Курсовая теория на тему Китайско-японские отношения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ КИТАЕМ И ЯПОНИЕЙ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 5
1.1Проблемы китайско-японских отношений в начале 21 века 5
1.2 Китайско-японские отношения: преодоление препятствий 13
2. ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ КИТАЕМ И ЯПОНИЕЙ 18
2.1 «Новая эра» японо-китайских отношений 18
2.2 Перспективы развития китайско-японских торгово-экономических связей 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Актуальность исследования 27 октября 2018 года завершился официальный государственный визит премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Китайскую Народную республику. Японская печать уделяет итогам этого визита большое внимание, во многом потому, что это был первый визит японского премьер-министра в КНР почти за семь лет, после довольно серьезного охлаждения отношений между двумя странами.
Предыдущий полномасштабный китайско-японский саммит состоялся в 2011 году, но без Абэ – его избрали премьер-министром год спустя. В ходе состоявшегося визита в Китай обсуждались в первую очередь проблемы двусторонних отношений. Главными были переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином, но многие конкретные вопросы особенно в экономике были обговорены и на встречах Синдзо Абэ с премьером КНР Ли Кэцяном .
В целом внешняя политика Абэ – довольно ястребиная, но и прагматичная, направленная на повышение роли Японии в мировой политике при росте самостоятельности. Еще в 2006 году, сразу после начала своего первого пребывания на посту премьер-министра Японии, Абэ совершил визит в Китай, где была принята концепция «взаимовыгодных стратегических отношений». Но по ряду причин Абэ тогда возглавлял правительство всего год. С его уходом внутриполитическая обстановка в стране утратила стабильность. ЛДП потеряла большинство в парламенте, а правительства пришедшей к власти Демократической партии три года не могли четко определить свои приоритеты во внутренней и внешней политике – они менялись почти ежегодно.
В эти годы японо-китайские отношения обострились после провокационных действий с обеих сторон в связи с проблемой принадлежности островов Восточно-Китайского моря. Она оставалась и остается ключевым источником трений между двумя странами. Хотя после сокрушительной победы ЛДП в декабре 2012 года на выборах в палату представителей Абэ подтвердил свои прежние подходы к развитию отношений с Китаем.
Цель исследования: изучить китайско-японские отношения.
Объект исследования: отношения Китая и Японии на современном этапе.
Предмет исследования: китайско-японские отношения.
Исходя из вышеперечисленных выводов, в настоящем исследовании был поставлен следующий исследовательский вопрос: улучшились или ухудшились отношения между двумя странами Китаем и Японией?
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить проблемы китайско-японских отношений в начале 21 века;
2. Рассмотреть китайско-японские отношения: преодоление препятствий;
3. Изучить «новую эру» японо-китайских отношений;
4. Проанализировать перспективы развития китайско-японских торгово-экономических связей.
Теоретической основой исследования являются результаты научных исследований представителей отечественной и зарубежной научной международной практики. В частности, весомый вклад в изучении китайско-японских отношений осуществили Воскресенский А., Зубенко, В.В., Кистанов В.О., Михеев В., Areshidze L. G., Zhao, H. и др.
Методы — анализ научной литературы, обобщение, наблюдение, сравнение.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав теоретического анализа, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 31 страница. Количество литературных источников – 18.
Заключение:
Во многом водоразделом для китайско-японских отношений стал 2012 год. Тогда японское правительство выкупило у частного владельца ряд островов Дяоюйдао, или Сенкаку в японской версии, в Восточно-Китайском море. Как известно, острова по факту контролируются японцами, но Китай считает их своими исконными территориями. Вспыхнувший из-за этого конфликт двух стран привел к крупным выступлениям по всему Китаю с сжиганием японских флагов, японских автомашин и погромами магазинов японских марок.
С тех пор страсти, конечно, улеглись, но ни о какой нормализации речи всё равно не шло. Помимо территориальных споров и традиционных исторических трений, оставшихся еще со времен японского колониального господства в Азии, недоверие Китая к соседу, бесспорно, подпитывалось. В том числе и традиционным военным альянсом Страны восходящего солнца с США на фоне наметившегося курса Вашингтона на оспаривание китайских позиций в регионе и в мире. К слову, политическая прохладца в отношениях сказалась и на экономических связях: если в 2011 году Япония была для Китая крупнейшим инвестором, то сейчас по объему иностранных инвестиций в экономику КНР она занимает лишь пятую строчку.
Перелом наступил примерно год назад. В сентябре прошлого года Синдзо Абэ неожиданно появился на приеме, устроенном китайским посольством в Японии в честь 45-й годовщины нормализации дипломатических отношений между Токио и Пекином. Последние 15 лет такие торжества японские премьеры игнорировали . Тогда Абэ провозгласил курс на нормализацию отношений с Китаем, пригласил Си Цзиньпина в Японию и добавил, что и сам будет рад побывать в КНР. А также отметил: без укрепления связей Токио и Пекина мир и стабильность в Северо-Восточной Азии немыслимы.
Но если год назад основным мотивом к налаживанию мостов с Китаем для Токио была угроза со стороны КНДР, то уже в начале этого года невольным «виновником» усиления настроя японского руководства на нормализацию отношений двух стран оказались США.
За последнее время произошло много того, что говорит о более конструктивном подходе Японии и Китая по отношению друг к другу и готовности обеих стран отложить негатив на потом, сконцентрировавшись на общих задачах. Весной, вслед за визитом в Японию премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна, первого за пять лет, стороны договорились о прямой линии коммуникаций во избежание случайных инцидентов между военными кораблями и авиацией. Затем в прессе появились сообщения о намерении Токио и Пекина сотрудничать по проекту железнодорожного сообщения в Таиланде, что стало знаком смены прежде негативных настроений в Японии в отношении китайского проекта «Один пояс — один путь».
Даже отношение народов друг к другу заметно улучшилось: проводимый с 2005 года ежегодный опрос китайской China International Publishing Group и японской компании Genron показал, что положительно к Японии сейчас относятся свыше 42% китайцев (в 2013 году их было всего 5,2%). Уверенно растет и число китайцев, верящих в скорое потепление отношений Пекина с Токио. В Японии, правда, симпатизирующих Китаю не так много — всего 13%, но ранее таковых было еще меньше. Япония и Китай — неразрывная пара. Мирное развитие Китая означает большие возможности для нашей нации», — говорил Синдзо Абэ в 2014 году, затевая предыдущую, неудавшуюся попытку нормализовать отношения с Поднебесной. Нынешняя попытка, невзирая на остающийся ком двусторонних противоречий, обещает стать более успешной. Судя по всему, к 2018 году обе страны дозрели до осознания, что отстаивать собственные интересы и свободную торговлю второй и третьей экономикам мира лучше сообща.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ КИТАЕМ И ЯПОНИЕЙ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
1.1Проблемы китайско-японских отношений в начале 21 века
Бурные события в Южно-Китайском море (ЮКМ) в последние годы закрыли не менее сложную и взрывоопасную горячую точку по соседству — Восточно-Китайское море (ВКМ). В этом регионе сталкиваются, в основном, интересы двух, а не шести стран — Китая и Японии, но от этого территориальные споры не становятся менее острыми.
Противоречия между Пекином и Токио уходят в глубину веков. Им уже более 800 лет, если считать с неудачных вторжений в Японию в XIII веке (1274 и 1281) внука Чингисхана Хубилая, завоевавшего к тому времени Китай. Если говорить о более поздних событиях, то, конечно, следует вспомнить об японо-китайской войне (1937−1945), фактически начавшейся шестью годами ранее с вторжения японцев в Манчжурию и принесшей китайскому народу громадные жертвы и страдания .
Японцы и китайцы, мягко говоря, не очень любят друг друга. Причем, чувство взаимной неприязни с годами, похоже, усиливается. Так, согласно опросу ВВС World Service Poll, лишь 3% жителей Страны восходящего солнца положительно относятся к китайцам. У 73% отношение к жителям Поднебесной негативное. Китайцы относятся к японцам не лучше: 5% положительно и 90% отрицательно. Кстати, японцы недолюбливают жителей Поднебесной сильнее всех остальных народов на планете.
Первое десятилетие нового XXI в. ознаменовалось обострением китайско-японских отношений. В 2001 г. между странами случилась первая «торговая война». В тот же период японское правительство решило урезать экономическую помощь Китаю, а с 2008 г. и совсем прекратило её давать, посчитав, что 3,4 трлн. иен в качестве экономической помощи и 69,48 млрд. дол. японских инвестиций, скопленных Китаем к 2010 г., уже были достаточной поддержкой китайской экономики. Масштабная помощь Китаю была призвана обеспечивать хорошие отношения между двумя государствами и экономически переориентировать привязать Китай к Японии. Отказ от предоставления низкопроцентных займов и помощи способен повергнуть к утрате Японией стратегической инициативы в отношении своего соседа.
Последующие события (землетрясение 2011 г., цунами и авария на АЭС «Фукусима-1») показали неправильность столь резко отрицательного видоизменения японской политики в отношении КНР. В результате прекращения японской финансовой помощи пострадали китайские экономические и экологические проекты . В частности, оказались сорванными многие экологические проекты в северо-восточных провинциях КНР, целью которых являлось улучшение экологической обстановки в китайских городах. В ходе их выполнения предполагалось выстроить очистные сооружения и водохранилища, переобучить китайский персонал на химических заводах, переоснастить предприятия тяжёлой индустрии, в результате чего можно было бы ожидать понижения вредных выбросов в атмосферу, от которых страдает и экология именно Японии. Очевидно, что за прекращением экономической помощи Китаю стояло нежелание финансировать своего конкурента, который из года в год показывал стабильный рост экономики и военного потенциала.
Наряду с этим сберегались значительные политические проблемы, касающиеся прежде всего территориальных споров о принадлежности островов Сенкаку и освоения природных р. ресурсов Восточно-Китайского моря и др. Спор о принадлежности островов Сенкаку и неустановленные границы на шельфе Восточно-Китайского моря расшатывают и без того трудные и несбалансированные китайско-японские отношения. На островах нет стабильного населения, их общая площадь примерно 7 кв. км. Они формально входят в префектуру Окинава. Японские власти сообщили, что острова находятся в частной собственности, но не назвали имя владельца.
Япония определила свою юрисдикцию над островами Сенкаку в январе 1895 г., поскольку, по мнению японских властей, на тот момент они никем не управлялись. Острова Сенкаку не были наречены среди иных территорий, которые цинский Китай уступил Японии в результате поражения в Японо-китайской войне 1894-1895 гг. С конца XIX в. Япония начала активно осваивать острова, выстроив на них маяк, фабрику по переработке морских водорослей и прочие хозяйственные сооружения. С 1940 г. в связи с расширением военных действий в Восточной Азии жители покинули острова, которые оставались пустынными до начала 90-х гг. минувшего века.
Согласно Сан-Францисскому мирному договору (сентябрь 1951 г.) острова Сенкаку были включены в состав японских островов Нансэй. До 1970 г. на китайских картах они отмечались как часть японской префектуры Окинава. Лишь после того, как в 70-е гг. на шельфе у островов Сенкаку были обнаружены месторождение нефти и газа, Китай и Тайвань сообщили о своих претензиях на них.
В 1992 г. в Китае был принят закон о морских территориальных водах, согласно которому острова Сенкаку могут попасть под китайскую юрисдикцию . КНР требует их передачи на том основании, что до 1895 г. они входили в состав Тайваньской провинции Китая. После обнаружения на шельфе островов нефти и газа каждая из сторон старается тем или другим образом наметить своё присутствие в данном районе. В 1996 г. группа японской молодёжи смонтировала маяк на одном из островов Сенкаку. В том же году Япония огласила о создании своей эксклюзивной экономической зоны, включающей данные острова. В последующие годы стороны обвиняли друг друга в посягательстве на обширные районы шельфа Восточно-Китайского моря. В 2000 г. Китай начал проводить исследование морского дна вблизи спорных островов. Токио расценил эти действия как провокацию. Реакция японских властей была быстрой и жёсткой, направленной на предотвращение китайских нарушений японских территориальных вод. Когда в 2004 г. китайское рыболовное судно появилось возле островов, оно было выдворено японским патрульным кораблём. В том же году китайские активисты высадились на спорных островах, но были задержаны японскими властями.
Непростым для урегулирования стал инцидент в ноябре 2004 г., когда китайская подлодка прошла через пролив Иси-гаки, устроив, таким образом, демонстрацию возможностей китайского ВМФ скрытно передвигаться вдали от своих баз . 7 сентября 2010 г. китайский рыболовный сейнер нарушил территориальные воды вблизи островов Сенкаку и был арестован японской береговой охраной. Последовали протесты японской стороны. Эти события побудили власти г. Исигаки усилить внимание к ситуации, складывающейся в отношении островов Сенкаку. Они объявили 3 января днём празднования годовщины их присоединения к территории Японии и начали ежегодно отмечать эту дату поездками местных официальных лиц на острова. Действия властей Окинава преследовали цель вынудить Токио придерживаться более жёсткой линии поведения в отношении Китая, поскольку японские рыбаки несли урон от китайских браконьеров и вынуждены были конкурировать с ними за рыбные ресурсы в водах вокруг островов Сенкаку.
КНР и Япония предпринимали попытки дипломатическим путём решить территориальный спор, но ни одна из сторон не желала отказываться от своих притязаний. Вызывает трения и вопрос, на какие участки Восточно-Китайского моря имеет право та и другая сторона. Спорной зоной оказалась впадина Сиху, которая, по оценкам специалистов, содержит залежи природного газа. В мае 2004 г. Япония обнаружила, что Китай начал буровые работы на газоносном шельфе в районе Чунь-сяо и в последующем расширил свои геологические изыскания вблизи спорной зоны. Япония выразила опасение, что газ р. будет взят из её зоны. Поскольку Япония зависит от поставок энергоресурсов морским путём, перспективы китайского доминирования в морях Восточной Азии могут отрицательно сказаться на её экономической безопасности и снизить политическое влияние в регионе.
Во второй половине 2012 г. китайско-японские отношения обострились из-за того, что японское правительство выкупило часть островов Сенкаку у частного лица, имя которого так и не было названо. Это привело к взрыву негодования китайской общественности, которую возмутил факт «торговли китайской землёй». В стране поднялась волна антияпонских протестов. Корабли китайских ВМС активизировали патрулирование вблизи островов Сенкаку. Со своей стороны, представители японской общественности не одобрили действия своего правительства, считая, что для Японии лучше было бы поступить в соответствии с достигнутой в 1972 г. между премьерами Чжоу Эньлаем и К. Танакой договорённостью, по которой стороны согласились заморозить вопрос о статусе о. Сенкаку и в будущем решать эту проблему путём дипломатических переговоров.
Оценивая международное положение Японии, китайские исследователи отмечают «слабость японского влияния на глобальном уровне», что, по их мнению, является результатом отсутствия у неё политики «мягкой силы», в то время как страна обладает развитой экономикой.
Китаю следует более реалистично подходить к своей стратегии «мягкой силы» и больше обращать внимания на решение внутренних проблем — сокращение социально-экономического неравенства, снижение экологически вредных выбросов в атмосферу, повышение уважения к международным договорам и выполнению их условий. Во внешней политике необходимо изменить тактику сотрудничества с соседними странами, учитывать их политические приоритеты, экономические интересы, культурные традиции. В свою очередь, японские власти также предпринимают попытки изменить политику в отношении Китая, сделать её более сбалансированной и отвечающей национальным интересам. Однако частая смена японских премьер-министров, придерживающихся диаметрально противоположных взглядов по вопросам внешней политики, не позволяет Японии выдерживать стабильную политическую линию в отношении своего соседа.
Непродолжительное (2006-2007 гг.) пребывание у власти премьер- министра Синдзо Абэ создало хорошие возможности для дальнейшего развития китайско-японских отношений. В целях их улучшения премьер С. Абэ нанёс официальные визиты в Пекин и Сеул, отказался от посещения храма Ясукуни и предложил расширить китайско-японское экономическое сотрудничество. В апреле 2007 г. в Токио состоялась встреча С. Абэ и китайского премьера Вэнь Цзябао, в ходе которой были заключены новые соглашения о развитии торгового обмена и научно-технического сотрудничества . Однако стороны не смогли преодолеть разногласий по территориальным вопросам.
Следующие японские премьер-министры — Юкио Хатояма и Наото Кан — также поддерживали процесс улучшения отношений с Китаем. Более того, Наото Кан намеревался широко сотрудничать с КНР в преодолении последствий землетрясения и цунами. После землетрясения китайская сторона также проявила интерес к расширению разносторонних контактов с Японией.
Многие японские политики, в том числе и премьер Наото Кан, осознали, что в связи с радиационным заражением значительной части территории японские товары и продовольствие уже не найдут широкого спроса за рубежом. Поэтому они решили, что Японии пора менять направленность своей внешней политики и переходить от «экономической дипломатии» (продвижение товаров) к «научной дипломатии» (распространение ноу-хау). Китай в этом случае мог бы стать важнейшей площадкой для продвижения японских инновационных проектов. Это становится актуальным ещё и потому, что вначале XXI в. Япония утратила ведущие позиции во внешней торговле Китая. В результате китайская экономика не пострадала от сокращения импорта товаров из Японии, поскольку удельный вес такового составлял менее 13 % от всего китайского импорта (177 млрд. дол. из 1,4 трлн. дол. в 2010 г.). Снижение объёма китайского экспорта в Японию тоже не оказало существенного влияния на китайскую экономику, так как в 2010 г. он составлял лишь 8 % всего экспорта Китая (121 млрд. дол. из 1,58 трлн. дол.).
21-22 мая 2011 г. на японо-китайско-южнокорейском саммите в Токио обсуждались вопросы создания регионального механизма координации действий в экстренных ситуациях. Стороны пришли к соглашению о необходимости установления режима более тесного сотрудничества по вопросам ядерной безопасности. Авария на АЭС в Японии послужила толчком для создания в дополнение к шестисторонним переговорам по ликвидации ядерной угрозы на Корейском полуострове другого специального регионального института, нацеленного на обеспечение ядерной безопасности .
Одним из последствий мартовского землетрясения в Японии явилось значительное усиление роли Китая как на международной арене в целом, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в частности. Уникальность ситуации состоит в том, что впервые в своей истории Япония может оказаться в зоне китайского политического влияния, хотя это пока выглядит маловероятным, учитывая их многовековое соперничество, территориальные споры и этнокультурный антагонизм. Однако исключать возможность создания китайско-японского союза, который мог бы стать недосягаемым экономическим лидером в Восточной Азии, было бы неверно. Вполне возможна переоценка Японией своих национальных интересов, которые могут быть направлены не на соперничество, а на сотрудничество с Китаем.
В случае формирования китайско-японского альянса сохранение американских военных баз в Восточной Азии окажется бесперспективным. При таком развитии событий США, должны будут принимать экстраординарные меры, как в финансовой, так и в военнополитической сферах. Это может быть девальвация американской валюты или масштабное силовое воздействие на тихоокеанском направлении. Иными словами, сращивание экономик двух азиатских гигантов — Китая и Японии — способно привести к кардинальным изменениям в расстановке сил в Восточной Азии и вытеснить США из региона . В связи с этим Вашингтон принимает упреждающие меры и активно влияет на приход к власти в Японии проамерикански настроенных политиков. Пока американская стратегия оправдывает себя и цементирует двусторонние японо-американские военно-политические связи.
В августе 2011 г. премьер-министр Наото Кан был вынужден уйти в отставку, поскольку подвергся острой критике со стороны своих политических оппонентов за планы отказа от ядерной энергетики. Новым японским премьером стал проамерикански настроенный Ёсихико Нода, выступающий за укрепление японо-американского военно-политического союза и рассматривающий его как противовес военной мощи Китая и как основу внешней политики и безопасности Японии. Одним из первых шагов премьера Ё. Нода явилось заявление о том, что китайское военное строительство вызывает «озабоченность в регионе Азии», и он выбрал твёрдую линию поведения в отношении Китая.
Победа в Японии на парламентских выборах 16 декабря 2012 г. Либерально-демократической партии позволила её лидеру Синдзо Абэ вновь стать премьер-министром страны и продолжить политику налаживания связей с Китаем. В Пекине вторичное избрание Синдзо Абэ японским премьером было встречено с воодушевлением, так как он значительно улучшил отношения между двумя странами в 2006-2007 гг.
Учитывая, что самой актуальной проблемой во внешней политике Японии является урегулирование территориальных споров с соседями, Синдзо Абэ отправил специальных представителей в Пекин, Сеул и Москву в целях налаживания связей, подчеркнув при этом, что «отношения между Японией и Китаем являются особо важными». Вместе с тем свой первый зарубежный визит он совершил не в Вашингтон, как ранее ожидалось, а в столицы ведущих стран АСЕАН — Бангкок, Ханой и Джакарту, где Япония наряду с Китаем является важным инвестором . На пресс-конференции в Джакарте, например, Синдзо Абэ заявил о строгой приверженности Японии принципам свободы торговли и мореплавания, взаимовыгодного экономического сотрудничества, укрепления культурных связей, а главное, необходимости придерживаться и действовать в соответствии с международным морским правом при решении спорных вопросов.
Таким образом, можно сделать вывод, что руководство КПК КНР во главе с Си Цзиньпином также намерено укреплять разносторонние связи с экономически развитым соседом, несмотря на разногласия по островам Сенкаку. Специфика современного этапа китайско-японских отношений заключается в том, что обострение военно-политического соперничества и конкуренции сопровождается усилением экономической взаимозависимости и повышением уровня заинтересованности друг в друге при решении региональных задач. В ближайшее время тесные связи между Японией и США не позволят Токио кардинально изменить политику в отношении Китая.
Продолжающийся рост китайского военного потенциала и политико-экономического влияния приведёт к усилению японского маневрирования между своим союзником в лице США и региональным соседом — КНР.