Современный русский язык Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Категория рода имён существительных в современном русском языке

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4
Глава 1. Особенности формирования лингвистических категорий 6
1.1. Имя существительное в системе частей речи 6
1.2. Формирование понятия об имени существительном 8
Глава 2. Категория рода имен существительных 12
2.1. Род как грамматическая категория 12
2.2. Род склоняемых и несклоняемых существительных 16
Заключение 27
Список использованных источников 29

  

Введение:

 

Актуальность работы. Русский язык занимает первое место в системе учебных дисциплин, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ведь именно на уроках русского языка учащиеся приобретают нужные умения и навыки, при помощи которых они овладевают знаниями по другим предметам. Этим объясняется первостепенность и необходимость изучения русского языка. Раздел программы по грамматике и правописанию, посвященный изучению частей речи, объемный. Это говорит об огромном значении, которое придается изучению частей речи. А так как части речи – самые общие разряды слов, то их изучение имеет большое развивающее значение: их изучение способствует формированию грамматических обобщений и развитию абстрактного мышления. Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что? и называет предметы – это имена существительные.
Имена существительные объединяют в своем разряде слова, которые имеют общее значение предметности (понятие предметности шире понятия предмет). Предмет предполагает нечто конкретное, а предметность включает и абстрактные существительные. Обладает грамматическими категориями одушевленности и неодушевленности, собственности и нарицательности, рода, числа и падежа. В предложении существительные чаще всего выполняют функцию подлежащего или дополнения, но могут выполнять функцию любого члена предложения.
Лингвистическую основу работы над понятием частей речи составляют основные грамматические признаки каждой из трех важнейших частей речи, изучаемых в начальной школе. Как известно, части речи выделяются на основе семантических, морфологических и синтаксических признаков. Методисты выделяют категории, наиболее необходимые для изучения и создания основы для дальнейшего сознательного изучения, правописания и использования частей речи. Для имени существительного это род, число, падеж, склонение.
Степень разработанности темы исследования. Теоретические и практические основы научного исследования проблемы, выбранной нами темы, были заложены в трудах Аксакова К.С., Виноградова В.В., Дегтярева В.И., ЛьвоваМ.Р., Милославского И.Г., Павского Г. П., Пешковского А.М., Шанского Н.М., Шведовой Н. Ю., Щербы Л.В. и многих др.
Объект исследования – имя существительное как лексико-грамматический разряд слов в современном русском языке.
Предмет исследования – категория рода имен существительных.
Цель исследования – изучить основные аспекты категорий рода имен существительных в современном русском языке.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. рассмотреть имя существительное в системе частей речи;
2.определить предпосылки формирования понятия об имени существительном;
3. проанализировать род как грамматическую категорию;
4. изучить род склоняемых и несклоняемых существительных.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, описательный метод.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных исследователей: Виноградов, В. В. «Русский язык (грамматическое учение о слове)», Милославский И.Г. «Морфологические категории современного русского языка», Пешковский, А.М. «Русский синтаксис в научном освещении», Павский Г. П. «Филологические наблюдения над составом русского языка»
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать вывод, что русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.
Имя существительное как часть речи занимает весомое место в лингвистической системе, потому что обозначает предмет, а почти любое высказывание содержит информацию о предмете или об объекте какого-либо действия. М. Р. Львов отмечает, что система работы над темой «Имя существительное» (как и над другой грамматической темой) представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи .
Распределение существительных по родам в русском языке с точки зрения семантики оно базируется смысловым противопоставлением по полу. Ограниченность воздействия семантических признаков очевидна.
1) Выделяются имена существительные мужского и женского родов. Живые создания мужского пола причисляются к мужскому роду – отец, орел, дедушка, король. Женский род обозначает живые создания женского пола: старушка, королева, сестра, барышня.
2) Семантические показатели существенных категории мужского и женского класса представляют одушевленные имена существительные.
3) Семантика мужского и женского родов сохраняется лишь при характеристике названий животных и птиц по половым различиям не всегда совпадают с делением неодушевленных имен существительных на существительные женского и мужского рода.
В некоторых случаях есть последующие формы для обозначения пола: козел — коза, волк — волчица, олень – олениха.
Бывает, что даже если к паре, соединяющей имена существительные женского и мужского рода, есть слово, идущее как общее наименование: (гусак) гусь – гусыня.
Большая часть существительных русского языка, означающих животных, рыб, птиц, независимо от пола относятся либо только к мужскому, либо только к женскому роду (слон, страус).
4) Семантически необъяснимо отнесение имен существительных, означающих невзрослое существо русского языка, к мужскому роду независимо от пола – ребенок, котенок, зайчонок. (Мужской род оформляется здесь морфологически и синтаксически).
В русском языке ребенок относится существительному мужского рода.
Итак, категория рода имен существительных русского языка, обнаруживает себя не в различных грамматических формах одного и того же слова, а в соотношении различных разрядов слов со всей системой их форм.
Это категория чистой «языковой техники», поскольку распределение существительных по соответствующим родовым разрядам, кроме наименований лиц и живых существ, не имеет прямого обоснования в их лексической семантике и, с точки зрения современного языкового сознания, кажется произвольным. Однако оно строго определенно.
Каждое существительное (за исключением тех, которые лишены форм единственного числа) характеризуется в русском языке обязательной принадлежностью к одному из трех родов: мужскому, женскому или среднему.

 

Фрагмент текста работы:

 

Место существительных среди частей речи определяется уже тем, что они являются «грамматическим стержнем имен». По замечанию немецкого ученного И. Поса, «форма имени существительного предназначена для сбережения духовного материала при помощи языка» . Эта группа лексем является основной в языке, поскольку она дает возможность мыслить предметно, т. е. существует в виде реальных веществ, предметов и т. д., но и отвлеченные понятия, без которых были бы немыслимы наука, техника, культура.
Все грамматики, и не только грамматики русского языка, подтверждают слова У. Чейфа о том, что «весь понятийный мир человека изначально разделен на две главные сферы. Одна из них, сфера глагола, охватывает состояния (положения, качества) и события; другая, сфера существительного, охватывает «предметы» (как физические объекты, так и овеществленные абстракции)» .
Как одна из двух основных в лексико-грамматическом отношении групп слов, имя существительное находится в сложном взаимодействии со всеми другими классами слов. И в самом сложном, пожалуй, – с глаголом. По свидетельству Г.П. Павского, около половины всех корневых элементов русского языка – это основы имен существительных, поэтому нет ничего удивительного в том, что огромное количество глаголов также образовано от имен существительных . Но существительные и однокорневые глаголы отличаются друг от друга, и не только грамматически, но и выражаемыми в них общими значениями.
Имя существительное говорит о представлении, об известном состоянии, об образе, о явлении. Говоря о них, имя существительное только образно или формально определяет эти представления, не пытаясь намекать на активность, на действия, поэтому преимущество глагола с точки зрения фразообразующей роли, несомненно.
Хотя, конечно, глагол – не единственное средство, с помощью которого формируется предложение: известны безглагольные предложения, состоящие из сочетания существительного с другими, неглагольными словоформами, или даже состоящие из одного существительного (Мой брат хороший инженер: Зима: Стужа: Метель), правда, обычно без определенного «намека на активность, на действие» (но: Скальпель! В дорогу! На штурм!). В конечном счете здесь можно говорить о преимущественном употреблении в этой функции (предикативной) глаголов, об их предпочтительности в этой роли, но не об их исключительности как элементов, формирующих предложение и являющихся его центром.
Другое дело – место, роль и взаимодействие существительных и глаголов в тех предложениях, в которых они присутствуют оба: Отец работает на заводе: Мне купили магнитофон и т. п. Значение «события», «действия», лежащее в основе предикативности, передается глагольным словом, существительное «локализует» или персонифицирует его. С точки зрения «коммуникативной ценности» преимущество глагола очевидно. В то же время без существительных эти предложения вне конституции тоже малоинформативные.
В связи с этим, видимо, следует говорить о взаимообусловленности имени и глагола в коммуникативно-смысловом отношении, подчеркивая при этом, что основным элементом при этом является глагол.
С точки зрения синтаксической связи структуре словосочетания и предложения существительное не является однозначно зависимым или, наоборот, доминирующим словом.
В структуре словосочетания существительное, сочетающееся с глаголом, занимает всегда зависимое положение (Купить что? книгу; проходить мимо чего? магазина), однако в предложении существительное, подлежащее координируется с глаголом, то есть фактически равно ему, с точки зрения одних исследователей, или даже подчиняет себе глагол, заставляет его согласовывать с собой формы числа, рода (Офицер написал рапорт. – Офицеры написали рапорты. – Офицер Строева написала рапорт), – с точки зрения других, на которой основано представление школьной грамматики о «согласовании сказуемого с подлежащим.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы