Курсовая теория на тему Каролингское возрождение
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Каролингское возрождение как культурно-исторический феномен 6
1.1. Предпосылки и особенности культурного подъёма VIII-IX вв. 6
1.2. Книжное дело и библиотеки 11
Глава 2. Архитектура и скульптура . 15
2.1. Особенности калолингского зодчества 15
2.2. Скульптура и прикладное искусство 17
Глава 3. Изобразительное искусство . 20
3.1. Монументальная живопись 20
3.2. Книжная миниатюра 22
Глава 4. Наука и образование . 27
4.1. Дворцовая академия и развитие научных знаний 27
4.2. Каролингская система образования 31
Заключение 38
Приложение 41
Список источников и литературы 52
Введение:
Культурный подъём в Западной и Центральной Европе VIII-IX вв. был результатом возрождения и дальнейшего развития франкской государственности, перешедшей от королевского периода к имперскому. Лежавшая в основе этого процесса идея возрождения Римской империи и дальнейшей христианизации европейских народов пронизывали всю внутреннюю и внешнюю политику трёх императоров Запада и Каролингской империи – Карла I Великого, Людовика I Благочестивого и Карла Лысого. Франкские короли, распространившие свою власть на значительную часть Западной и Центральной Европы, теперь рассматривали себя в качестве глав всего христианского мира. Оживление культурной жизни во Франкском государстве в IX в, сопровождавшееся расцветом литературы, искусства, архитектуры и других видов искусств и наук и получило название «Каролингское возрождение». Оно выразилось в организации школ, привлечении к королевскому двору учёных, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры.
Впервые это понятие было введено в обиход в 30-е гг. XIX в. французским историком Жан-Жаком Ампером, рассматривавшим его, правда, в качестве не исторического, а скорее литературного феномена. Тем не менее, из названия понятно, что он, вопреки бытовавшей в то время концепции об отсталости средневековья и средневековой культуры, расценивал данный период именно как возрождение, своеобразный культурный ренессанс, наподобие более позднего европейского Возрождения XV-XVI в. В историографии понятие «Каролингское возрождение» утвердилось почти через столетие, в 20-е гг. XX в. В то же время ряд исследователей минувшего века, таких, например, как известнейший советский медиевист С.Д. Сказкин, указывали, что этот период всё-таки «нельзя считать подлинным возрождением культуры; оно свелось лишь к внешнему подражанию некоторым римским образцам, преимущественно по форме» .
Тема, связанная с историей Каролингского возрождения, достаточно хорошо изучена, однако среди исследователей до сих пор нет единой позиции по поводу сущности и характера этого явления. Соглашаясь в целом с определением Каролингского возрождения именно как культурного подъёма, они, например, расходятся в оценке его исторических связей с предшествующими культурными периодами. Одни учёные, например, считают его следствием культурного развития предшествующих столетий, другие – самобытным явлением именно Каролинской эпохи. При этом многие их них делают акцент на религиозном характере направленных на укрепление христианской веры реформ, существенно недооценивая их культурную роль. «Каролингская эпоха заложила прочный фундамент исторической культуры средневековой латинской Америки. Однако сама каролингская историческая культура до настоящего момента системно не изучалась», – справедливо указывает А.И. Сидоров . Поэтому можно с большой долей уверенности сказать, что данная тема продолжает сохранять свою актуальность, и обращение к ней является оправданным и своевременным.
В отечественной историографии период Каролингского возрождения исследовался в работах таких авторов, как А.Я. Гуревич, М.Л. Ненарокова, М.Л. Гаспаров, Ц.Г. Нессельштраус, М.Ц. Арзаканян .
Заключение:
Каролингское возрождение – культурный ренессанс XVIII-IX вв., сыгравший очень значительную роль в развитии как Каролингской империи, так и всей Европы в целом. Основной предпосылкой этого подъёма стало стремление Карла I Великого превратить своё королевство, а затем империю в процветающую передовую державу, культурное развитие которой основывается на великом древнеримском античном наследии. Именно сочетание античного наследия с феодальными средневековыми традициями Франкского государства и сформировало уникальный облик этого культурно-исторического явления, именуемого Каролингским возрождением. Каролингское возрождение было пронизано религиозным духом, так как христианская религия была одной из основных опор государства. Не случайно культурный ренессанс был одновременно и ренессансом церковной системы государства, прежде всего монастырской.
Главным культурным центром империи стала Дворцовая столичная Академия в Аахене, где по воле императора был собрана интеллектуальная элита страны – учёные, поэты, инженеры, философы и теологи и которая выступала и как академия наук, и как министерство просвещения, и просто как дружеское сообщество. Именно отсюда, из императорского дворца, который сам стал символом эпохи, распространялся по всей стране мощный культурный импульс Каролингского возрождения. Здесь рождались новые идеи, велись дискуссии, заново осмыслялось античное наследие. В придворных скрипториях, которые были основаны по всей стране, переписывались античные манускрипты и издавались книги, как религиозные, так и светские. Именно здесь зародился новый шрифт Каролингский минускул, который благодаря своей простоте и универсальности быстро завоевал популярность в Европе.
Без сомнения, основным достижением Каролингского возрождения стало развитие в стране системы образования. Целая сеть учебных заведений, основанных по предписанию императора при соборах и монастырях, должна была обеспечить страну квалифицированными кадрами – чиновниками, инженерами, учёными. Обращение к античным римским традициям определило специфику развития разных видов культуры и искусства – архитектуры и скульптуры, литературы и поэзии, музыки.
Не менее важным было расширение сети скрипториев, в которых отныне был налажен процесс перевода и переписывания античных рукописей (значительную часть которых перед этим нужно было отыскать и классифицировать). Манускрипты и их переводы пополняли собой коллекции библиотек, которые отныне должны были стать одним из главных источников просвещения заинтересованной в знакомстве с античностью франкской общественности.
Сохранившиеся архитектурные памятники, прежде всего Дворцовая капелла в Аахене и построенные по римскому образцу монастырские и церковные постройки, разбросанные по разным городам современной Европы, наглядно демонстрируют связь между античной эпохой и каролингским средневековьем. Каролингская архитектура в целом представлена двумя основными типами зданий – с высокой центральной частью и более низкими обходными галереями и базиликами. Несохранившийся дворец Карла Великого, дворцовая капелла, церковь св. Иоанна в Мюнстере с её замечательными фресками, церковь Жерминьи де-Пре, монастырские ворота в Лорше – бесценные памятники средневековой франкской архитектуры.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
1.1. Предпосылки и особенности культурного подъёма VIII-IX вв.
Главной предпосылкой культурного подъёма Европы в конце VIII в. явилось политическое воссоединение Европы франкскими королями Каролингской династии. Падение Меровингов и возвышение Каролингов началось с Карла Мартела (714-741 гг.), деда Карла Великого, одержавшего победу в битве при Пуатье 732 г. и Пипина Короткого (741-768 гг.), отца Карла Великого, обеспечившего союз с папским престолом.
Но именно в период правления Карла Великого (758-814 гг.) получает распространение забытая мысль о восстановлении Римской империи. Наступая по всем направлениям, он присоединил к Франкскому государству Италию, Баварию, Саксонию, увеличил территорию своей державы почти вдвое, объединив почти всю христианскую Европу. Воссоединение западного христианства было торжественно санкционировано папским престолом – на Рождество 800 г. папа Лев III в Риме возложил на Карла императорскую корону. Западная Римская империя была восстановлена. И этот период вошёл в историю как Каролингское возрождение. Провозгласив себя Императором Запада и наследником римских императоров, Карл Великий задал себе весьма высокую планку, которой он должен был соответствовать. Его величие и величие его империи должно было проявляться во всём – во внешней и внутренней политике, повиновении подданных, и, разумеется, в развитии передовой науки и культуры. «Сама идея провозглашения империи была рождена ещё долго жившими в средние века воспоминаниями о былой славе и могуществе Древнего Рима», – указывает Ц. Нессельштраус . Таким образом, обращение к античным образцам высокого искусства, ставшим для деятелей нового культурного ренессанса своеобразным эталоном, было вполне обоснованным и закономерным. Что же касается современников Карла Великого, то они воспринимали эпоху Каролингов как своеобразный «перенос власти» по воле Божией от языческой Римской империи к новому миру – христианской Франкии . Брошенные рукой власти семена упали в благодатную почву, поскольку во второй половине VIII-IX вв. у каролингской аристократии отмечается стабильный интерес к историческим судьбам троянцев, римлян, евреев и собственно германцев и к античности в целом.
Следующая особенность – сравнительно узкая временная территориальная ограниченность Каролингского возрождения. Хронологические рамки этого явления ограничены периодом существования самой Каролингской империи. Ареал же распространения культурного возрождения практически не распространялся дальше столицы империи – Аахена. Именно здесь, в императорском дворце, работали и творили самые образованные и талантливые люди империи – учёные, художники, поэты, архитекторы… Придворный характер каролингской культуры и узость её социальной базы стали причиной того, что она не смогла пустить глубокие корни и начала угасать вскоре после ухода из жизни Карла Великого. Весьма узкой была и социальная база Каролингского возрождения, культурные и социальные границы которого отвечали лишь нуждам придворных и высокопоставленных чиновников .
Ещё одна особенность – сохранение религиозного характера культуры. Оживление культурной жизни при дворе Карла и в правление его преемников нередко именуют «каролингским Возрождением». Однако оно не означало поворота к светскому началу и классической античности. Культуру Каролингов, сосредоточенную в среде высших духовных и светских лиц, близких ко двору, действительно в первую очередь питала христианская античность. По словам Ц. Нессельштраус, неоправданно рассматривать каролингский культурный ренессанс и как первую, раннюю фазу европейского Возрождения XV-XVI вв. – ведь культура Возрождения была оппозиционной по отношению к феодальной, и это нельзя не учитывать. «В данном случае обращение к античности означало не разрыв с церковью или оппозицию феодализму, но лишь стремление использовать то, что возможно, в интересах феодальной идеологии» , – указывает она. «Легко заметить, что в самом слове, в самом термине «возрождение» никаких указаний ни на антицерковный дух, ни на «классичность» образцов не содержится, – пишет и М.Л. Гаспаров. – «Возрождение» означает просто резкий культурный подъем после долгого (относительно) культурного упадка, подъем, при котором культура обращается в поисках образцов не к непосредственно предшествующей эпохе, а через ее голову к более отдаленным. Именно в таком расширительном смысле термин «возрождение» употребляется современной наукой, когда она говорит о «китайском возрождении», «мусульманском возрождении» и пр. В таком расширительном смысле этот термин с полным правом применим и к средневековой латинской литературе IX-Х вв.» .