Курсовая теория Гуманитарные науки Литература

Курсовая теория на тему Изучение творчества С. Т. Аксакова на современном этапе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Заключение

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА СЕРГЕЯ АКСАКОВА В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ 6

1.1.Эволюция изучения творчества Сергея Аксакова 6

1.2. Диссертационные исследования, посвященные различным аспектам жизни и творчества С.Т. Аксакова 12

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ С.Т.АКСАКОВА 18

2.1.Сущность понятия «автобиографический жанр» и его художественные особенности 18

2.2.Педагогическое значение авторской прозы С.Т. Аксакова 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32


  

Введение:

 

Долгое время имя Сергея Аксакова причисляли ко «второму ряду» русских писателей XIX в., как бы ставя позади таких его прославленных современников, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой. Ко времени появления в печати «Семейной хроники» и других произведений С.Т. Аксакова в классической русской прозе уже были написаны «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Тем не менее на современном этапе осмысления жизни и творчества С.Т. Аксакова, идёт процесс известной переоценки значимости художественного наследия писателя и его творческой индивидуальности.

Одна из характерных черт писателя Сергея Аксакова – художественность его произведений, особенный удивительный язык с богатством исконно народных русских слов и оборотов, с чутким внимание к пейзажу. Как пишет исследователь: «И если когда-нибудь Академия Наук вздумает издать словарь языка Сергея Аксакова, то этот словарь будет один из самых полных, один из самых обильных тонкими и разнообразными оттенками, и притом, не отвлечёнными словами, а конкретными, нужными для точной обрисовки реальных качеств и свойств» [Венгеров, с. 188].

Актуальность исследования. В современной лингвистике можно отметить всплеск интереса к творчеству писателя, как к источнику народного русского языка. Произведения Аксакова оказали огромное влияние на последующее развитие русской литературы. В связи с этим нам кажется очень важным проанализировать и систематизировать исследовательские работы, посвященные творчеству С.Т. Аксакова.

Цель работы – рассмотреть изучение творчества С.Т. Аксакова на современном этапе.

Для достижения цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

1.Проследить эволюцию в исследованиях жизни и творческого наследия С.Т. Аксакова.

2.Изучить диссертационные исследования, посвященные С.Т. Аксакову.

3.Раскрыть особенности автобиографического жанра в художественной литературе.

4.Рассмотреть педагогическое значение автобиографических произведений С.Т. Аксакова и уделить особое внимание проблеме недостаточного изучения творчества писателя в школе.

Объект исследования – биографические, мемуарные, литературно-критические и другие материалы, выступающие как фундамент для характеристики творческой индивидуальности писателя наряду с его произведениями.

Предмет исследования – исследовательские статьи, посвященные творчеству С.Т. Аксакова.

Степень изученности темы. Интерес исследователей к произведениям писателя в разное время был абсолютно разным. Есть темы, которые аксаковеды изучили практически досконально, но есть и значительная фрагментарность в изучении других. Одной из самых сложных проблем, по решению которой мнения исследователей значительно расходились во все времена остается историко-функциональная проблема определения классического статуса С. Т. Аксакова в русской литературе, а также выявления его связей с творчеством типологически сходных писателей.

Сегодня степень изучения жизни и творчества не только самого С.Т. Аксакова, но и членов его семьи выглядит достаточно высокой и насчитывает несколько этапов, которые неравноценны как по своему значению, так и по объективному вниманию к творческой личности писателя именно ученых-специалистов. Именно поэтому можно утверждать, что систематизация информации по этим вопросам будет основной частью нового в нашем исследовании.

Методы исследования: В работе используются историко-литературный, сравнительно-типологический методы исследования. Целостный и фрагментарный анализ привлекаются автором в зависимости от целей и задач исследования.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В своей работе мы проанализировали исследовательские работы, посвященные творчеству замечательного русского писателя С.Т. Аксакова. В процессе исследования нами были выделены отдельные периоды изучения этого творческого феномена, во многом связанные с историческими событиями, происходящими в нашей стране, как при жизни писателя, так и после его смерти. Нами были проанализированы отзывы славянофильской и западнической критики 1850-х гг., выявлена разность во взглядах на смысл аксаковских сочинений и общие черты в оценке заслуг С. Т. Аксакова как писателя-реалиста.

Из-за идеологических моментов советской критики долгое время имя этого автора находилось на заднем плане русской литературы. Поэтапно изучая аксаковедение, мы убедились, что творчество писателя достойно того, чтобы его не только включили в школьную программу, но и выдвинули этого писателя в первый ряд русской классической литературы. Об этом свидетельствует отношение к произведениям Аксакова его современников – писателей, критиков, читателей. Эту же мысль подчеркивает возросший интерес к творчеству писателя современных исследователей. Аксакову посвящают научные диссертации, статьи как российские, так и зарубежные исследователи. Его творчеством интересуются не только литературоведы, но и лингвисты, историки, краеведы и фольклористы. Большое внимание произведениям Аксакова уделяют педагоги.

Особое место в изучении творческого наследия С.Т. Аксакова исследователи уделяют автобиографической прозе писателя, находя в этом необычном жанре большое педагогическое значение. История становления и развития русской автобиографической прозы насчитывает несколько столетий. Жанр автобиографии традиционно рассматривается как попытка изучения душевного состояния автора в определенных жизненных условиях взаимодействия и влияния культурной сферы и исторической ситуации на личность человека. Такие произведения С.Т. Аксакова, как «Семейная хроника», «Воспоминания» и «Детские годы Багрова-внука», являясь по мнению многих исследователей, прекрасными образцами классической литературы, призваны пробуждать в человеке нравственность, чистоту, сопричастность с природой, сострадание и сочувствие ближнему, поэтому практически все критики советуют включить автобиографические произведения Аксакова в школьную программу.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА СЕРГЕЯ АКСАКОВА В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

1.1.Эволюция изучения творчества Сергея Аксакова

Изучение творчества С.Т. Аксакова развивалось неодинаково и проходило несколько этапов. Уже в 1840-е – 1850-е годы писатель имел довольно большой авторитет у собратьев по перу. Его художественный талант ценили И. С. Тургенев, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, П.В. Анненков, А.С. Хомяков и др. Произведения Аксакова издавались по несколько раз, что свидетельствовало о его популярности у читателей. Критики отмечали художественный талант и самобытный русский язык произведений писателя, которого приравнивали к позднему А.С. Пушкину.

В последнее десятилетие жизни Аксакова и сразу после его ухода критики пытаются подвести итог творческой деятельности писателя. А.С. Хомяков и М.Н. Лонгинов издают первые воспоминания об Аксакове, отмечая присущую ему до последних дней «бодрость духа, чувство благоволения и любви к миру Божьему и духовную радость» [Хомяков]. Отмеченное критиком христианское мировосприятие, которым проникнуто творчество писателя, получит развитие в развитии аксаковедения сегодняшнего дня.

В 60-е – 80-е годы XIX века наблюдается снижение интереса к творчеству Аксакова. Специалисты относят этот факт к «обострению социальной тематики в литературе» [Никитина, с.5]. Однако, довольно скоро интерес к творчеству писателя вновь возрождается благодаря таким академическим трудам, как работы В.П. Острогорского, В.И. Шенрока, А.К. Бороздина, О.Ф. Миллера, С.А. Венгерова. На основе таких мощных текстов готовятся к изданию собрания сочинений писателя, в том числе четыре тома эпистолярного наследия семьи Аксаковых.

Несомненно, взрывом интереса к творчеству Аксакова можно назвать 1891 год, ознаменовавший сто лет со дня рождения писателя. Выходят новые собрания сочинений, воспоминания, статьи, переводы произведений Аксакова на другие языки и одобрительные рецензии иностранных изданий. Наиболее добротными и самыми популярными стали переложения, сделанные на английском языке Д. Даффом.

Таким образом, можно утверждать, что в изучение творчества С.Т. Аксакова в дореволюционный период были достигнуты довольно высокие достижения. Причем исследования этого времени поставлены были на академическую основу и охватывали жизнь и творчество писателя. Именно поэтому дореволюционный период считают «золотым веком» аксаковедения, на который равняются современные исследователи творчества писателя.

В советское время изучение творчества С.Т. Аксакова переживает не простой период. С одной стороны переиздаются собрания сочинений, выходят фундаментальные монографии, посвященные писателю, но с другой стороны личность Аксакова подвергается идеологическим нападкам, что в связи с исторической подоплекой приводит к недооценке значения Аксакова в ряду классиков русской литературы. Эта ситуация привела к крайней фрагментарности исследований творчества Аксакова в этот период.

Интересно отметить, что собрание сочинений С.Т. Аксакова, вышедшее в Советском Союзе в 1955-56 годах демонстрирует отход от общего правила публиковать произведения в хронологическом порядке. Автор этого издания, С.И. Машинский придерживался революционно-демократических идей и расположил произведения писателя с точки зрения их важности в данном аспекте. Однако, именно этому исследователю аксаковедение может быть благодарно за его монографию «С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество», изданную в 1961 и 1973 годах и до сих пор имеющую фундаментальное значение для изучения наследия писателя. Хотя этот труд и грешит некоторыми умолчаниями и искажениями, продиктованными просоветским славянофильством.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы