Курсовая теория на тему Картели: понятие и сущность
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы понятия и сущности картелей 5
1.1. Понятие, сущность и виды картелей 5
1.2. Проблемы влияния картелей на экономическую безопасность государства 11
Глава 2. Пути совершенствования борьбы с картелями 18
2.1. Антимонопольное регулирование по борьбе с картелями 18
2.2. Перспективы правого регулирования ответственности за картели 27
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Введение:
В условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты, вступая между собой в различные правоотношения, руководствуются конституционным принципом свободы экономической деятельности. Однако данный принцип может быть нарушен в случае заключения антиконкурентного соглашения, которое подразумевает отказ хозяйствующих субъектов от конкурентной борьбы на рынке и способствует развитию несправедливой конкуренции, а в конечном итоге монополизации товарного рынка. Антиконкурентное соглашение, в том числе картель, является мощным ограничителем рыночной конкуренции, то есть «честного соревнования» хозяйствующих субъектов за наиболее полное удовлетворение потребностей общества и граждан.
Картели являются самыми опасными антиконкурентными соглашениями, так как могут причинить наиболее существенный урон как конкуренции, так и потребителям. Так, негативными последствиями картелей может явиться искусственный рост цен, сокращение то- вара на рынке, отсутствие у хозяйствующих субъектов мотивации к развитию инноваций, повышению эффективности и качества услуг или продукта, стагнация рынка и недопущение на него новых игроков. Именно поэтому борьба с картелями и другими антиконкурентными соглашениями является одним из приоритетных направлений деятельности ФАС России.
Объектом исследования в курсовой работе является система общественных отношений, складывающихся в сфере деятельности и возникновения картелей.
Предмет исследования курсовой работы – нормы права, регулирующие деятельность и возникновение картелей.
Целью курсовой работы является исследование теоретических, нормативных проблем понятие и сущности картелей.
В соответствии с целью определены следующие задачи, решение которых составляет содержание курсовой работы:
— раскрыть понятие, сущность и виды картелей;
— выявить проблемы влияния картелей на экономическую безопасность государства;
— рассмотреть антимонопольное регулирование по борьбе с картелями;
— определить перспективы правого регулирования ответственности за картели.
Методологическую основу курсовой работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ , УК РФ , федеральные законы РФ.
Теоретическая значимость темы курсовой работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в разработку основ правового регулирования деятельности и возникновения картелей.
Структурно курсовая работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к оформлению, и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы.
Российский законодательный и правоприменительный опыт сущностного отношения государства к картелям не является столь обширным, как европейский или американский. Актуальные в начале 20 века вопросы имеют значение и сегодня, и только с недавнего времени стали появляться на них ответы. Предусмотренный современным законодательством термин «картель», несмотря на то, что он, как и сто лет назад, имеет природу соглашения, в то же время, содержит жесткий запрет, что еще не воспринимается не только бизнес-сообществом, но и судами в той мере, в которой это позволило бы построить четкие основы антикартельного правоприменения, необходимость которого понимали и в начале века. Таким образом, появления правового понятия картеля не упростило задачу осознания его природы.
Картели представляют реальную угрозу национальной безопасности страны и наносят огромный ущерб бюджету, компаниям и кошелькам граждан. Причем картели подрывают основу государственного строя Российской Федерации, препятствуют реализации государственных программ, строительству инфраструктуры страны, являются факторами, ведущими к недовольству населения и социальной нестабильности.
Примечательно, что участились случаи выявления картелей с участием иностранных компаний, которые являются средством экономического давления на российские компании, потребителей и государство в целом.
На наш взгляд, необходима консолидированная позиция законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти по очищению российской экономики от картелей и отстаиванию национальных интересов Российской Федерации на международном уровне.
В связи с глобализацией экономических процессов, картели теряют местный характер и становятся интернациональными. Участники международных картелей — крупные транснациональные компании, действующие по всему миру, в том числе в ЕАЭС.
Основными задачами на 2020 год являются:
— Реализация Национального плана по развитию конкуренции;
— Расследование цифровых картелей;
— Усиление взаимодействия с правоохранительными органами.
— Поддержка реализации Национальных проектов (Указ Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).
Формирование антимонопольного законодательства и практики его использования является, и будет являться одним из самых значимых условий последующего укрепления российской экономики.
Устанавливая меры антимонопольного регулирования, государство должно определить их оптимальный объем, для того, чтобы не допустить антиконкурентных действий фирм, с одной стороны, с другой — избежать излишних ограничений хозяйственной деятельности и снижения эффективности работы предприятий. Поиск такого баланса является сложной задачей. Корректное уравновешивание частных и общественных интересов реально только при комплексном подходе к анализу отраслевых рынков.
Полагаем, что предлагаемые меры по реформированию ст. 178 УК РФ будут способствовать гармонизации законодательства в части противодействия одной из угроз национальной безопасности и «раковой опухоли» отечественной экономики – картелям.
Подводя итог необходимо отметить, что невзирая на недостаточное урегулирование отдельных аспектов правового закрепления борьбы с картелями, все-таки динамика и эффективность борьбы с ними возрастают.
Фрагмент текста работы:
Правовое понятие картеля в российском законодательстве появилось совсем недавно – в 2011 г., в связи с введением соответствующих изменений в ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» , в которой в настоящее время и содержится его официальное определение.
Неоднократное редактирование ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» указывает на то, что, во-первых, имелась необходимость в четкой правовой регламентации картеля, во- вторых, что сделать это непросто. Анализ экономических воззрений на термин «картель» позволяет сделать вывод о том, что законодатель, включая в ФЗ «О защите конкуренции» правовое понятие картеля, учел его экономическое понимание, а, как известно, не всегда взгляды экономистов и юристов на одно и то же явление совпадают.
Суммируя то, что изложено о картеле в юридической и экономической литературе, можно выделить наиболее характерные его черты:
1) это горизонтальное соглашение, т.е. соглашение либо продавцов, либо покупателей между собой;
2) представляет собой соглашение хозяйствующих субъектов одной отрасли экономики;
3) может быть двусторонним и многосторонним;
4) внутри картеля сохраняется юридическая, финансовая и, в основном или в части, хозяйственная самостоятельность каждого хозяйствующего субъекта-участника картеля;
5) предмет соглашения – общая маркетинговая политика;
6) отсутствие конкуренции между участниками картеля;
7) наличие механизма принуждения, применяемого к нарушителям соглашения на добровольной основе;
8) цель – получение прибыли, но могут быть и иные.
Между тем правовая оценка картелю может быть дана с позиции разных отраслей российского права, что подтверждается анализом не только современных правовых норм, но и историческим экскурсом в начало XX века, когда российское законодательство и практика впервые столкнулись с картельным движением.
Как сказано в «Избранных трудах по гражданскому праву» А.В. Венедиктова , центральным вопросом для цивилистической литературы того времени являлись проблема становления картельного (синдикатского) законодательства и классификация отдельных видов предпринимательских соединений. В то время понятие картеля оценивалось исключительно с позиции их гражданско-правовой действительности и противоречия добрым нравам или общественному порядку.
В отсутствие легального понятия картеля российские и иностранные исследователи картельного движения стали давать ему собственные определения. Авторы определяют картель как «соединение предпринимателей, стремящихся к повышению цен или предупреждению их падения с помощью или совершенного исключения, или ограничения конкуренции» .
В основе… могущественных предпринимательских союзов скромно лежит договор, характеризовал его как «соглашение предпринимателей, которое направлено на уничтожение или ослабление конкуренции в производстве или сбыте известного рода продуктов».
Г.Ф. Шершеневич, с незначительными изменениями повторяя определение отдельных немецких авторов по отношению к синдикатам, прототипом которых являются картели, называл их основанными на договоре соединениями самостоятельных предпринимателей, имеющих цель устранение или ограничение действия свободной конкуренции на производство или сбыт известного рода продукта .