Курсовая теория на тему К.-Г. Юнга как теоретические основания символдрамы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Введение:
Символдрама – это эффективный метод психотерапии, базирующийся на анализе образов, работе воображения, включающий арт-терапевтические элементы. Символдрама является проективным методом и обращается к подсознанию напрямую. На сеансе клиент расслабляется, представляет определенный образ, обрабатывает который с психологом, что позволяет мягко и нетравматично проработать травмы детства и глубокие противоречия.
Актуальность. В современном мире в связи с острыми политическими, экономическими и психологическими ситуациями возрастает необходимость в оказании психологической поддержки. Особенно это касается детей и подростков, которые еще сильнее переживают все проблемы в связи с возрастными особенностями. Одним из эффективнейших методов психологической терапии является символдрама. Этот метод имеет также названия кататимно-имагинативной психотерапии или «метод сновидений наяву» и является клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний.
Концептуальной основой метода кататимно-имагинативной психотерапии является глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.
На Западе символдрама как отдельное направление психотерапии известна с середины XX века. В Россию пришла лишь в 1994 году, когда были переведены научные работы её основателя – Ханскарла Лёйнера. С тех пор получила широкое применение в детской и юношеской психологии, психотерапии различных фобий и расстройств и даже психосоматических заболеваний.
Из современных направлений психотерапии, которые используют образы в процессе лечения, символдрама считаетя наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу. В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития. Сюда входят такие теории как теория объектных отношений М. Кляйна, эго-психология З. Фрейда, психология «Я» Х. Хартманнаи, «Self-Psychology» Х. Когута и их последующая разработка в трудах Ш. Ференци, М Балинта, Э Эриксона, Р. Шпитца и др. Оставаясь на принципиальных психоаналитических позициях, много общего метод имеет с теорией архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения.
Кроме этих знаменитых имен, надо упомянуть параллели символдрамы с такими методиками, как игровая психотерапия, психодрама Я. Морено и Г. Лёйц, гештальт-терапия по Ф. Перлсу, психотерапевтическая беседа по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии по Й. Вольпе. Однако, необходимо отметить, что символдрама не является простым синтезом этих методов. Она представляет собой оригинальную дисциплину, многие элементы которой существуют гораздо дольше, чем перечисленные направления психотерапии.
Символдрама успешно соединяет в себе преимущества богатого спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение в мире психотерапии: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, аутотренинга.
Цель нашего исследования: раскрыть символдраму как метод психотерапии для детей.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1.Описать метод символдрамы;
2. Рассмотреть стандартные мотивы, используемые в кататимно-имагинативной психотерапии;
3. Изучить работу с рисунком как один из основных методов символдрамы;
4. Раскрыть особенности использования методов символдрамы при работе с детьми;
5. Выявить показания и противопоказания для применения символдрамы;
6. Раскрыть возможности использования символдрамы с детьми разных возрастных групп.
Объект нашего исследования: кататимно-имагинативная психотерапия.
Предмет нашего исследования: использование символдрамы как метода психокоррекции.
Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Общение с ребенком, который отличается от остальных, имеет нарушения, в развитии это очень сложный процесс. Он включает в себя проблемы, связанные с влиянием на развивающуюся личность как внешних, так и внутренних факторов. Именно поэтому воспитатели и учителя, работающие с такими детьми, должны обладать целым комплексом профессиональных психолого-педагогических компетенций, которые позволяют им грамотно реализовывать основные цели и задачи всего воспитательно-образовательного процесса. Для того, чтобы этот процесс происходил более естественно и оказывал воздействие на развитие творческой сферы ребенка, в коррекционной работе применяют различные виды психотерапии.
Являясь одним из видов психологической коррекции, символдрама используется в психотерапии применительно к разным областям нарушений развития детей. Многими учеными, а также педагогами, родителями и самими детьми доказано положительное влияние психотерапевтического воздействия символдрамы на коррекционную работу с детьми, как имеющими недостатки в развитии, так и с детьми, развивающимися в пределах нормы.
Теоретический анализ литературы показал, что в основе метода символдрамы, лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития. Оставаясь на принципиальных психоаналитических позициях, много общего метод имеет с теорией архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Метод кататимно-имагинативной психотерапии, основные используемые символдрамы
§1.1. Описание метода символдрамы
Издавна человечество практикует изменение своего эмоционального состояния (снятие напряжения, необходимость сосредоточиться или успокоиться) с помощью музыки, поэзии или литературы. Но только в середине XX века форма, с помощью которой происходят эти изменения, была названа кататимно-имагинативной психотерапией или символдрамой.
В 1936 году вышла в свет книга Ганса Селье, после которой стало очень популярным слово «стресс». С английского языка слово «стресс» переводится как «напряжение». Именно так Селье назвал специфический ответ человеческого организма на те, или иные требования, которые к нему предъявляют. Соответственно, чрезмерное напряжение рано или поздно приводит к нарушениям нервной системы. После опубликования теории Селье все больше стали говорить о необходимости сведения стрессовых ситуаций к минимуму из-за того, что они оказывают разрушительное действие на состояние здоровья человека. Особого внимания заслуживают стрессовые ситуации, возникающие у детей. Причины могут быть различны: всевозможные детские страхи, переутомления, проблемы в семье или адаптация в новом коллективе.
Применительно к работе с детьми и подростками символдрама развивалась известным немецким детским психоаналитиком и социальным педагогом Гюнтером Хорном, а также, другими специалистами Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психологии и психотерапии.
В нашей стране символдрама динамично развивается в структуре Профессиональной Психотерапевтической Лиги. В настоящее время в Новосибирске создано Региональное отделение МОО СРС, руководителем которого является Александр Сергеевич Жуков. Издано достаточное количество научных монографий на исследуемую тему, которые постепенно дополняются. Ряд публикаций Я. Л. Обухова посвящен такому актуальному вопросу как адаптация методов кататимно-имагинативной психотерапии при их заимствовании.
Название метода кататимно-имагинативной терапии имеет греческие корни. Слово «ката» означает «зависимость», «тимос» – душа, «имагин» – образ. На русский язык это название переводится как «эмоционально-обусловленное переживание образов. Метод разработан немецким психотерапевтом, профессором, доктором медицины Ханскарлом Лёйнером. Основой метода стало «свободное фантазирование в форме образов, создание «картин» в своем воображении на заданную психотерапевтом тему, которая в контексте данного метода называется «мотив». Роль психотерапевта в данной терапии сводится к контролю, сопровождению и направлению.
Метод кататимно-имагинатимной терапии основан на двух положениях:
1. Человек способен фантазировать и развивать свои фантазии не только ночью во сне, но и в состоянии бодрствования. С помощью имагинативной способности человек может каждый раз заново создавать образ, исходя из своих собственных психических возможностей. В ходе этого процесса происходит познание самого себя.
2. Выработка специфических правил и закономерностей стала результатом эмпирических наблюдений содержащих фантазии образов [Лёйнер, с. 23].
Основатель методики исходил из убеждения, что кататимные образы, возникающие у пациента, являются проявлением потребностей, конфликтов или аффектов, образующих содержание бессознательного. Образы бессознательного отличаются универсальностью и имеют статус архитипических, соотносимых с жизненными ситуациями. Этот факт позволил определить набор стандартных образов, которые при помощи психотерапевта проживаются пациентом по другому сценарию, чем тот, который более привычен, но доставляет психологический дискомфорт. Сценарий действий разрабатывается в каждом сеансе, которых в психотерапевтическом цикле от 20 до 50. Цикл имеет несколько стадий:
1. Диагностика проблем и конфликтов.
2. Проработка образов предметов и явлений, воспринятых ранее.
3. Проработка личностно-значимых образов.
Существуют три основные формы проведения психотерапевтических занятий по методу символдрамы:
1.Индивидуальная терапия;
2.Групповая терапия, при которой образы представляют одновременно от 4 до 12 человек, сидящих по кругу в креслах или лежащих на полу в форме «звезды или ромашки»;
3. Парная терапия, направленная на супружеские пары либо на пару: ребенок-родитель.
Сеанс символдрамы состоит, как правило, из четырех частей:
● установление доверительных отношений между пациентом и психотерапевтом с помощью предварительной беседы, сбор данных о пациенте;
● упражнение на релаксацию;
● представление образов;
● обсуждение.
Длительность каждой части зависит от возраста пациента или пациентов, а также от характера мотива, который пациент или пациенты представляет.
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретические аспекты изучения символдрамы. 4
1.1.
Особенности теории К.Г. Юнга. 4
1.2.
Символдраматический сеанс и его
особенности. 11
Глава
2. Анализ символдрамы в качестве метода психотерапии. 16
2.1. Символдрама как метод психотерапии. 16
2.2.
Пример использование символдрамы как
метода психотерапии. 22
Заключение. 27
Список
литературы.. 29
Введение:
Символдрама
— это метод глубокой психолого-ориентированной психотерапии, который клинически
высокоэффективен при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических
заболеваний и психотерапевтических расстройств в связи с невротическим
развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать
кататимико-образную психотерапию как «психоанализ с изображениями». Название
метода можно перевести на русский язык как «эмоционально обусловленный опыт
переживания». Основой метода является свободное воображение в виде образов,
«картинки» на предмет (мотив), которая определяется психотерапевтом. Психотерапевт берет на себя контролирующую,
сопутствующую, исполнительную функцию. Концептуальной основой метода являются
глубоко психолого-психоаналитически ориентированные теории, анализ
бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивные
импульсы, процессы и защитные механизмы как отражение актуальных
эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов
раннего детства.
Объект
исследования: теоретические основания символдрамы..
Предмет
исследования: научные работы К.-Г. Юнга как теоретические основания
символдрамы.
Цель
работы — изучить научные работы К.-Г. Юнга как теоретические основания
символдрамы.
Для
достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Описать основные характеристики символдрамы.
2. Провести анализ символдрамы в качестве метода психотерапии.
Методы исследования: анализ
литературы по теме исследования.
Структура работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В
работе были описаны основные характеристики символдрамы.
Символически-драматический подход отличается от классического
психоаналитического подхода тем, что терапевт обращается к символической драме,
констатируя тот факт, что К.Г. Юнг описал фэнтезийное мышление как ментальные
структуры с образами, эмоциями и символами.
С
точки зрения представлений о межполушарной асимметрии, это прежде всего
структура правого аналогичного полушария, деятельность которого напрямую не
связана с понятиями времени и пространства. Косвенным подтверждением этого
являются обычные ошибки в субъективном восприятии времени в конце сеанса, а
также обычное отношение к воображаемым движениям на картинке. Во время сеанса
мы предлагаем главному герою вербализировать изображения, которые он
изображает, что стимулирует активацию полушарийных взаимодействий и фактически
представляет трансцендентную функцию.
По
вышеуказанным причинам представляется логичным заключить, что любая
интерпретация образов изображений и рисунков в контексте психотерапии является
чрезвычайно ответственным процессом.
На
основании всего вышесказанного мы можем констатировать, что символдрама
является эффективным методом психотерапии.
В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на описанные
в данной работе концептуальные противоречия, символдрама является эффективным
методом краткосрочной аналитически-ориентированной психотерапии. Эффективность
этого метода практически и научно подтверждена в многочисленных исследованиях
[3, 5, 8]. Символдрама хорошо сочетается с классическим психоанализом,
аналитической психологией К.Г. Юнга, психодрамой, гештальт-терапией, игровой
психотерапией и фармакотерапией. Метод является признанным психотерапевтическим
сообществом, как в нашей стране, так и за рубежом. Л.Хегай, индивидуальный член
IAAP, вице-президент РОАП, обучающий аналитик, супервизор и преподаватель МААП
(Московской ассоциации аналитической психологии), отмечает: «Огромным полем работы является развитие
краткосрочной психотерапии, которая благодаря идеям Юнга может получить глубину
и эффективность. В Краснодаре мы видим синтез гештальт-терапии и юнгианского
анализа. На прошлой конференции в Киеве большим успехом пользовались телесная
терапия и арт-терапия. На июньской конференции в Москве мы видели синтез
расстановок Хеллингера и психоанализа, а также юнгианскую психодраму. В конце
90-х мы стимулировали приход в Россию процессуально-ориентированной терапии
А.Минделла. Исторически тесная связь у юнгианства с символодрамой. Юнгианский
аналитик Джун Сингер работала в Институте С.Грофа и много сделала для
трансперсональной психологии, которая концептуально практически совпадает с
юнгианством. Все эти направления могут сосуществовать в юнгианской семье и
поддерживаются МААП».
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические аспекты изучения символдрамы. 1.1. Особенности теории К.Г. Юнга К.Г. Юнг первый в истории психоанализа отказался от
использования кушетки, предпочитая равную ситуацию “лицом к лицу”. К.Г.Юнг
считал процедуру анализа близкой к обычным человеческим отношениям. «Юнг считал, что аналитик может выражать
себя довольно свободно на сессиях. Он не только выясняет и интерпретирует, но
может делиться собственными чувствами и эпизодами из жизни, спорить, шутить,
давать советы — в общем, вести себя как реальный человек. Иногда уместно
подержать пациента за руку или сделать что-то невербальное в этом роде, просто
выражая человеческую поддержку. Только при максимальной открытости возможен
диалог сознания и бессознательного в аналитическом пространстве… Юнг не
придавал большое значение частоте сессий и жесткости правил анализа. Известно,
что он иногда предлагал пациентам “домашние задания”. А с некоторыми пациентами
из других стран продолжал работу по переписке. Все это недопустимые вольности,
разрушающие “аналитичность” отношений с точки зрения метода Фрейда» [13,
С.248-249].
Поскольку идеи Юнга разнообразны, несистематизированы и часто
противоречивы, теория и практика аналитической психологии сильно варьируется в
зависимости от страны, института и профессиональной группы, к которым относится
ее конкретный последователь [12, С.268]. Так мои учителя супервизорской
программы из Лондона, представители школы развития, предпочитают встречаться с
пациентами в анализе 4-5 раз в неделю, объясняя подобную частоту сессий тем,
что проблема многих пациентов современного общества в том, что они не смогли
сформировать безопасную привязанность к объекту; и только подобный интенсивный
режим встреч может способствовать терапевтической регрессии в анализе и заново
сформировать позитивную привязанность к объекту. В то же время, юнгианские
аналитики представители классической школы считают подобный режим слишком
интенсивным, подобный режим может способствовать патологической регрессии,
особенно у пациентов с ранними нарушениями в развитии (из личных бесед автора с
преподавателями). Современные юнгианцы в среднем встречаются с пациентами 2 и
более раз в неделю. Что касается символдрамы, частота встреч очень варьирует, в
зависимости от предпочтений психотерапевта и возможностей пациента, это может
быть режим как 2 раза в неделю, так и реже. Многие психотерапевты, владеющие
методом символдрама, встречаются с пациентами 1 раз в неделю, а иногда и реже.
Кататимно-иммагинативная психотерапия (Katathym-imaginative
Psychotherapie в немецкоязычных странах), Guided Affective Imagery (в англоязычных странах) — это метод
глубинно-психологической или аналитически-ориентированной и
личностно-ориентированной психотерапии, основанный на использовании
воображения.
Концептуальную основу метода составляют:
· теории классического и современного
психоанализа,
· аналитическая психология К.Г. Юнга [9].
Метод разработан в ходе долгих экспериментальных исследований
известным немецким психотерапевтом профессором Ханскарлом Лёйнером в 1948-1954 г.г. [1, 2]. Известно,
что основатель символдрамы Х. Лёйнер был юнгианским психоаналитиком. Таким
образом, связь символдрамы и аналитической психологии лежит в истоках или
основании этого метода психотерапии.
В послесловии к книге Дж. Хендерсона «Психологический анализ
культурных установок» [12, С.271], написанном российскими юнгианскими
аналитиками, можно прочесть, что символдрама
Х Лейнера является методом аналитической психологии наряду с юнгианским анализом с аналитиком; работой со сновидениями; типологией;
активным воображением; работой со сказками и мифами; игрой с песком
(sand-play); процессуально-ориентированной терапией А.Минделла и
неоэриксонианским гипнозом Э.Росси. Вероятно, с этим можно отчасти
согласиться, однако при этом Кататимно-иммагинативная психотерапия является
самостоятельным методом
психодинамической терапии или краткосрочной аналитически-ориентированной
психотерапии. Существуют принципиальные отличия между юнгианским
анализом и аналитически-ориентированной психотерапией.
Психодинамическая терапия —
это терапия, основанная на теориях и принципах классического и современного
психоанализа. Психодинамическая
терапия
устраняет симптомы, предполагает работу с определенным комплексом (или
локусом), который актуален у пациента при обращении к психотерапевту[10].
Психоанализ – это
«достижение или культивирование» психологической глубины. Известный московский
юнгианский аналитик Л.Хегай пишет: «Говоря
о глубинной психологии, мы часто используем модель моря, где то, что находится
на дне, может сильно отличаться от того, что на поверхности. Там действуют свои
законы и совсем другие мощные течения определяют характер существующей там
жизни. Но именно эти скрытые слои и процессы часто имеют решающее влияние.
Анализ подобен отважной научной экспедиции, в которой ради установления истины
приходится погружаться во мрак и неизвестность» [13, С.238]. В то время
как психодинамическая терапия предполагает «работу» направленную на устранение
симптомов расстройства, с которым пришел пациент; в анализе же к симптому
совершенно иное отношение, мы учимся уважительному отношению к симптому. Мы
знаем, что симптом жизненно необходим пациенту, симптом берет на себя все
напряжение от внутреннего конфликта, и лишь за счет сформированного симптома
или благодаря симптому пациент может адаптироваться в данный момент к
сложившейся жизненной ситуации. Любой симптом и даже психоз у пациента всегда
несет важную защитную, а порой и исцеляющую функцию. К.Г.Юнг говорил, что «У психоанализа гораздо более широкий взгляд
на симптомы, чем у обычных процедур психотерапии. Все они исходят из того, что
невроз — чисто патологическое образование. До сих пор во всей неврологии никто
и не думал рассматривать невроз как попытку исцеления… Отсюда следует, что
психоанализ относится к неврозам с любопытством и ожиданием. Он всегда
воздерживается от оценки симптома и пытается понять, какие тенденции лежат в
его основе. Если бы мы могли уничтожить невроз, как, например, раковые клетки,
мы вместе с ним уничтожили бы и огромное количество полезной энергии… То,
чего требует от пациента психоанализ, в некотором смысле противоположно тому,
что пациент всегда делал прежде. Раньше он был похож на человека, который
случайно упал в воду и тонет; психоанализ же ожидает, что он будет подобен
ныряльщику. Он свалился в воду именно в этом месте, и это не случайно. Здесь
кроются затонувшие сокровища, и только ныряльщик может их достать… То, что
прежде было его навязчивостью, обретает смысл и цель, становится работой… В
этом основной принцип всей психоаналитической терапии» [19]. Основной
целью анализа является процесс
индивидуации (одно из центральных понятий юнгианского анализа) – это
достижение целостности. «Индивидуация
– это выражение тех биологических процессов, простых или сложных, посредством
которых каждое живое существо становится тем, чем ему с самого начала было
предопределено стать…, и далее К.Г.Юнг отмечает — Это не терапия. Разве это
терапия, когда кошка становится кошкой? Это естественный процесс… Это то, что
заставляет дерево стать деревом; если вмешиваться, то дерево зачахнет и не
сможет функционировать как дерево, а если предоставить его самому себе, оно
вырастет и станет деревом. Это и есть индивидуация» [18].
Клинически работающие аналитики чётко различают друг от друга
анализ и психотерапию в
зависимости от:
· интенсивности и
частоты встреч с пациентом, а также
· общей
длительности терапевтического процесса.
· Кроме того необходимо реально оценивать запрос и мотивации пациента;
· психические
способности и границы пациента.
Например, если обратилась пациентка, которая может позволить
себе в силу ряда причин лишь краткосрочную психотерапевтическую работу (4-6
месяцев), то, безусловно, мы будем предполагать психодинамическую терапию с
данной пациенткой: краткосрочную и очень интенсивную работу на ближайшие месяцы
(при условии достаточно высокого уровня психического функционирования
пациентки). И наоборот, можно привести пример пациентки, которая обратилась ко
мне за помощью много лет назад, изначально это была психотерапия по методу
символдрама, которая по истечении некоторого времени плавно перешла в
юнгианский анализ, и на сегодняшний день пациентка уже 12 год в анализе. Всем
известно, что анализ это очень длительная процедура; многие известные аналитики
работают с пациентами многие годы, иногда по 20 и более лет.
Таким образом, психодинамическая терапия соответственно
предполагает видоизменённый сеттинг (аналитическую рамку): частоту сессий,
продолжительность терапевтического процесса, использование аналитической
кушетки или кресла, оплата, особые договорённости (опоздания, отпуск, принятие
важных решений, окончание анализа).
Важно помнить, что не все пациенты способны удержаться в
аналитическом процессе, для некоторых пациентов в силу их личностных
особенностей и жизненных перипетий даже сама аналитическая рамка может
восприниматься как слишком жесткая, травмирующая и даже садистическая. Зинкин
пишет о трех необходимых условиях
анализа (цит. по [13,C. 252]):
1. Довольно сохранные
границы. Пациент должен различать “я” и “ты”, осознавать обоих участников
аналитического процесса как отдельных людей.
2. Способность
принимать анализ как условную ситуацию. Анализ подобен театральной
драме, в которой актеры и публика, знают, что события реально не происходят,
или подобен детской игре. Эта условность позволяет пациенту получить опыт
безопасного выражения сильных чувств в аналитическом пространстве, учиться
ассимилировать их энергию. Аналитик в свою очередь может делать интерпретации,
что пациент видит себя “таким и таким”, зная, что в действительности пациент не
“такой”. Анализ, как и любая игра, является символическим актом, разводящим и
снова сводящим реальное и воображаемое. Он является организованным ритуалом,
поддерживающим и сохраняющим живыми переживания пациента, что позволяет ему
учиться совмещать эти два измерения жизни.
3. Искусство быть
пациентом состоит в способности добровольно передавать части себя
аналитику, особенно те части, которые включены в оценивание, организацию,
сравнение и различение. Часто только делегировав кому-то функции контроля,
человек может позволить себе быть таким, каков он есть…Важно, чтобы это
делалось без потери границ личности. То есть пациент должен уметь взять назад
эти свои функции — они временно переданы аналитику, но не утрачены. Если
пациент не способен быть пациентом, то аналогично он не позволит аналитику быть
аналитиком.
Практически все мотивы символдрамы направлены на
взаимодействие пациента с архетипическими
образами и архетипическими переживаниями. К. Г. Юнг понимал под
архетипом врожденный стереотип человеческого поведения. «Для Юнга архетипы — и как инстинкты, и как таковые — даются нам вместе
с генетическим материалом и являются врожденными…Самые недавние исследования
биологических оснований человеческого поведения, похоже, подтверждают взгляды
Юнга о том, что мы получаем по наследству большое количество ментальных и
поведенческих схем, которые считались продуктом обучения и воспитания, а не
природы» [7, С. 244].
Согласно современным концепциям постюнгианцев, например,
согласно теории Дж. Нокс (Knox), архетип можно понимать в четырех аспектах [17]
(4 разных способа понимания архетипа):
1. во-первых, как биологическую единицу, информацию,
закрепленную на генетическом уровне и содержащую в себе «набор инструкций» как
для психики, так и для тела (некие биологические структуры, заложенные в
генах).
2. Во-вторых, архетипы можно понимать как организованные
психические схемы абстрактной природы, без символического или
репрезентационного содержания, недоступные для непосредственного восприятия
(это некие ментальные схемы без наполнения абстрактной природы).
3. В-третьих, архетип может рассматриваться как ядерный
смысл, обладающий репрезентационным содержанием и дающий основное символическое
значение нашему опыту (архетипично именно переживание).
4. И наконец, архетип можно понимать как метафизическую
величину, вечную и независимую от тела.
Проблема в том, что архетип можно понимать столь многими
разными способами: как структуру и как процесс, как верование, символ, образ,
центральную фигуру комплекса или религиозной концессии и многое другое [17].
Собственное определение архетипа Дж. Нокс следует из второй
ее модели, рассматривающей мозг как организм, которому свойственна
самоорганизация, саморегуляция и самокорректировка в рамках своей среды. Самая
примитивная форма психической самоорганизации – это формирование схем образов, концептуальных
организаций, подобных пространственным структурам мозга. Эти самые ранние
репрезентационные схемы — не врожденные, они появляются в результате научения
на самом базисном уровне [17]. Согласно концепции Дж.Нокс, этим схемам
обучаются, может показаться, что это врожденная структура, но это не
врожденная, это повторяющиеся достижения в процессе развития, это некий
потенциал, который позволяет развиваться. Универсальные архетипы — это продукт
формирования в процессе рождения, развития и социализации. Есть здоровые
паттерны развития и их можно активизировать в процессе психотерапии. Таким
образом, Дж. Нокс пишет о конструировании самости.
Самость — наиболее важный из всех архетипов. «Самость играет главную роль в объединении
по-видимости непримиримых противоречий, и поэтому она лучше всего приспособлена
для компенсации современной расщепленности сознания. У нее особенно важная роль
среди всех других архетипов – она регулирует и упорядочивает хаотические
состояния, наделяя личность максимально возможным единством и целостностью»
[20]. Юнг использует «целостность», как термин, эквивалентный самости.
Целостность свершается, в сущности, тогда, когда Самость реализована в сознании
[7, C. 170-171].