Курсовая теория на тему Клинико- педагогические основы образования обучающихся с остаточным зрением
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика детей с нарушениями зрения 4
1.1 Значение зрения в развитии и жизнедеятельности ребенка 4
1.2 Классификация детей с нарушениями зрения 7
1.3. Особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения 10
Выводы по главе 1 12
Глава 2 Психолого-педагогическая характеристика развития детей с нарушениями зрения 14
2.1. Особенности психического развития детей с остаточным зрением 14
2.2. Особенности развития речи детей с остаточным зрением 15
2.3 Особенности диагностического обследования детей с остаточным зрением 16
Вывод по главе 2 19
Глава 3 Особенности организации процесса обучения детей с остаточным зрением 20
3.1 Общие принципы организации коррекционной и обучающей работы с детьми с остаточным зрением 20
3.2 Особенности использования наглядного метода в работе с детьми с остаточным зрением 22
3.3 Методы и программы обучения детей, имеющих остаточное зрение 24
Вывод по главе 3 26
Заключение 27
Список литературы 28
Введение:
Современная демографическая ситуация в России характеризуется возрастанием количества детей, у которых отмечаются разнообразные нарушения, в том числе сенсорной сферы, требующие особого подхода к организации обучения.
Нарушение зрения провоцирует множество вторичных нарушений в развитии психической деятельности и личности ребенка. Такие дети характеризуются специфическими свойствами внимания, мышления, речи, двигательной активности, памяти, развития пространственных представлений и т.д.
Кроме того, особенности зрения не позволяют обучать ребенка этой категории с помощью тех же средств и методов, что и обычного ребенка. Обучающимся с остаточным зрением требуется особая организация наглядности, размещения ребенка в классе, учет темпа и специфики его восприятия, памяти и т.д., иными словами необходимо учитывать его особые образовательные потребности.
Целью данного исследования является изучение особенностей организации обучения детей с остаточным зрением.
Задачи исследования:
1) Изучить значение зрения в развитии ребенка;
2) Проанализировать психолого-педагогические и возрастные особенности развития детей с нарушениями зрения;
3) Охарактеризовать особенности организации процесса обучения детей с нарушениями зрения.
Объект исследования: дети с нарушениями зрения.
Предмет исследования: особенности организации процесса обучения детей с нарушениями зрения.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, систематизация и обобщения информации.
Заключение:
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Нарушение зрения является фактором, который обуславливает наличие вторичных нарушений практически во всех сферах психического развития ребенка. Сначала возникает отставание, которое затем, при отсутствии соответствующей коррекционной деятельности и развивающей работы с ребенком может стать причиной серьезных нарушений в формировании психической деятельности ребенка. Так, страдает зрительное восприятие, умение ориентироваться в пространстве, нарушается развитие речи, отмечаются изменения в развитии общей и мелкой моторики.
Затрагивают изменения и развитие эмоционально-волевой сферы ребенка с нарушением зрения. Так, специалисты отмечают бедность эмоций данной категории детей, неумение различать и дифференцировать внешние проявления эмоций и чувств, умение проявлять собственные эмоции и чувства, неадекватность использования мимических и пантомимических средств, сниженный уровень волевой регуляции и самоконтроля.
2. Организация развивающей работы с детьми с остаточным зрением предполагает создание особых условий работы и учет имеющегося у ребенка дефекта. Так, наличие остаточного зрения предполагает строгий учет и ограничение зрительной нагрузки для исключения утомления, которое может спровоцировать еще большее ухудшение зрения. Однако в то же время необходимо стимулировать функции зрения, опираться на остаточное зрение, имеющееся у ребенка. При работе с наглядным материалом следует помнить, что необходимы особые требования к его размеру, цвету и контрастности.
При организации работы с данной категорией детей необходимо соблюдать принципы комплексности работы, учет индивидуальных особенностей ребенка, работа над всеми сферами психической деятельности и общения ребенка. В том числе необходимо уделить внимание развитию эмоционально-волевых процессов ребенка.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общая характеристика детей с нарушениями зрения
1.1 Значение зрения в развитии и жизнедеятельности ребенка
Зрение играет ведущую роль в организации жизни человека, ориентировке в окружающем мире и реальности, а также в осуществлении практически всех видов деятельности. В настоящее время большое количество детей страдают функциональными нарушениями зрения, такими как миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость), астигматизм, а также косоглазие и амблиопия.
Все патологии зрения характеризуются в первую очередь, снижением его остроты. Соответственно усложняется процесс восприятия величины, формы предметов, затрудняется рассматривание мелких предметов, нарушается расстояние восприятия. Значительно осложняется овладение навыками чтения и письма [5].
Зрение выполняет несколько важных функций. Стимульно-различительная направлена на активное взаимодействие со средой на уровне ориентировки для установления контакта.
Аналитико-синтетическая является следующей важной функцией, когда осуществляется анализ на основе сенсорных эталонов, узнавание предметов и явлений окружающей среды.
Информационно-познавательная функция подразумевает умение использовать зрительную информацию для ориентировки в окружающем мире и осуществлении практической деятельности. При несформированных способах анализа и образов мышления и памяти возникает несоответствие между чувственным опытом и образным мышлением и обнаруживается вербализм мышления.
Зрение играет важную роль в формировании пространственных представлений, а также двигательной сферы, так как движения осуществляются под зрительным контролем. Овладение буквами алфавита, изображениями чисел и т. п. также предполагают определенную степень развития зрительно – пространственных представлений, как отмечают исследователи Власова Т. А, Певзнер М. С. [7]
Онтогенез детей с остаточным зрением до 2-3 месяцев жизни протекает аналогично с развитием детей, имеющих нормальное зрение. В этом возрасте начинается формирование прослеживающих движений глаз, и нарушения зрения становятся фактором, искажающим психическое развитие детей. Перемещение взгляда за движущимися предметами формируется в возрасте от 3-до 5 месяцев. Ребёнок с нарушением зрения до 5-6 месяцев ориентируется на комплексе раздражителей к ориентировке на выделенные и дифференцированные зрительные его компоненты. Отставание в развитии моторной сферы ребенка с дефектами зрения объясняется тем, что в онтогенезе зрение является частью процесса контроля за выполнением движений, и это способствует формированию и развитию координации движений, их четкости и многообразия. Ребёнок с нарушениями зрения затрудняется в полной мере контролировать свою моторную активность, так как он основывается только на пока несовершенной проприоцептивной чувствительности [4].