Курсовая теория на тему Изучение стилистики художественной речи С. А. Есенина в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1 Стилистика художественной речи С. А. Есенина 5
1.2 Методика изучение поэтического языка С.А. Есенина в начальной школе 11
1.3 Родо-жанровый принцип анализа художественного произведения 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Введение:
Творческий путь Сергея Есенина охватывает полтора десятилетия. Однако он необычайно насыщен художественными поисками, экспериментами. Стремясь к воплощению всех своих поэтических замыслов, Есенин обращается к разным литературным жанрам. Песенность его лирики, её гармоничность сосуществует с явными диссонансами, сочетанием несочетаемого в образах, звуках, красках. Развивая богатые духовные традиции русской литературы, Есенин обогащает их народной верой в словесную магию, в «божественный глагол» и выступает смелым реформатором русского языка и литературы, раскрывает богатство и многозначность живого русского слова. Поэт создал поэтику, какой не было до него в русской литературе.
Стилевые особенности лирического стихотворения неразрывно связаны с композицией произведения, с философско-эстетическими взглядами поэта, с его отношением к миру.
Поэзия – вид литературного искусства. Следовательно, функциями стиля в стихотворении, как и в любом художественном произведении, являются: образно-художественная, эстетическая, функция эмоционально-образного воздействия на читателя, слушателя.
Все открытия Есенина, сделанные в лироэпических произведениях, были теснейшим образом связаны с богатством живого русского языка, это ярко проявилось в стилевой структуре его стихотворений, в их больших и малых формах.
Целью работы является изучение стилистики художественной речи С. А. Есенина в начальной школе.
Предмет исследования: изучение стилистики художественной речи С. А. Есенина в начальной школе.
Объект исследования: стилистика художественной речи С. А. Есенина.
Задачи:
1. Рассмотреть стилистику художественной речи С. А. Есенина.
2. Охарактеризовать методику изучения поэтического языка С.А. Есенина в начальной школе.
3. Выделить родо-жанровый принцип анализа художественного произведения.
Проблемами развития уроков чтения занимались многие ученые, такие как Л.С. Выготский, Л. Н Ефименкова, М. Р. Львов, Д. Б. Эльконин, Т. Н. Казаева, Е. В.Николаева, они придавали урокам чтения особое значение, главной задачей которого, является эстетическое и нравственное развитие и воспитание учащихся. Л. С. Выготский считал, что содержанием воспитывающей деятельности на уроке литературы являются размышления учеников. Именно на этих теоретических основаниях выстроены учебно-методические комплекты «Литературное чтение». В основу положена система нравственного и эстетического воспитания на уроках. Во многих учебниках помещены репродукции картин художников, все тексты имеют глубокое нравственное содержание.
Структура работы: работа состоит из введения, …. глав, заключения и списка использованной литературы.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Стилистика художественной речи С. А. Есенина
Сергей Есенин воспринимается и читателями, и критиками, прежде всего, как певец русской природы. Это одна из ведущих тем его творчества. В стихотворениях Есенина отражается идеальная деревенская Россия, где под любящим взглядом поэта всё оживает и преображается, окрашивается в малиновые, синие, розовые и золотистые тона, обретает покой и гармонию [3,с.54].
Недаром А.И. Солженицын был безмерно удивлён, когда посетил родину Есенина и увидел тесную избу, тёмную полоску леса, пустые стылые поля. Так не похож был пейзаж на поэтическую картину:
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
«Выткался на озере…», 1910
«Какой же слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясённый, нашёл столько материала для красоты… которую тысячу лет топчут и не замечают», — писал А.И. Солженицын.
Отличительными чертами поэзии Есенина являются автобиографичность, доверительность, исповедальность интонации, вызывающие сопереживание читателя. Вы уже знаете, что жизнь и творчество поэта были неразрывно связаны. Его ранняя лирика окрашена грустным задумчивым настроением, мечтательностью, свойственной юности, полна любованием природой [14,с.32].
Природа часто воспринимается лирическим героем как храм. Мотивы молитвы, церковных песнопений отчётливо слышатся в его юношеских стихах, сам герой представляется «смиренным иноком», а поэтические образы приобретают религиозную окраску:
По меже, на перемётке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в чётки
Ивы — кроткие монашки.
«Край любимый…», 1914
Для создания крестьянской картины мира, где религия играла немалую роль, поэт использует церковнославянскую лексику, благодаря которой его стихи приобретают особую торжественность [3,с.54].
Во многом цветопись у Есенина продолжает фольклорную традицию: в песнях, сказках используются сочетания иконописных красок, поэт лишь добавляет оттенки. Кроме того, народная поэзия повлияла на образный и песенный строй лирики Есенина. Просторечная лексика, лексические повторы, необычные, неточные рифмы, мастерские аллитерации создают напевность есенинских стихотворений.
Постепенно Есенин движется от цветописи к звукописи как выразительному средству. В более поздней лирике именно звуковой строй стиха доминирует над цветом, отсюда романсовость, певучесть его поздних стихотворений.
По воспоминаниям современников, у Есенина была своя классификация образов. Для нас она очень важна: ведь ещё Пушкин призывал судить поэта по законам, им самим созданным. Так вот, Есенин выделял заставочный образ — простое уподобление одного предмета другому, корабельный — «уловления в каком-нибудь предмете, явлении или существе строения. Заставочный образ плывёт, как ладья по воде» и ангелический — «сотворение или пробитие из данной заставки и корабельного образа какого-нибудь окна, где строение являет из лика один или несколько новых ликов».
В поэзии Есенина много необычных, ярких образов, навеянных крестьянской жизнью. Наряду с олицетворением поэтом широко используется метафора — это основные художественные средства, позволяющие показать текучесть образов, взаимосвязь всего живого. Так, в стихотворении «Задымился вечер…» показана неразрывность природы, мира крестьянской избы и покоя в душе лирического героя. Сделано это с помощью взаимосвязанных метафор и олицетворений: «задымился вечер» — «полыхают зори» — «вьются паутины» — «в сердце почивают тишина и мощи». Сам поэт ратовал за свежие, необычные метафоры, которые позволили бы «раздвигать границы зрения словом» и смотреть на мир по-новому.
Очеловечены у поэта и деревья: и берёзка, и клён. Последний — по сути, двойник лирического героя. Есенин «очеловечивает» все предметы вокруг лирического героя. Такой принцип создания поэтического мира называется антропоморфизмом. В поздней лирике Есенина антропоморфизм становится всё более явным. Из стихотворений исчезает церковнославянская лексика, образы становятся более точными, выверенными, появляются новые цветовые эпитеты, внешне упрощаются метафоры, но сохраняется ёмкость художественного образа [11,с.87].
Тема родины у Есенина сквозная, Родине Есенин посвятил цикл «маленьких поэм»: «Русь советская», «Русь уходящая», «Русь бесприютная».
Стихотворение «Русь советская» стало одним из самых грустных произведений Есенина.
Грустный след, проходящий через всю «маленькую поэму» во второй строфе обозначен оксюмороном «грустная радость», закрепившим основную тональность размышления: «многих нет», «край осиротелый», «не нахожу приют», «пилигрим угрюмый».
Даже краски, прежде живые и радостные в изображении родной деревенской картины, теперь потускнели: «Жидкой позолотой закат обрызгал серые поля» (цветопись). Мир, прежде наполненный радостными звуками, сейчас обезголосел: «бабы охают в немую полутьму» (ассонанс):
Корявыми, немытыми речами
Они свою обсуживают «жись».
Одним из наиболее ранних стилистических приёмов Есенина было написание стихов языком, тяготевшим к древнерусской речи (например, «Песнь о Евпатии Коловрате»). Поэт использует для построения образов