Курсовая теория на тему Изучение самооценки детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 4
1. 1 Сущность и содержание понятия самооценки 4
1. 2 Особенности самооценки детей дошкольного возраста 7
1. 3.Пути развития оптимальной самооценки у детей дошкольного возраста 18
ГЛАВА 2 23
2. 1 Исследование самооценки у детей дошкольного возраста 23
2. 2 Методики исследования и их описание 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Введение:
Актуальность. Важность развития самооценки ребенка определяется тем, что на современном этапе становления нашего общества повышает значение социально значимой деятельности личности, при условии ее значительного сознания и требований по отношению к другим людям и к себе.
По отношению к дошкольникам повышение активности и осознанности означает формирование у них способности реалистично оценивать личные способности для достижения конкретных целей в различных видах деятельности, а кроме того, развитие способности координировать свои действия с интересами и потребностями других людей на основе правильной оценки собственных индивидуальных качеств, а вышеперечисленные особенности психической регуляции дошкольника считаются важным обстоятельством при подготовке его к школе, которая, как известно, носит совместный характер.
Изучение самооценки в дошкольном возрасте посвящено исследованиям Л. И. Божовича, Р. Бернса, О. А. Беломорканала, М. И. Лисиной, А. И. Сильвестра, Е. Кравцовой, Т. А. Репиной, А. Урунтаевой и других. Работа Н.Е. Анкудинова, О. А. Белобрагина, В. А. Горбачева о самооценке ребенка дошкольного возраста, замечаю его зависимость от оценки взаимосвязи старших правил в регулируемой деятельности.
Эти утверждения определяют важность изучения трудностей развития адекватной самооценки ребенка дошкольного возраста. В связи с актуальностью данной проблемы сформулирована тема исследования: «Изучение самооценки дошкольников.»
Цель: изучить понятие и методы формирования самооценки у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является самооценка ребенка.
Предмет исследования: формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: эффективность методов формирования адекватной самооценки дошкольников обусловлена ее направленностью на формирование положительной самооценки, снижение тревожности и благоприятное общение с окружающими.
Задачи исследования: охарактеризовать сущность понятия самооценки; определить особенности самооценки ребенка дошкольного возраста; выявить пути формирования оптимальной самооценки детей дошкольного возраста; проанализировать особенности самооценки детей дошкольного возраста; представить и апробировать методику развития самооценки у детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, сбор эмпирических данных; методы качественной, количественной и статистической обработки результатов и графического анализа данных.
База исследования:
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Заключение:
В ряде исследований проанализирована значимость самооценки в формировании личности, приобретении ею социального опыта и нахождении собственного места в концепции социальных отношений. Выявлена взаимосвязь характера самооценки с различными видами общения и деятельности ребенка, показаны направления ее формирования. Результаты исследования (Л. И. Божович, М. И. Боричевская, М. Л. Гомелаури, А. А. Ершов, Л. М. Тебрагальба, И. С., Коломенский, А. П. Копылов, А. И. Липкина, Л. Г. Подоляк, Б. И. Савенко) обеспечивают способность устанавливать самооценку как необходимый компонент потребностей мотивационной сферы личности, приобретая с возрастом детей, наибольшее значение как регуляторный фактор.
Экспериментальное исследование было посвящено изучению трудности развития самооценки дошкольников в теоретическом и практическом аспектах.
Гипотеза подтверждается методами качественного, количественного и статистического анализа. Эффективности методов формирования адекватной самооценки у детей дошкольного возраста определяется желанием сформировать позитивную самооценку, снижение тревожности и благоприятное общение с окружающими.
Рекомендации по развитию адекватной самооценки и правильных представлений о себе у ребенка дошкольного возраста влияют на оптимизацию детско-родительских отношений, оптимизацию взаимоотношений детей со сверстниками, расширение и обогащение индивидуальных способностей детей, формирование возможностей изучения собственного опыта и результатов собственных действий и поступков. Оценочные эффекты старших оказывают большое влияние на формирование самостоятельности и самооценки детей. Для достижения наиболее адекватной самооценки родители и педагоги должны знать, что доброжелательное отношение к детям, формирование фона заботы и интереса, обращение к нему по имени, одобрение его действий, обеспечение способности проявлять инициативу и поддерживать ее способствуют развитию активности и адекватной самооценки.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1. 1 Сущность и содержание понятия самооценки
В зарубежной психологии самооценку рассматривают в структуре» Я-концепции», которая из-за комплекса всех представлений индивида о себе и их оценка.
Психоаналитическая концепция рассматривает положение о том, что понимание себя, развивающееся в сознании индивида, считается ущербным, искаженным, ни коим образом не соответствующим действительности. Согласно предложению 3. Фрейда самооценка складывается под давлением конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами, в силу такого постоянного конфликта, адекватная самооценка нереальна [14].
Неофрейдисты считали, что человек всегда стремится к совершенству и по этой причине не способен дать адекватную оценку самому себе. К. Хорни выдвинул мнение о важности в формировании личности соотношения между «реальным Я» и «идеализированным я», Г. Салливен проследил влияние разного рода ранних персонификаций на формирование характера [14].
Бихевиористы исследуют самооценку с точки зрения концепции обучения. А. Бандура рассматривает самооценку как усиливающий фактор действия, он определяет самооценку как один из компонентов регулирования способа действия, широкий спектр личностного поведения регулируется реакциями самооценки, выраженными в виде самоудовлетворения, гордости за собственный успех, а также помимо неуверенности в себе и страха неудачи. [14].
В гуманистических концепциях Абрахама Маслоу, Р. Мэя, г. Оллпорта, К. Роджерс придерживались той точки зрения, согласно которой образ разворачивания личности вокруг себя может быть неполноценным, искаженным. Точка зрения других, усвоенная с раннего возраста понятиями, собственными требованиями, все это при определенных обстоятельствах складывается в картину, не совпадающую с объективной структурой индивида. Для того чтобы изменить эту картину и достичь соответствующей самооценки, необходимо скорректировать понятие отношений, в которых формируется личность, и непосредственно изменить социальное положение личности, систему ее отношений с другими людьми, характер ее деятельности [14].
В интеракционистском подходе внимание фокусируется на личности, которая развивается на основе опыта, приобретенного человеком во взаимодействии с окружающими его людьми. В этом случае самооценка формируется из представлений человека о себе и сильно зависит от мнений и реакций окружающих. Кули ч основал концепцию «зеркального я», где субъективно интерпретируемые противоположные отношения, полученные от других людей, как основной источник информации о своем» Я » имеют большое значение.
Именно самооценка, представление человека о себе действует как важный факт в понимании человека. Он определяет самоуважение как аспект самоуважения, определение человеком того, что способы его взаимодействия с реальностью являются принципиально правильными и соответствуют условиям действительности. Самооценка является незаменимым фактором в осуществлении эффективного взаимодействия с обществом и оказывает сильное влияние на ход человеческих мыслей, чувств, устремлений, ценностей и целей [14].
Таким образом, зарубежные специалисты в области психологии оценивают самооценку главным образом как инструмент обеспечения согласованности требований индивида к себе и внешним критериям, то есть максимального баланса индивида с окружающим его обществом. При этом общество оценивается ими как агрессивная среда по отношению к человеку. Ограничивая значимость самооценки, только как способа адаптации к социальной среде отвергает деятельность индивида и функцию самооценки как одного из элементов, реализующих эту деятельность.
Самооценка-это осознание человеком самого себя, своих физиологических сил, интеллектуальных способностей, поступков, мотивов и целей собственного поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и к себе. Г. С. Абрамова рассматривает оценку себя как общую самооценку, а оценку достижений в отдельных видах работы — частичную. Кроме того, в нем подчеркивается текущая (то, что уже достигнуто) и потенциальная (то, на что способно) самооценка. По мнению автора, самооценку можно разделить на адекватную и неадекватную, то есть. соответствующие и несоответствующие реальным достижениям и потенциальным способностям индивида. Самооценка также варьируется в зависимости от уровня — высокая, средняя, низкая [1].
Л. С. Выготский определяет самооценку как обобщенное, то есть устойчивое, не ситуативное и в то же время дифференцированное отношение детей к себе. Он считает, что самооценка опосредует отношение ребенка к себе, интегрирует навыки своей деятельности, взаимодействия с другими людьми [8].
Б. Г. Ананьев определяет самооценку как важный элемент самосознания, который выражается в оценке самой личности, ее собственных физических и психологических способностей, качеств, собственного высказывания среди других людей. Самоуважение относится к основным формациям личности. Он по существу определяет ее динамизм, отношение к себе и другим людям [3].
Таким образом, в зарубежной психологии самооценка рассматривается как механизм, гарантирующий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, то есть максимальный баланс индивида с окружающей его социальной средой. В работах российских психологов, самооценка определяется как осознание себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и к самому себе.