Курсовая теория на тему «Качество обучения детей с ЗПР в условиях инклюзии и интеграции в общеобразовательной школе»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы
организации инклюзии и интеграции в обучении детей с задержкой психического
развития. 5
1.1 Характеристика понятия «инклюзия». 5
1.2 Характеристика понятия
«интеграция». 10
Глава 2 Практические аспекты
организации инклюзивного обучения детей с задержкой психического развития. 15
2.1 Психолого-педагогическая
характеристика детей с ЗПР. 15
2.2 Общие педагогические условия
организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. 21
2.2 Сравнительный анализ интеграции и
инклюзии в образовании детей с ЗПР. 26
Заключение. 31
Список литературы. 32
Введение:
Среди
детей с ОВЗ самую многочисленную группу составляют дети с задержкой
психического развития (ЗПР), имеющие в силу различных причин (мозаичная
недостаточность центральной нервной системы, соматическая ослабленность,
неблагоприятные условия воспитания, конституциональные особенности), сниженную
познавательную активность, запаздывание в интеллектуальном развитии, сниженные
возможности обучения и умственной работоспособности, трудности в организации
учебной деятельности и/или поведения, неполноценность социальных коммуникаций.
В настоящее время большинство этих детей обучаются в массовых школах. При этом
могут быть реализованы модели интеграции либо инклюзии в образовании данной
группы детей.
Несмотря
на относительную легкость расстройств (по сравнению с более грубыми нарушениями
интеллекта, зрения, слуха, расстройствами аутистического спектра), обучение
таких детей требует создания специальных образовательных условий,
соответствующих их образовательным потребностям. В то же время неоправданно
выбранная и недостаточно подготовленная модель обучения может иметь опасные
социальные последствия, что подтверждает необходимость дифференцированного
подхода к определению условий и содержания образования детей с ОВЗ, и с ЗПР, в
частности, удовлетворения их особых образовательных потребностей, и, прежде
всего, в сфере освоения жизненных компетенций [4]
Таким
образом, возникает необходимость индивидуального подхода к организации обучения
детей с ЗПР, который предполагает наличие у педагогов глубоких знаний об
особенностях детей с ЗПР в общем и об индивидуальных особенностях конкретных
детей, умение организовывать взаимодействие с этими детьми и оказывать им
помощь в организации взаимодействия с другими детьми, знание нормативной базы
инклюзивного образования и др.
Анализ
научной литературы позволил сформировать противоречие: педагоги образовательных
учреждений не обладают достаточными теоретическими и практическими знаниями,
позволяющими дифференцировать и качественно реализовывать модели инклюзии и
интеграции в обучении детей с ЗПР.
Гипотеза:
применение модели интеграции или инклюзии в обучении детей с ЗПР определяется
их индивидуальными особенностями.
Цель
исследования: изучить особенности инклюзии и интеграции в обучении детей с ЗПР.
Задачи
исследования:
1.Определить
понятие «инклюзия», интеграция;
2.
Описать особенности психологической сферы детей с ЗПР;
3.
Проанализировать основные принципы и особенности организации обучения детей с
ЗПР;
4.
Рассмотреть основные особенности моделей интеграции и инклюзии детей с ЗПР.
Объект
исследования: дети с ЗПР.
Предмет
исследования: качество образования детей с ЗПР в условиях инклюзии и интеграции.
Методы исследования:
анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученных данных.
Заключение:
Таким
образом, категория детей с ЗПР – это дети, которым требуется комплексная и
регулярная помощь специалистов для эффективного личностного развития и освоения
учебной программы.
Достаточно
часто нарушения, которые встречаются у детей с ЗПР характеризуются невысокой
тяжестью, такие дети достаточно контактны, что позволяет успешно включать их в
инклюзивную образовательную среду. При этом следует отметить, что организация
такого обучения требует создания специальных условий для детей с ЗПР:
обеспечение особого режима занятий, позволяющего предупреждать утомление и
поддерживать высокий уровень работоспособности, учет темпа деятельности таких
детей, создание адаптированной образовательной программы. Важным фактором
успешности осуществления инклюзивного обучения детей с ЗПР является
осуществление непрерывного психолого-педагогического сопровождения, что
позволяет гибко координировать деятельность всех участников инклюзивного
образовательного процесса. Также необходимо обеспечить комплексное
взаимодействие разнообразных специалистов при организации инклюзивного
образовательного процесса.
Таким
образом, при соблюдении всех описанных условий и обеспечении необходимых
факторов ребенок с ОВЗ способен успешно обучаться в условиях инклюзивного
процесса, достигая высокого уровня качества образования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы организации инклюзии и
интеграции в обучении детей с задержкой психического развития
1.1 Характеристика понятия «инклюзия» Инклюзия
– активно развивающаяся область образовательной сферы, проникающая во все
существующие звенья образовательной цепи: от дошкольных учреждений, общего
образования до дополнительного и профессионального образования. Это
специфическая, позволяющая достигать высокой продуктивности образовательная
система, которая подразумевает совместное обучение и воспитание здоровых детей
и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) [19].
Инклюзивное
образование (от фр. inclusif – включающий в себя, лат. Include — заключаю,
включаю, вовлекаю) – обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей [28]. Согласно Закону «Об образовании в РФ» от
29.12.2012 № 273-ФЗ: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья –
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных условий [28]. Л.
С. Выготский был одним из первых, кто отмечал, что «чрезвычайно важно с
психологической точки зрения не замыкать аномальных детей в особые группы, но
возможно шире практиковать их общение с остальными детьми» [18, с. 3], т. е.
можно сделать вывод о том, что именно его тезисы стали фундаментом для развития
концепции инклюзивного образования.
Понятие
«инклюзия» стало широко применяться в России в 90-е годы ХХ века, когда в мире
уже были приняты международные нормативные документы, ставшие руководством к
действию для целого ряда развитых стран. Соответственно, развитие инклюзивного
образования в России детерминировано подготовкой и распространением в
зарубежных государствах нормативно-правовых документов и законодательных актов,
таких как: Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка,
Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, Декларация
ООН о правах умственно отсталых лиц, Всемирная программа действий в отношении
инвалидов, материалы Всемирной конференции по образованию лиц с особыми
потребностями. На фоне этого, в 1990 году в СССР подписали Конвенцию о правах
ребенка, в 1992 году появился закон «Об образовании», а уже 2008 году Россия
подписала Конвенцию о правах инвалидов. Также в 2008 году утверждаются
Рекомендации Министерства образования и науки РФ по созданию условий для
получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в Российской Федерации
[12].
Для
обеспечения любому ребенку, независимо от его индивидуальных характеристик и
потенциала, возможности обучения в массовых образовательных учреждениях,
получая должное образование и внимание, как и остальные обучающиеся, требуется
создание специфических условий. К ним относятся условия обучения, воспитания и
развития обучающихся, под которыми понимается применение специальных
образовательных программ и педагогических средств и технологий, специальных
учебников, учебных пособий и дидактических пособий, специальных технических
средств обучения коллективного и индивидуального пользования, наличие
возможности присутствия ассистента, тьютора, который должен осуществлять
требуемую помощь и поддержку, реализация коллективных и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность.