Курсовая теория на тему Изучение вопросов словообразования в школьной программе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. «Словообразование» в школьном курсе русского языка: пути повышения качества преподавания 4
2. Место словообразования в школьном курсе русского языка. Содержание раздела. Задачи и цели преподавания словообразования 9
3.Изучение словообразования в начальной школе 15
4.Словообразование в школе 22
Заключение 35
Список использованных источников 36
Введение:
Словообразование как особый раздел языкознания стало складываться в 40-50-е годы нашего века, прежде всего благодаря трудам В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, А. И. Смирницкого.В 60-80-е годы теория синхронного словообразования получила дальнейшее развитие. Наука о словообразовании, выделившись из морфологии и лексикологии, стала самостоятельной лингвистической дисциплиной, имеющей свой объект исследования, свою методику анализа и систему понятий.
Велико значение занятий по словообразованию с точки зрения задач общепедагогического характера развития мыслительной деятельности, навыков решения поисковых задач. Без умения выделять в слове его составные части (морфемы) нельзя изучать части речи. Невозможно усвоение многих орфографический правил, понимание значений большинства слов, сознательное изучение грамматики. В школьных условиях очень важным является умение учащихся различать разбор слова по составу и словообразовательный разбор.
Объект исследования – русский язык.
Предмет исследования – словообразование в науке о языке и методика его преподавания в школе.
Цель нашей работы состоит в том, чтобы рассказать о словообразовании, как о разделе языкознания, изучающем процессы образования производных слов, их строение, а также систему, в которую они входят.
Задачи исследования:
— рассмотреть основные понятия словообразования в науке о языке и школьных учебниках;
— сопоставить способы образования слов, представленные в учебниках разных авторов;
— проанализировать школьные учебники на предмет раздела «Словообразование» в школьных уроках.
Заключение:
Тема «Словообразование», как показывает практика обучения, одна из сложных тем в школьном курсе русского языка.
Данный раздел включает в себя:
1. Большой теоретический материал;
2. Многообразие способов словообразования;
3. Исключительные словообразовательные возможности.
Анализ лингвистических и методических источников по вопросам словообразования в русском языке позволяет сделать вывод, что такой раздел языкознания как «Словообразование», рассматривает различные аспекты создания производных слов. Школьный учебник, включающий этот раздел как обязательный, адаптирует лингвистические понятия к уровню понимания школьников и отбирает необходимый для усвоения ими процессов словообразования в русском языке материал.
Считается, что основные задачи обучения словообразованию в школе состоят в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка; стимулировать развитие морфемной зоркости. Через систему развивающих заданий, непривычных речевых ситуаций возможно активизировать морфемный канал восприятия слова, который позволяет ребенку осознать языковые значения, заключенные в анализируемой словоформе.
Систематическое применение в обучении различных приемов помогает реализовать функционально-семантический подход к обучению словообразованию. Данная методика позволяет учащимся лучше ориентироваться в словообразовательной структуре, правильно интерпретировать смысловой наполнение словоформы и использовать полученную информацию в процессе языкового анализа, а также в процессе создания собственных высказываний.
Фрагмент текста работы:
1. «Словообразование» в школьном курсе русского языка: пути повышения качества преподавания
«Словообразование» в школьном курсе русского языка занимает особое место. Значимость данного раздела несомненна: во-первых, он содействует раз витию лингвистического мышления учащихся; во-вторых, в значительной мере способствует обогащению их словарного запаса; в-третьих, помогает существенно повысить их грамотность.
«Словообразование» не только один из самых важных разделов, но и один самых проблемных. Ряд вопросов словообразования вызывает затруднения не только у учащихся, но и у учителей. Для этого существуют объективные причины, состоящие в том, что многие понятия словообразования не получили одинакового освещения в лингвистической литературе, в частности: существу ет широкое и узкое понимание словообразования, предлагаются различные точки зрения на методику проведения морфемного и словообразовательного анализов, по-разному интерпретируется статус тех или иных морфем и т. д. Научный поиск в этой сфере пока не достиг равновесия.
В сложившейся ситуации учитель должен учитывать общую концепцию курса словообразования, нацеленную на то, чтобы помочь учащемуся разобраться в сложных вопросах формообразования и словообразования, объяснить имеющийся в школьном учебнике материал, а в случае необходимости и дать ответы на многие вопросы, не нашедшие решения на страницах учебника. В то же время учитель не должен отступать от принятой в школьной практике трактовки материала, поскольку в учебнике дается краткое систематическое изложение устоявшихся представлений о словообразовании современного русского языка, показывается его связь с другими уровнями внутренней структуры языка. Предлагаемая система упражнений по словообразованию в действующих учебниках в достаточной степени отрабатывает осознанное владение основными понятиями курса и навык морфемного и словообразовательного анализов слова.
Основой для осознанного изучения словообразования является, с одной стороны, четкое представление о нем как разделе лингвистики и как особой подсистеме языка; во-вторых, реальное понимание его специфики как учебного курса.
В современной лингвистике существуют два подхода к словообразованию – широкий и узкий. При широком подходе словообразование включает два основных раздела: морфемику – учение о значимых частях слова – морфемах, и собственно словообразование – учение о способах образования новых слов, их словообразовательных связях с другими словами. При узком подходе словообразование изучает словообразовательную систему языка. В его основные задачи как особой отрасли науки входит: 1) описание и изучение различных словообразовательных единиц и их объединений (производных слов, производящих слов, словообразовательных аффиксов, словообразовательных цепочек, словообразовательных гнезд и т. д.), выявление их места и роли в словообразовательной системе, определение характера отношений между ними и их связи с грамматической и лексической системами русского языка; 2) установление словообразовательной семантики и структуры производных слов, классификация и описание их; 3) определение и характеристика способов и моделей словопроизводства и др. Морфемика при этом рассматривается как самостоятельный раздел языкознания.
В школьном курсе русского языка представлено широкое понимание словообразования. Поэтому слово как единица словообразования исследуется с двух сторон: со стороны его состава (морфемная структура слова как результат морфемного анализа) и со стороны его образования (словообразовательная структура слова как результат словообразовательного анализа).
Словообразование – многосторонняя и сложная по своей организации частная система в общей системе языка. Ее минимальной единицей является производное слово, выступающее в качестве носителя словообразовательного значения. Словообразовательная система характеризуется исключительной подвижностью, она постоянно развивается, изменяется, обновляется. Изучение словообразовательной системы в движении, развитии – объект диахронического (исторического) словообразования. Изучение словообразовательной системы в статике, функционирующей в какой-то один ограниченный период, – объект синхронного (описательного) словообразования. В школьной программе предусмотрено синхронное изучение словообразовательных единиц, анализ формально-смысловых отношений между словами опирается на живые связи между одновременно существующими однокоренными словами, находящимися в отношениях словообразовательной производности.
Общие задачи изучения раздела «Словообразование» в школьном курсе русского языка следующие: дать представление о словообразовательной системе русского языка и сформировать у учащихся учебно-языковые умения, позволяющие качественно осуществлять морфемный и словообразовательный анализы слов; познакомить школьников со словообразовательной нормой и способствовать обогащению их речи; раскрыть текстообразующую функцию производных слов и показать изобразительно-выразительные возможности словообразования. Изучение данного раздела осуществляется поэтапно. На каждом этапе решаются более конкретные задачи.