История психологии Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Карл Роджерс и его роль в создании клинической психотерапии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. История развития клинической психотерапии К.
Роджерса. 4

1.1. Возникновение и этапы развития клинической психотерапии. 4

1.2. Карл Роджерс и клиническая психотерапия. 10

Глава 2. Теория личности Карла Роджерса. 17

2.1. Личностный рост и его составляющие в теории К. Роджерса. 17

2.2. Суть концепции самоактуализации как главного фактора в
терапии личности К. Роджерса. 21

Заключение. 24

Литература. 25

  

Введение:

 

Актуальность курсовой работы. Карл Рэнсом Роджерс (08.01.1902
– 04.02.1987) – американский психолог, один из создателей и лидеров
гуманистической психологии. Роджерс создал недерективную
«клиент-центрированную» терапию, в которой общение между клиентом и терапевтом
приобретает глубоко личностный контакт, через который происходит максимальное
раскрытие человека и его дальнейшая актуализация.

Психотерапевт и гуманистический психолог Карл Роджерс
начал свою карьеру с работы с детьми. Позже, когда его работа перешла к работе
со взрослыми и преподаванию, он начал формулировать свой терапевтический
подход.

По мере того, как он улучшал свои навыки и опыт,
всплыл твердый подход: Терапия, ориентированная на клиента (позже называемая
Терапией, ориентированной на человека). В 1942 году он опубликовал свою первую
книгу на тему «Консультирование и психотерапия». Гуманистическая теория личности говорит о том, что основной
потребностью человека является его самоактуализация и стремление к
самосовершенствованию через выражение своей личности.  Самоактуализация действует по отношению к тем
чертам, свойствам и качествам индивида, которые считаются рациональными и
морально приемлемыми в обществе. При этом, самоактуализация выступает как
атрибут самого существования человека. Сегодня данное понятие широко
используется в науке и человеке. Такое усиленное внимание к этому феномену
можно объяснить возрастанием его определяющей роли в жизнедеятельности
индивида. Такое понимание его роли дает возможность определять сущность
самоактуализации, строить систему психологических категорий, которые раскрывают
ее суть и психологические детерминанты. Тем самым самоактуализацию можно
назвать неотъемлемым атрибутом личностного роста в теории Роджерса.

Цель
исследования заключается в изучении вклада К.
Роджерса в клиническую психотерапию.

Поставленная цель предполагает необходимость решения
следующих задач исследования:

1. Изучить этапы развития клинической психотерапии.

2. Охарактеризовать профессиональный путь К. Роджерса
и его вклад в клиническую психотерапию.

3. Определить основы теории личности К. Роджерса.

4. Обозначить суть концепции самооактуализации как
главного фактора в терапии личности К. Роджерса.

Объектом
исследования выступает процесс развития клинической
психотерапии К. Роджерса.

Предметом
исследования является теория личности К. Роджреса.

Структура работы состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Роджерс — известный западный теоретик
личности, описал личность как структурированный, непротиворечивый прототип
понимания «Я» и «себя», на которое оказывает влияние предыдущий опыт. С точки
зрения теоретиков личности можно решить, что определение личности является
сложной задачей. Теоретики личности представили множество характеристик,
описаний и определений личности, которые помогают разработать всеобъемлющие
рамки для типов личности.

Разработанная Роджерсом система
психотерапии, получившая название индерективной, центрированной на клиенте,
призвана обеспечить устранение диссонанса между реальным опытом и Я-концепцией,
способствуя достижению их соответствия. Доверительная обстановка беседы с
психотерапевтом, эмпатия и искреннее выражение позитивного отношения к клиенту
ослабляют, а в дальнейшем нивелируют защитные механизмы, отгораживающие
личность от реальности. Тем самым достигается возможность формирования у
клиента “внутреннего локуса оценки”, лежащего в основе самостоятельного
осмысления и реконструкции им собственной Я-концепции в соответствии с реальным
жизненным опытом.

По мнению Роджерса, личность формируется и развивается в
течение всей жизни. Однако ранние периоды жизни (детство и юношество) играют
особую роль в развитии личности. В личности доминируют рациональные процессы,
где бессознательное возникает лишь временно, когда по тем или иным причинам
блокируется процесс самоактуализации. Гуманисты считают, что личность обладает
полной свободой воли. Человек осознаёт себя, осознаёт свои поступки, строит планы,
ищет смыслы жизни. Человек — творец собственной личности, творец своего
счастья. Внутренний мир человека в полной мере доступен только ему самому.
Основу действий человека составляют субъективное восприятие и субъективные
переживания. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения
конкретного человека.

А личность — это внутренний мир человеческого «Я» как
результат самоактуализации, а структура личности — это индивидуальное
соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень
развития потребностей в самоактуализации.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. История развития клинической психотерапии К. Роджерса

1.1. Возникновение и этапы развития клинической психотерапии

Дж. Харт на основе акцентирования
доминирующей идеи выделил три этапа развития клинической психотерапии[1].

На первом этапе (этап недирективной
психотерапии) утверждались базовые положения подхода – равноправие клиента с
психотерапевтом, введение самого термина «клиент», утверждающего его особую
позицию по сравнению с «пациентом», наличие организмической тенденции, которая
с необходимостью ведет к росту и развитию, а также выделению качественно нового
представления о психотерапевтическом пространстве и т.п.

В 1942 г. К. Роджерс определил
недирективность как право «каждого индивида быть психологически независимым и
утверждать свою психологическую целостность»[2]. Само появление
недирективной парадигмы связано и с рождением новой ментальной культуры –
философией Другого (М. Бубер, Э. Левинас), где это Другое Ты – имеет
онтологическую (а не только гносеологическую) укорененность и является
экспликацией Бога (Ф. Эбнер) и с тем обстоятельством, что К. Роджерс, работая с
трудными подростками, столкнулся с жесткими возрастно-специфическими реакциями
эмансипации и отрицательной имитации, что не позволило бы проявить свою
профессиональную гордыню. Директивно же взять «на себя основную ответственность
при решении проблемы»[3] — признак
непрофессионализма, неготовности терапевта быть с клиентом как человеком,
разделив его боль.

Утверждение новой, недирективной парадигмы
отношения, сопровождалось страхом директивности, и, как следствие, техницизма.
Психотерапия перестала концептуализироваться как «метод», и стала «отношением».

Р. Хаттерер отмечал, что «увлеченность
Роджерса собственным подходом была обусловлена не столько эффективностью его
терапевтического подхода, сколько новаторским, революционным потенциалом этого
подхода»[4]. Однако недирективность из
знамени подхода должна была превратиться в собственно психотерапию, где быть
просто хорошим (теплым, отзывчивым, понимающим и т.п.) человеком недостаточно. [1] Hart J. The development of
client-centered therapy / J. Hart, T. Tomlinson // New Developments in
Client-Centered Therapy / J. Hart, T. Tomlinson. – Boston: Houghton-Mifflin,
1970. – P. 3–22 [2] Роджерс К. Консультирование и
психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. /
Пер. с англ. О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
– С. 141 [3] Там же, с. 127 [4] Хаттерер Р. Эклектизм: кризис
идентичности человекоцентрированных терапевтов //Карл Роджерс и его
последователи: психотерапия на пороге XXI века / Под. Ред. Дэвида Брэзиера.
Пер. с англ.. – М.: Когито-Центр, 2005. – С. 296

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы