Логопедия Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Изучение темпо-ритмической организации речи у старших дошкольников с заиканием

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ И ЕЕ РАЗВИТИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НОРМАЛЬНЫМ И НАРУШЕННЫМ РЕЧЕВЫМ ОНТОГЕНЕЗОМ 5

1.1. Понятие о темпо-ритмической организации речи 5

1.2. Развитие темпо-ритмической организации речи в нормальном онтогенезе 8

1.3. Нарушение темпо-ритмической организации речи у заикающихся дошкольников 14

1.4. Методы изучения темпо-ритмической организации речи у дошкольников 17

Список литературы 22

  

Введение:

 

В современной системе специального образования приоритетным направлением является формирование гармонически развитой личности, обладающей необходимыми навыками и компетенциями для успешной социализации в обществе. Любое речевое нарушение способно негативно повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка, его взаимодействие с социумом, поведение, восприятие самого себя. Речь — сложная форма психической деятельности человека, которая занимает особо важное положение в системе жизненных функций.

Известно, что развитие речи неразрывно с развитием темпо-ритмической способности. Обнаруживается тесная связь между ритмической способностью и высшими психическими функциями, деятельностью и поведением человека. Формирующаяся ритмическая способность является средством пространственно-временной организации движений, деятельности и поведения ребенка (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова).

Развитие чувства темпо-ритма положительно влияет на речевой онтогенез, в частности координирует деятельность речевого аппарата.

Развитие моторики, зрительно-двигательной координации, эмоциональной сферы и речи тесным образом связаны с процессом становления чувства ритма. Чувство ритма способствует гармонизации психического развития детей (Г.А. Волкова, О.П. Гаврилушкина, Л.С. Медникова и др.).

Просодическая сторона речи была изучена О.А. Бохан, Н.А. Рычковой, Г.Р. Шашкиной и многими другими исследователями. Проблемой изучения темпо-ритмической организации речи занимались ученые разных направлений (Архипова Е.Ф., Бехтерев В.М., Власова Н.А., Гвоздев А.Н., Гринер В.А., Корзун Н.В. и др.).

Наиболее частым речевым расстройством, возникающим в период формирования речи, является заикание. Эта речевая патология представляет собой сложный симптомокомплекс, при котором нарушается ритм, темп, мелодика речи, координация в работе мышц речевого аппарата, в связи с чем возникают речевые судорожные запинки.

Актуальность данного исследования заключается в том, что пробле-му заикания можно считать одной из наиболее актуальных проблем со-временного мира. В основе проявления речевой симптоматики лежат рече-вые судороги, что приводит к дисгармонии трех периферических систем управления (дыхания, голоса, произношения).

Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Возникая в сенситивный период раз-вития (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает коммуникативные возможно-сти ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его соци-альную адаптацию.

В начальной стадии заикание чаще имеет легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребенка болезненные переживания, страх перед речью. Чем больше про-ходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стой-кий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.

Объектом исследования является структурный состав темпо-ритмической стороны речи в процессе речевой коммуникации.

Предмет исследования — особенности темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.

Цель изучения – исследовать на теоретическом и эмпирическом уровне особенности изучения темпо-ритмической организации речи у старших дошкольников с заиканием.

Задачи работы:

1. на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования изучить понятия о темпо-ритмической организа-ции речи;

2. Изучить развитие темпо-ритмической организации речи в нор-мальном онтогенезе;

3. Определить нарушение темпо-ритмической организации речи у заикающихся дошкольников;

4. Рассмотреть методы изучения темпо-ритмической организации речи у дошкольников;

5. Провести эмпирическое исследование по изучению особенно-стей по развитию темпо-ритмической организации речи детей с заиканием и нормой;

6. Интерпретация и анализ полученных данных.

Гипотеза исследования предполагает, что у заикающихся детей старшего дошкольного возраста будет нарушена темпо-ритмическая сторона речи, а именно: восприятие и передача ритмов, сопоставление движений под заданный ритм, восприятие темпа.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: обобщение, систематизация, анализ теоретических положений, педагогический эксперимент.

База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение — детский сад № 128. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с заиканием и 10 детей с нормой.

Практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в практической работе учителя – логопеда как в дошкольных, так и в школьных образовательных организациях.

Структура работы обусловлена ее задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ И ЕЕ РАЗВИТИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НОРМАЛЬНЫМ И НАРУШЕННЫМ РЕЧЕВЫМ ОНТОГЕНЕЗОМ

1.1. Понятие о темпо-ритмической организации речи

Темп – это скорость произнесения элементов речи: звуков, слогов, слов [31].

Темп – это относительное ускорение или замедление отдельных от-резков речи[12].

Темп речи понимается как скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обуславливающее степень ее артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости. Таким образом, темп речи опре-деляется количеством слогов или слов, произносимых в единицу времени [12].

Темп речи зависит от следующих параметров:

— стиля произношения;

— скорости произношения слов в единицу времени, от характера па-узирования;

— смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоциональ-ного содержания высказывания.

Темп речи как индивидуальная характеристика обусловлен также си-туацией общения. В таком случае его рассматривают как скорость артику-ляции и измеряют числом звуковых единиц, произносимых в единицу вре-мени.

Однако, при решении вопросов измерения темпа нет единого мнения среди исследователей о единицах измерения (звук, слог, слово), об учете идеального или реального фонемного состава и др., поэтому различные способы подсчетов приводят к весьма различающимся результатам.

Изменение темпа интонационно обусловлено. Так, ускорение темпа характерно для интонации вопроса, а его замедление – для повествова-тельного предложения и для текста, перегруженного логическими ударе-ниями, кроме того, медленный темп речи вызывает повышение тона, а ускоренный темп – его понижение.

Таким образом, темп речи является одним из ее выразительных средств. Для нормального темпа речи свойственно как его замедление, так и его ускорение. Указанные колебания в скорости высказываний будут за-висеть от многих факторов, о которых говорилось ранее.

Ритм речи – это регулярное повторение сходных и соизмеримых ре-чевых единиц, выполняющее структурирующую, текстообрующую и экс-прессивно-эмоциональную функции [12].

Ритм представляет собой регулярное чередование однотипных явле-ний: ударных и безударных слогов, моментов молчания и говорения, вос-ходящих и нисходящих интонаций и равномерность следования друг за другом логических ударений.

Ритм – это воспринимаемая периодичность речи или чередование ка-ких-либо элементов, происходящих с определенной последовательностью [12].

Канвой для ритмической структуры является фразовое ударение, т.е. выделенность определенных слов в синтагме, которая происходит за счет высотных, динамических и временных изменений.

Таким образом, важные характеристики просодии – это темп и ритм речи. Темп – это скорость произнесения элементов речи: звуков, слогов, слов.

Темп – это относительное ускорение или замедление отдельных от-резков речи. Ритм речи – это регулярное повторение сходных и соизмери-мых речевых единиц, выполняющее структурирующую, текстообрующую и экспрессивно-эмоциональную функции.

Ритм — один из важных компонентов интонации, который необходим для синтаксической и семантической организации высказывания. Ритм – это последовательное чередование ударных и безударных элементов речи (слогов, слов, синтагм) через определенные промежутки времени. Как отмечает И.Г. Торсуева (1990), ритм также «служит основой эстетической организации художественного текста — стихотворного и прозаического».

Ритм упорядочивает звуковой, словесный и синтаксический состав речи. Он тесно взаимосвязан с другим компонентом интонации — темпом.

Темп — это скорость произнесения речевых элементов (слогов, слов, синтагм, высказываний); определяется количеством элементов, произносимых в единицу времени. Он может быть быстрым или медленным, ускоряться или замедляться.

В высказывании темп служит средством оформления интонационной цельности высказывания, а также является средством противопоставления важного – неважного.

Шевцова Е. Е. отмечает, что в целом темп речи может охарактеризовать: индивидуальные особенности говорящего, его манеры, привычки; социальный статус говорящего; эмоциональное состояние говорящего; отношение говорящего к слушающему; желание создать определенное впечатление; ситуацию общения; диалектные особенности речи говорящего; степень владения языком, на котором человек говорит; сложность предмета, о котором идет речь, для понимания говорящего.

Следующим элементом является — ударение, интенсивность звучания тона. Физиологическим механизмом реализации различных видов ударения являются дыхательная система, гортань и периферические органы речевого аппарата.

Различают следующие виды ударения: словесное – организует фонетическую целостность слова; синтагматическое – показывает границу синтагмы; логическое -подчеркивает наиболее важное слово и синтагме; показателем завершения высказывания является фразовое ударение.

Следующим просодическим элементом, по Шевцовой Е.Е., является пауза. Пауза – это перерыв в звучании речи.

Шевцова Е. Е.отмечает, что пауза бывает действительной и психологической. Также паузы бывают семантические и асемантические.

Семантические паузы имеют связь со смысловой стороной высказывания определяют границы синтагм. Щерба Л.В. называл такие паузы «интеллектуальными». Также эти паузы выражают эмоциональное состояние говорящего; оказывают эмоциональное воздействие на слушающего; выделяют слово, несущее логическое ударение во фразе.

Асемантические паузы не связаны со смысловой стороной высказывания, они выполняют фонетическую роль. К таким паузам относятся: ритмические — отделяют друг от друга ритмические стихотворные единицы; артикуляционные паузы — возникают при произнесении некоторых звукосочетаний. Ситуативные паузы способствуют замедлению речи в таких ситуациях, когда это необходимо говорящему или слушающему; физиологические могут появляться при различных нарушениях речи.

Таким образом, под темпо-ритмической стороной речи мы будем подразумевать скорость речи и её членение на отдельные фрагменты, а под интонационно-мелодической стороной речи мы рассматриваем фонетическую организацию речевого высказывания, рисунок речи.

Брызгунова Е. А. пишет, что именно интонация делает предложение фразой. При нормальном онтогенезе интонация регулируется или непроизвольно (разговорная речь), или по произвольно выбранным правилам (поэтическая речь). Правильное использование интонации в речи позволяет не только точно передать смысл высказывания, но и активно эмоционально- эстетически воздействовать на слушателя.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы