Курсовая теория на тему Католическая церковь во Второй Мировой войне.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.2.
Позиция папства по отношению к тоталитарным режимам в Европе.
Глава 2. Католическая церковь в годы Второй мировой войны.
2.2. Результаты деятельности католической церкви в 1939-45 гг.
Глава 3. Методика преподавания всемирной истории в 11-ом
классе.
3.1. Педагогические особенности преподавания истории для
подростков в школе.
3.2. Проведение
урока на тему: «История Церкви в годы Второй мировой войны. Позиция
католической церкви в это время: как на стороне союзников, так и в стане врага
(стран «Оси»).
Введение:
Актуальность темы
исследования определяется неоднозначными и сложными общественно-политическими
процессами в сфере духовной, социо-культурной жизни во время Второй Мировой войны. Приход нацистов
во главе с Гитлером к власти в Германии (в январе 1933 года), означал
подготовку к войне против Европы и далее против СССР, с целью передела карты
мира. Ранее, фашизм зародился в Италии (в 20-ые гг.), и католическая церковь
обслуживала его интересы. Католическая церковь как государство имела центром
Ватикан – в Риме. Папа Пий XII (Пачелли)
тогда руководил католической церковью (c 1939 по 1958 гг.). Исторически
получилось так, что Ватикан находился в Риме, на территории Италии, где уже
бушевал фашизм в лице Муссолини и его клики. Папа предвидел угрозы и опасности
войны. Гитлер играл на опережение,
стремясь привлечь на свою сторону католиков, и для этого он подписал соглашение
с будущим Папой. Будущий Папа увидел
в Германии ростки фашизма и нацизма. И, надо отдать ему должное, он правильно
понял суть гитлеризма! Часть немецких католиков подписала акт
предоставления чрезвычайных полномочий власти Гитлера (в
1933 году). В 1939 г. Пий XII выступил с предложением посредничества на
переговорах между европейскими державами, находящимися на грани войны. Папа
попытался заставить Польшу поддержать присоединение Данцига к фашистской
Германии, поскольку здесь обитали Фольксдойч. Именно здесь развернулись
первичные события в сентябре1939-го. Гарнизон Гданська держался мужественно. А
далее развернулся германский террор против поляков и евреев. За 3 дня до начала
войны, 24.08.1939 Пий XII по радио предупредил об опасности войны. В ходе войны
католическая церковь, в первую очередь, пострадала в Польше. Уничтожались
храмы, монастыри, священники (более 2 000 — высших). В силу сложившихся
обстоятельств, католическая церковь в Европе была вынуждена стать на сторону
Гитлера и Муссолини. А это – северная Европа и Европа от Атлантики до Адриатики
и Чёрного моря. В стороне от этих событий остались слабые государства с
православием: на Балканах. В СССР крепчал политический террор. Страдала
Церковь. Католики в Прибалтике и в западных регионах СССР стали на сторону
Германии. Протестанты в Европе заняли антифашистскую позицию. Они принимали
участие в Сопротивлении. Католическая церковь приняла участие в сепаратных
переговорах нацистов и США и Великобритании. Очень важный момент – Церковь
хотела прекратить войну и, одновременно, ослабить влияние марксизма-ленинизма!
Католическая церковь всячески поддерживала евреев и цыган – против Гитлера и
Муссолини. Для нас эти события интересны тем, чтобы показать как верующие люди
оказали сопротивление силам зла в 1939-45 гг. Это были католики и католические
протестанты в Европе, которые не щадили своих жизней ради спасения мира от
коричневой чумы. Государство Израиль должно быть благодарно, в целом,
христианам, за оказание помощи в спасении евреев в годы Холокоста. Советские
люди – в Прибалтике, Белоруссии, Украине оказывали посильную помощь бедным
евреям. Отдельный рассказ о позиции католической Церкви на Украине в 1939-44
гг. Руководители этой церкви пошли на сговор с нацистами. Можно сделать вывод о
том, что эта страница всемирной истории показывает величие Церкви –
христианской, и описывает героический вклад этих людей в общую победу над
фашизмом. С другой стороны, участие папства в этих позициях, показывает
истинное лицо католицизма, оказавшегося между молотом и наковальней – между
тоталитарными режимами. Политика государства Ватикан была направлена против
коммунизма как политической доктрины! Гитлер и Муссолини, рассчитывали на его
поддержку в целях борьбы с Интернационалом!
Методика преподавания
всемирной истории в средней школе предполагает, прежде всего, обращение к
общечеловеческим ценностям. Необходимо показать подросткам, что зло в виде
коричневой чумы было коллективно уничтожено усилиями советского народа и
народов Западной Европы. Обращение к Вере и в, целом, к духовной жизни,
предполагает мотивацию для возможного самопожертвования в условиях угроз: со
стороны воен, революций, стихийных бедствий во имя выживания человечества. Ученики
должны понимать специфику деятельности Церкви в условиях войн и революций. Во
время Сталинградской битвы И. Сталин обратился к Церкви с призывом воодушевить
паству на свершение подвигов во имя жизни Родины. В Европе католики вели себя
неоднозначно. Одни стали на сторону нацизма и фашизма, а другие боролись с ним
в рядах Сопротивления. В жизни человека всегда есть выбор. И только сильные
духовные устои помогают ему выстоять в самых сложных ситуациях.
Состояние разработки
проблемы:
1. Труды Церкви,
относящиеся к этому периоду.
2. Научные труды
историков России и Запада.
2.1. 07.00.02
Отечественная история; 07.00.03 Всеобщая история (соответствующего периода);
2.2. 07.00.15 История международных отношений и внешней политики;2.3. 09.00.13
Философия и история религии, философская антропология, философия культуры; 2.4.
10.01.03 Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы);2.6. 24.00.01 Теория и история культуры;2.7. 26.00.01 Теология [1]
Цель работы:
Объяснить учащимся с
общечеловеческих позиций роль и место католической церкви в 30-ые годы и во
Второй мировой войне. Составить техкарту урока на тему: «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ
ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ».
Объект:
Деятельность
католической церкви в 30-ые-40-ые годы.
Предмет:
Суть позиционирования
католической церкви по отношению к тоталитарным режимам в Европе в 30-ые-40-ые
годы. Проведение урока на тему: «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ».
Задачи работы:
1. Описать процесс
деятельности католической церкви в 30-ые-40-ые годы в Европе.
2. Показать позицию
католической церкви в аспекте репрессий нацистов-фашистов против евреев,
католиков, примкнувшим к Сопротивлению – в Польше, Франции, других странах
Европы.
3. Показать позицию
СССР в отношении католической церкви в это время.
4. Составить техкарту
урока на тему: «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ».
[1]Приказ Минобрнауки России
от 23 октября 2017 г. № 1027 «Об утверждении номенклатуры научных
специальностей, по которым присуждаются ученые степени»; Приказ Минобрнауки России
от 23 марта 2018 г. № 209 «О внесении изменений в номенклатуру научных
специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденную приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 октября 2017 г. №
1027».
Заключение:
В 20-30—ые годы
католическая церковь искала пути приспособления к существованию в условиях
тоталитарных режимов в Европе. Государство Ватикан начало свою историю в 1929
году как компромисс с режимом Б. Муссолини. Деятельность Пия XII в Германии
была направлена на снижение напряжённости в обществе вследствие активной деятельности
нацистов во главе с А. Гитлером. Вместе с тем, Папа вёл переговоры с
правительством США, предупреждая о грядущей угрозе со стороны нацистской
Германии. В Европе папа обращался к пастве с целью умиротворения. С другой
стороны, Папа поддерживал Гитлера в смысле его устремлений на Восток – против
страны победившего социализма с его коммунистической идеологией.
Во время войны
Ватикан выступал за сговор Германии с победившими державами для образования
антисоветского фронта. Вместе с тем, Пий XII выразил одобрение Католическому
сопротивлению, осудил развязывание войны и гонения на Церковь.
Ватикан в годы Второй
Мировой войны под руководством папы Пия XII проводил политику нейтралитета.
Несмотря на то, что с 1943 года город Рим был оккупирован Германией, а с 1944
года — союзными войсками, Ватикан оставался свободным государством. В течение
всей войны Ватикан организовывал обширную гуманитарную помощь людям. В годы
войны папа призывал людей к любви, милосердию и состраданиям против «потопа
раздора», одобрил движение сопротивления. Пий писал о гонимой Церкви, выступал
против вторжения в Польшу и убийства мирных жителей.
Проведение урока на
тему: «История Церкви в годы Второй мировой войны. Позиция католической церкви
в это время: как на стороне союзников, так и в стане врага (стран «Оси»)»
позволит понять и смысл деятельности католической церкви в годы Второй Мировой
войны.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Католическая церковь в 20-30-гг. XX-ого века. Роль папства в процессе
«умиротворения» в 30-ые гг.
1.1. Основные проблемы католической церкви в
XX веке. Период с Вашингтонско-Версальской (1918-21гг.) системы до начала Второй
мировой войны. Католики в Европе – от Португалии до Украины и Прибалтики. От
Великобритании до Средиземного моря и Ближнего Востока.
XX веке. Период с Вашингтонско-Версальской (1918-21гг.) системы до начала Второй
мировой войны. Католики в Европе – от Португалии до Украины и Прибалтики. От
Великобритании до Средиземного моря и Ближнего Востока.
В наши дни католическая
церковь насчитывает 1,3 000 000 000 верующих[1].[2].
Тоталитарные режимы
Европы, в Германии и Италии, были менее анти католически настроены, нежели
либеральные – в 30-ые годы XX века. В вопросе борьбы с коммунизмом, являвшим
угрозу для Церкви, они (тоталитарные режимы в Германии и Италии), стали её
поддержкой [3].
Либеральные же
режимы, особенно в Центральной и Северной Европе, противопоставили Папской
церкви свои демократические институты, считая, что она заодно с этими режимами.
Мир катился к войне и этот вопрос – как отношение католичества к большевизму
(левому социализму) и анти большевизму, встал на повестку дня. Кроме того, III-ий Интернационал занял чёткую антикатолическую позицию.
Католики в Европе раскололись, — западные и южные, стали на сторону фашистских
режимов; а центральные и северные – на сторону либерально-демократических.
Католическая церковь
в Прибалтике полностью зависела от ситуации в Германии.
Католики на Украине и
в Белоруссии преследовались, и в 1939 году (украинские), перешли на сторону
Германии – как противовес социалистическим идеям и методам большевизма –
политические репрессии и т.д.
А в 1941 году
благославили режим Гитлера. Украинские католики поддерживали возрождение
Украинской народной республики (образца 1919 года) [4].
Конкордат Ватикана с
Германией был направлен, в основном, на борьбу с немецкими коммунистами (Эрнст
Тельман (1886-44)). С 1924 года Эрнст Тельман — председатель ЦК компартии
Германии. В 1925 году избран депутатом рейхстага (состоял им до 1933 года). С
1926 года ЦК КПГ размещался в Доме Карла Либкнехта. Тельман также руководил
боевым крылом КПГ — организацией Рот Фронт. После поджога Рейхстага в ночь с 27
на 28 февраля 1933 года в Германии начались аресты коммунистов. 3 марта 1933
года Тельман был арестован и содержался по приказу Гитлера в одиночном
заключении. Суда над Тельманом не было (после провала суда над Георгием
Димитровым нацисты избегали публичных процессов над политическими противниками)
[5].
Будущий Папа – Пий XII
— Пачелли, вместе с тем, видел в нацизме угрозу миру. Он хотел настроить
католиков 3-ёх германских областей против будущего фюрера.
[1] Пушкарская Е. «Церковь не
боится истории» // Огонек. — 2020. — № 10 (5602). — С. 22.; Cornwell J. Hitler’s Pope:
The Secret History of Pius XII. — Penguin, 2000. — 464 p.;Leonardo Ciampa. Pope Pius
XII: A Dialogue. AuthorHouse, 2007.
[2]Inter sanctam sedem et
Italiae regnum conventiones initae die 11 Februaries 1929. [Электронный
ресурс]: URL: http:// www.vatican.va/roman_curia/secretariat_state/archivio/documents/rc_seg-st_19290211_patti-lateranensi_it.html. Tutte le encicliche e i
principali documenti pontifici emanati dal 1740: Pio XI (1922-1939). Libreria
editrice vaticana, 1993. p. 341.
[3] ПапаПий XI Divini
Redemptoris. Полный текст энциклики на русском языке; Григулевич И. Р. Папство
после Пия IX (Вместо послесловия). В кн.: Лозинский С. Г. История папства. —
М.: Политиздат, 1986.- 382 с.; War and Religion: Catholics in the Churches of Occupied
Paris, by VESNA DRAPAC (Washington, D.C., 1998; Г. Димитров. В борьбе за единый
фронт против фашизма и войны. Цит. по изд. Григулевич И. Р. Папство. Век XX. —
М.: Политиздат, 1978.
[4] Мирослава Бердник. Пешки в
чужой игре. Тайная история украинского национализма. Litres, 2015.
8. Армстронг, Джон.
Украинский национализм: факты и расследования / Пер. с англ. П. В. Бехтина. —
Москва: Центрполиграф, 2008; Сборник
документов и материалов о сотрудничестве украинских националистов со
спецслужбами фашистской Германии. Изд. 2-е, доп. и испр. — Киев: Совет
Организации ветеранов Украины, Центр по защите правды истории Великой
Отечественной войны, 2004; ЦГИАЛ.
Ф. Библ. инв. № 7954. Цит. по: Митрополит Андрей Шептицький: Життя i
Діяльність: Церква i суспільне питання: Документи i матеріали, 1899—1944. Т. 2.
Кн. 1. Львів, 1998. С. 384—389.
[5] Бредель В. Эрнст Тельман:
Политическая биография / С предисл. В. Пика и речью, посвящ. памяти Эрнста
Тельмана, произнесённой В. Ульбрихтом 18 августа 1949 года. Пер. с нем. М. О.
Чечановского. — М.: Иностранная литература, 1952. — 208 с.; Азаров В. Б. Товарищ
Тельман: Поэма. — Л.: Советский писатель, 1956. — 99 с.; Кульбакин В. Д. Эрнст
Тельман. — М.: Госполитиздат, 1961. — 79 с.; Германии бессмертный сын:
Воспоминания об Эрнсте Тельмане / Пер. с нем. — М.: Иностранная литература,
1963. — 464 с.; Тельман
Э. Боевые речи и статьи. — М.: Московский рабочий, 1935; Парнов Е. И. Избранные
произведения: в 2-х т. Т. 2: Секретный узник (Повесть об Эрнсте Тельмане);
Проснись в Фамагусте (Повесть). — М.: Советская Россия, 1989. — 512 с.