функции у детей со стертой дизартрией.
Предметом исследования являются процессы обследования детей со стертой дизартрией.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические исследования в области изучения стертой дизартрии.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детям с дизартрией.
3. Изучить структуру и содержание обследования детей со стертой дизартрией.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ педагогической, психологической, методической литературы по изучаемой проблеме.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В курсовой работе мы рассмотрели основные вопросы: 1) как клинические проявления и особенности речевой патологии за псевдобульбарным параличом квалифицируются в специальных исследованиях; 2) как практически выявить и обосновать наличие стертой формы дизартрии, у которых динамика преодоления недостатков звукопроизношения — сложный и затяжной характер; 3) в чем заключается особенность логопедической работы по развитию моторики речевого аппарата при стертых форм дизартрии.
Стертая дизартрия-легкие расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов. Для речевого дефекта характерна нечеткая артикуляция, искажение звуков из нескольких фонетических групп, сложности автоматизации, маловыразительная речь. Дизартрические нарушения диагностируются в процессе уточнения логопедического и неврологического статуса. Коррекция осуществляется с использованием артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, логопедического массажа. Особых усилий требует автоматизация вызванных звуков и нормализация просодики. Параллельно проводится лечение у невролога.
Этиология стертой дизартрии связывается с органическими причинами, влияющими на формирование мозговых структур в преднатальный, натальный и ранний постнатальный период(л. В.Лопатина, Н.В.Серебрякова, Р. И.Мартынова, С. И.Маевская, Г.В.Гуровец, Е.Ф.Соботович).
Среди младенческих симптомов выделяется неврологическая и психологическая симптоматика. Именно вследствие центрально-органического генеза стертая дизартрия характеризуется наличием неврологической симптоматики. Симптомы органического поражения проявляются в форме стертых парезов, изменении тонуса мышц, гиперкинезах, особенно мимической и артикуляционной мускулатуре, в наличии патологических рефлексов. Паретические симптомы наблюдаются в артикуляционной и общей мускулатуре, что связано с нарушением инервации лицевого, подъязычного, языкоглоточного нервов (С.И.Маевская, Г.В.Гуровец).
Исследования Л.В.Лопатиной, Е.Ф.Соботович показали, что у детей со стертой формой дизартрии имеют место нарушения функций мышц, инервируемых нижней ветвью тройничного (Vпара), лицевым (VII пара), языкоглоточным (IX пара) и подъязычным (XII пара) нервами.
При исследовании движений мышц, иннервируемых лицевым нервом, отмечается их неполный объем, трудности удержания артикуляционной позиции, в частности движений губ и языка, наличие синкинезий.
Нарушения функций тройчатого нерва проявляются в невозможности невыполнения в полном объеме движений нижней челюсти.
При нарушении функций подъязычного нерва отмечается отклонение кончика языка в сторону пареза, затрудняется подвижность в средней части языка. Значительные трудности вызывают такие движения, как выдвигания языка и удержание его в спокойном состоянии, поднимание и опускание кончика языка. Выполнение этих движений характеризуется нарушением объема выполняемых движений тремором кончика языка, пониженным мышечным тонусом, трудностями при удержании заданной позиции, наличием синкинезий. Характерно недостаточное поднятие мягкого неба, иногда с отклонением маленького язычка в сторону. Задачи с переключением движений у детей со стертой дизартрией осуществляются с трудом в неполном объеме, с появлением сопутствующих движений в мимической мускулатуре, с возникновением персевераций и перестановок. Имеют место беспорядные движения языком.
Есть.М.Мастюкова отмечает, что общие двигательные расстройства у детей со стертой дизартрией проявляются в изменении мышечного тонуса, легкими геми и монопарезах, в недостаточно дифференцированных движениях пальцев рук, нарушениях равновесия и координации движений. Для данной категории детей характерна общая моторная неловкость, трудности переключения с одного движения на другое, неврозоподобные синдромы в виде тика мышц лица.
У детей со стертой дизартрией выявлены особенности вегетативной нервной системы (Г.И.Мартынова). Много ученых (Г.В.Гуровець, Л.В.Мєлєхова, С.И.Маевская, Г.И.Мартынова, Е.Ф.Соботович, И.И.Панченко и др.) отмечают, что у детей со стертой дизартрией при неврологическом обследовании выявляются:
следующие расстройства артикуляционной моторики:
— пассивность языка;
— ограничение движений языка в сторону, вверх;
— слабость одной половины языка;
— сильное напряжение спинки языка;
— не дифференцированность движений кончика языка;
— восходящее утомление мышц, нечеткость, нарушение координации;
— повышение саливации;
— тремор языка;
— отклонение языка в сторону при высовывании.[7. с12]
Что касается речевой симптоматики стертой дизартрии, то ведущим нарушением является нарушение произносимой стороны речи, также выявляется не сформированность фонематических процессов, как вторичное нарушение, как следствие расстройств звуковой стороны речи.
Полиморфное нарушение произношения, наблюдаемое при стертой дизартрии, влияет на формирование слуховой дифференциации звуков речи, на развитие фонематического восприятия. Именно не сформированность слуховой дифференциации и вызывает трудности овладение произношением акустически близких свистящих и шипящих звуков.
Сама по себе стертая дизартрия не несет угрозы физическому развитию и здоровью ребенка. Однако любые речевые нарушения, даже минимально выраженные, препятствуют полноценной коммуникации, влекут за собой вторичные языковые и психологические наслоения. Своевременно неисправленные дизартрические нарушения из-за стойких дефектов дикции могут накладывать определенные ограничения на выбор профессии и самореализацию индивида. Избежать возникновения дизартрии поможет ведение будущими родителями здорового образа жизни, предупреждение негативных воздействий на плод, бережное родоразрешение, профилактика инфекций у детей раннего возраста.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения стертой дизартрии
1.1. Понятие стертой дизартрии

Дизартрия у детей – это расстройство произношения.
Оно возникает в результате нарушения иннервации артикуляционной мускулатуры при поражениях нервной системы.
При дизартрии подвижность органов речи (губ, мягкого неба, языка) ограничена, что затрудняет артикуляцию.
Дизартрия в детском возрасте часто влечет за собой нарушение письма и чтения, общее недоразвитие речи.
Термин «стертая дизартрия» предложен в 1969 г. логопедом и исследователем о. А Токаревой-этим понятием она обозначила неярко выраженные признаки псевдобульбарной дизартрии, отличающиеся особыми сложностями преодоления. В последующие годы вопрос терминологии неоднократно обсуждались и уточнялись специалистами-дефектологами. На сегодняшний день в отечественной логопедии принято название речевой патологии «минимальные дизартрические расстройства» (МДР),
Наиболее частые перинатальные факторы дизартрии:
-гипоксия плода;
-токсикозы беременности;
-резус-конфликт;
-соматические болезни матери;
-травмы при родах;
-патологическое течение родов;
-асфиксия новорожденного;
-гемолитическая болезнь новорожденного (ядерная желтуха, затяжная физиологическая желтуха);
-недоношенность.
Причины нарушения речи в раннем детстве:
-перенесенные нейроинфекции (энцефалит, менингит);
-гидроцефалия;
-тяжелые интоксикации;
-гнойный отит среднего уха;
-черепно-мозговая травма.
Речь у ребенка-дизартрика нечеткая, невнятная, малопонятная, что обусловлено нарушением иннервации речевых органов. Также заболевание имеет характерные неречевые отклонения [9].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы