Курсовая теория на тему Картина И.Е.Репина «Негритянка»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение 2
Глава 1. Картина «Негритянка» как новый этап в портретном творчестве И. Е. Репина 8
Глава 2. Художественные особенности картины И. Репина «Негритянка» 16
Заключение 20
Литература 22
Введение:
И. Репин внес значительный вклад в историю русской культуры. Он принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины XIX в. Вместе с тем великий художник не только был жанристом, но с равным блеском работал в области портрета и исторической живописи. Современников поражало его удивительное живописное мастерство. Его творчество олицетворяет собой высшие достижения живописи передвижников, стремившихся сделать искусство понятным и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни.
Репин признавался, что не может заниматься непосредственным творчеством, делая из своих картин ковры. Всеми своими силами он стремился олицетворить идеи в правде, его слишком волновала, окружающая жизнь, которая сама просилась на холст.
Творчество Репина отличалось величайшим реализмом. Окружающие часто выслушивали от него жалобы на бедность фантазии. Однако по складу характера своего дарования он просто не мог писать по воображению, не умел увлекаться придуманным. Творческое горение в нем возбуждали только многокрасочная жизнь, яркие события и человеческие характеры.
Несмотря на привязанность к зримой красоте материального мира Репин был ярым противником непосредственного творчества. Ему было свойственно глубокое проникновение в существо предметов и явлений. Он выступал за искусство, «просвещенное светом разума».
Будучи художником-демократом, Репин и требовал от искусства беззаветного служения интересам народа, считая мужика судьей своего творчества. Все это позволило художнику создать на глубоко реалистичной основе искусство высокого стиля, отвечающее на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени.
Актуальность работы. Курсовая работа посвящена анализу произведения «Негритянка». К сожалению, часто бывает, что многие картины великих живописцев остаются в тени всемирно известных шедевров. Критики и искусствоведы обращают внимание лишь на «известные» работы мастеров, обходя вниманием другие картины. В сотнях статей, монографий, книг до мельчайших подробностей исследуется какая-то определенная часть работ художников, остальное же, выходит, не так важно.
При изучении творчества Ильи Ефимовича Репина приходится сталкиваться с такой проблемой. Достаточно много внимания уделено широко известным картинам «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Не ждали», «Бурлаки на Волге», портретам Л. Толстого, М. П. Мусоргского, П. А. Стрепетовой, родных.
К числу таких произведений в творчестве Ильи Репина в большой степени относятся те, что были написаны во время заграничного пенсионерства по странам Европы: «Негритянка», «Продавец новостей в Париже», «Садко в подводном царстве». В его «парижских» работах проявляется новая «вольная» манера письма, чувствуются поиски чего-то нового. Эти работы прокладывают тропу к зрелому «шедевральному» творчеству Репина, именно поэтому им стоит уделить особое внимание.
Достижения Репина в области портрета достойно оценили: Н. М. Щекотов , Л. С. Зингер , И. Э. Грабарь , О. А. Лясковская , А. А. Федоров-Давыдов , Д. Яворницкий, А. Еркевич, В. Веревкина, Н. Декотов, Б. Асафьев, Г. Недошивин , В. Ванслов, В. Леняин. Конкретнее они будут рассмотрены в первой главе нашей работы.
Творчество Репина как портретиста неоправданно мало привлекала внимание критиков и искусствоведов. Самым интересным и глубоким опытом изучения этой стороны творчества художника, можно считать работу Н. М. Щекотова , который выступил со своим докладом в Государственной Третьяковской галереей. Исследователь Л. С. Зингер в своих работах «Гражданский подвиг портретиста. Страничка из творческой биографии И. Е. Репина» , сделал целый ряд интересных наблюдений и содержательных обобщений относительно поры расцвета портретного мастерства Репина.
По заслугам оценили достижения Репина в области портрета историки русского искусства И. Э. Грабарь , О. А. Лясковская , А. А. Федоров-Давыдов . Все они смогли донести тот факт, что наряду с живописными картинами и полотнами на историческую тематику, в потрете Репин достиг наивысших результатов.
Обращаясь к литературе о Репине, можно заметить, что у подлинно научного, фундаментального изучения репинского наследия стоит крупный ученый-искусствовед И. Э. Грабарь . В исследовании портретной живописи Репина, именно его выдающаяся монография стала отправной точкой в исследовании портретной живописи художника. Не полный взгляд Грабаря на творчество художника, узость охвата данной проблемы, подтверждает те трудности, с которыми пришлось столкнуться автору в ходе работы над монографией. Однако, несмотря на неразрешенность всей проблемы Грабарь, как исследователь репинского творчества смог впервые проследить закономерности сложения портретного стиля Репина и наметить дальнейшие перспективы в изучении самых сложных вопросов его творчества. Впоследствии вышел двухтомник «Художественное наследство», что стало весомым событием в дальнейшем изучении творчества художника. При несомненном богатстве фактического материала, основанном на внимательном изучении памятников, прослеживается некоторая оторванность от общей эволюции художника. Наиболее ценным материалом этого труда являются воспоминания близких художника, его друзей и учеников.
Заключение:
Итак, нами рассмотрено творчество И. Репина в ракурсе его портретной живописи, а точнее – его работа, которая некоторым образом отличается от остальных, созданных художником образов – портрет негритянской девушки.
Для наиболее полного понимания темы, нами исследован общий подход художника к изображению портретов. А их у него великое множество, и все неподражаемы.
Девятнадцатый век был столетием, оценившим до конца деятельную силу человеческой индивидуальности. Репин, конечно, был далек от глубокого философского понимания активности человека, способного творчески вторгаться в мир и преобразовывать его.
Великая сила репинского искусства проявилась в умении с удивительной глубиной ощутить и раскрыть творческое, деятельное, активное начало в человеке. Именно эта неутолимая страстность, «святое беспокойство» человека составляет высшую поэзию портретов Репина. Эта поэзия, получившая дальнейшее развитие в искусстве Серова, дорога и близка нам, советским людям, идеал которых – в творческой переделке мира. Понятно поэтому, что неукротимый дух борьбы, полнота выражения жизненных сил, вызывающая законную гордость за человека, – это живое и драгоценное наследие, перед которым никогда не иссякнет наше восхищение .
Новая эпоха повелительно требовала нового отношения искусства к действительности. В области сюжетной картины выдвигается на первый план непосредственное изображение окружающей общественной и частной жизни со всеми ее заботами и конфликтами. В области изображения человеческой личности, в частности в портрете, встает задача дать глубокий анализ напряженных противоречий душевного строя, размышлений и рефлексий человека XIX столетия, сложного мира борьбы, исканий, тревог, крушений и надежд. В образе необходимо было найти самую будничную непосредственность и вместе с тем неразрывную связь с окружающим миром. Это новое понимание человеческой личности впервые зазвучало в круге романтического искусства: у Гойи, Жерико, Делакруа, Михаловского, Брюллова. Но только во второй половине века окончательно сложилась новая концепция портрета. И Репин был одним из ее создателей.
Мы не смогли не отметить, что портреты у Репина отличаются душевностью, выразительностью образов, реалистичностью характеров портретируемых. Выразительно все: взгляд, положение тела, продуманность костюма.
То же касается и работы «Негритянка». Картина написана художником под впечатлением работ французских импрессионистов во время пребывания в Париже. Однако больше всего художника поразило творчество Мариано Фортуни. Репин отнесся к своей работе с некоторой настороженностью, о чем можно судить по строкам письма Стасову, в котором он сообщает о новой работе, но просит никому не сообщать, опасаясь, что его лишат пенсионных выплат. Простая девушка в восточном наряде, изображена на фоне богатой обстановки. Однако, драгоценности, окружающие девушку, не мешают увидеть в ней скромность и простоту. Картина достойна автора и выполнена в свойственной ему манере. Во всем блеске окружающей обстановки, ощущается душа и уважение к образу, высшее проявление чутья и такта.
Как и все работы Репина, портрет негритянки подкупает своей выразительностью, подлинностью, способностью художника отыскать в образе все стороны натуры.
Это виртуозное владение техникой и подход к портрету как к живому человеку, сделали Редина одним из крупнейших портретистов XIX века.
Творения великого художника обладает сложной полифонией звуков, тем и мелодий, однако его портреты особо выделяются на фоне других мастеров.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Картина «Негритянка» как новый этап в портретном творчестве И. Е. Репина
Творчество И. Репина стало своеобразным итогом творческих устремлений передвижников. Он обобщил усилия целого поколения выдающихся русских портретистов, выступавших под знаменем реалистического искусства. Репинский портрет вобрал и развил наилучшие традиции российского портретного искусства ХІХ в .
Причем, к портретному жанру Репин обращался на протяжении всей жизни. Он мог очень быстро, всего за несколько сеансов, создать лучшие портреты. Диапазон портретной живописи у художника громаден: портреты великих писателей, актеров, министров, родственников и целых групп людей, как в картине «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения», на которой изображен 81 человек.
Окончив Санкт-Петербуржскую императорскую Академию художеств с большой золотой медалью, Репин получил право на оплачиваемую длительную заграничную поездку. Таким образом, он с семьей отправился в Париж, будучи уже знаменитым. От него ожидали многого. Пребывал он в Париже в качестве пенсионера ИАХ.
Оказавшись вдали от дома, художник предстает перед необходимостью найти себе место среди множества уже знаменитых художников. Он посещает выставки-салоны и выставки-продажи, которые существовали в Париже задолго до того, как он там появился. На протяжении уже многих веков они были созданы с одобрения французского короля и получили свое название по квадратному салону в Лувре. Сам принцип салонного искусства и название «салонное искусство» позднее распространилось не только на всю Европу, но и на весь мир .
Таким образом, Репин смог прикоснуться к творчеству европейских художников. В это время Делакруа уже выставлялся в салонах, а картины Анри Реньо особенно потрясли его. В своих письмах и дневниках он неоднократно упоминает это имя, и такую, например, картину, как «Казнь без суда при мавританских королях Гренады».
На картине, помимо восточных одежд, великолепных мозаик, виднеющихся на заднем плане, изображенных мраморных ступеней, мотив крови, льющейся навстречу зрителям по ступеням, и отрубленной головы, которая тоже катится, словно нам навстречу. Возможно, под этим впечатлением Репин позднее создал «Ивана Грозного».
Очень громко прозвучала на парижских салонах картина Анри Реньо «Саломея», где вместо библейской героини перед нами предстает вполне современная опять же разбитная испанка или, возможно, цыганка, возможно, уличная торговка, которая, держа в руках орудия страстей, блюдо, где могла бы быть голова Иоанна Крестителя, и меч, тем не менее, выглядит именно торговкой, предлагающей свой товар, совершенно откровенно смотрящей на зрителей.
Художник также познакомился с работами импрессионистов Монэ и Манэ. Однако больше всего потрясло его творчество одного из самых даровитых представителей академического салонного искусства – Мариано Фортуни. От великого художника он просто в восхищении, считая его гением ХІХ века, который шагает гигантскими шагами, увлекая всех, а все нации бегут за ним, не опасаясь погибнуть.
Правда, с произведениями Фортуни Репин познакомился в 1873 году в Риме. После, в 1875 году, посетив его посмертную выставку в Париже, Репин был сверх меры восхищен присущими художнику «недосягаемым изяществом и чувством форм, колорита и силой света». Возможно, образ негритянки навеян именно африканскими этюдами Фортуни.
Репин, понял, что сюжеты, которые пользуются популярностью в салоне, – это сюжеты экзотические, подобно пестрому ковру или сказке, украшающие жизнь потенциального покупателя. Тогда он задумывает собственную работу по данному сюжету. Он пишет «Негритянку».
Стоит отметить, что эта картина осталась уникальным, едва ли не единственным соприкосновением Репина с миром мусульманского Востока, и поэтому было бы интересно поставить ее в контекст всего мирового искусства, которое обращалось к этой теме на протяжении многих веков. Данная тема достаточно распространена, даже необъятна по охвату и художников, и регионов. Это и Индия, и Средняя Азия, это и мавританская Испания с Альгамброй, это Северная Африка. Но Репин сумел придать своему образу особые черты.
К сожалению, об обстоятельствах создания этой картины почти ничего не известно, равно, как и том, кто был его моделью, хотя Репин достаточно много говорил о том, как возникали его картины, при каких обстоятельствах они были написаны. Именно этой картине Репин просто не придавал большого значения. Более того, он ее недооценивает. Возможно, он просто устал от пребывания за пределами Родины.
В одном из писем Стасову он сообщает, по секрету, что отправил на парижскую выставку этюд негритянки: фигура в рост, с поджатыми ножками, сидит по-восточному. И тут же просит своего друга не говорить об этом ни слова, опасаясь, что перед самым отъездом в Россию, его лишат пенсии, так что и приехать не за что будет.
На что Стасов очень удивлен, полагая, что это все, сделанное в Париже носит печаль какой-то усталости и замученности; видно, что не было настоящего интереса к работе .