Курсовая теория Педагогика/Психология Специальная психология

Курсовая теория на тему Изучение психологической готовности родителей к конструктивным взаимоотношениям с ребенком с зпр

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.. 5

1.1.
Содержание и сущность, понятия детско-родительских отношений. 5

1.2.
Последовательность мышления у младших школьников с ограниченными возможностями
здоровья. 10

ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ 
ДЕТСКО -РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ГДЕ ВОСПИТЫВАЕТСЯ РЕБЕНОК С ЗПР. 15

2.1.
Характеристика диагностического инструментария по изучению детско-родительских
отношений. 15

2.2. Описание
констатирующего этапа экспериментальной работы.. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   34

  

Введение:

 

Актуальность исследования
детско-родительских отношений в семьях, где воспитываются дети с ЗПР,
обоснована тем, что в России в настоящее время происходят серьезные
социально-экономические изменения, влияющие на формирование семьи. Согласно
исследованиям российских социологов для начала XXI века характерной тенденцией
социального развития является значительный рост семейного неблагополучия.
Нравственные проблемы общества усложняют систему ценностных отношений в семье,
а педагогическая несостоятельность родителей снижает воспитательный потенциал
семьи. Специалисты все чаще говорят о семьях «группы риска».

Современная социальная политика в РФ и развитие сферы обслуживания семьи
и детей направлены, в первую очередь, на предотвращение распада семьи и
возможности попадания ребенка в детское учреждение. Для наилучшего
удовлетворения потребностей ребенка, обеспечения условий его нормального
развития, предпочтительными являются меры, не связанные с изъятием его из
родной семьи, а направленные на восстановление способности семьи заботиться о
ребенке.

Объектом исследования являются детско-родительские отношения.

Цель исследования: изучить особенности детско-родительских отношений в
семьях, где воспитываются дети с ЗПР.

Предмет: особенности детско-родительских отношений семей, где воспитываются дети с ЗПР.

Мы выявили следующие задачи,
для изучения детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально
опасном положении:

1. Рассмотреть
теоретические аспекты   детско-родительских отношений;

2. Охарактеризовать
семьи, где воспитываются дети с ЗПР;

3. Провести экспериментальную работу по изучению   детско-родительских отношений в семьях, где воспитываются дети с ЗПР;

4. Разработать
и описать программу, направленную на развитие детско-родительских отношений в
семьях, где воспитываются дети с ЗПР.

Основные
методы исследования: теоретический
анализ научной литературы, изучение и анализ документов, наблюдение,
эмпирические исследования, анкетирование. В работе использовался тест-опросник
родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин.

Методологическая основа: при написании работымы
опирались на труды таких отечественных авторов, как Г. В. Бурменская, И. Д. Зверева, Б. В.
Зейгарник, Е. П. Ильин, Н. М. Лаврова, Л. Я. Олиференко, О. Е. Смирнова, А. С.
Спиваковская, а также на труды таких зарубежных авторов, как Д. Боулби, А.
Фрейд, Э. Фромм и др.

Структура работы: работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Детско-родительские отношения определяются как особого рода непрерывные
и продолжительные межличностные отношения, для которых характерно наличие
сильной эмоциональной значимости как для ребенка, так и для родителей,
возрастной изменяемости, баланса полярных позиций, необходимости в общении и
ответственности, как обусловливающие психическое развитие и социализацию
ребенка.

Современная социальная политика в РФ и развитие сферы обслуживания семьи
и детей направлены, в первую очередь, на предотвращение распада семьи и
возможности попадания ребенка в детское учреждение. Для наилучшего
удовлетворения потребностей ребенка, обеспечения условий его нормального
развития, предпочтительными являются меры, не связанные с изъятием его из
родной семьи, а направленные на восстановление способности семьи заботиться о
ребенке.

Анализ психолого-педагогических исследований свидетельствует о том, что
к сфере детско-родительских отношений могут быть отнесены такие феномены, как
родительское отношение, стиль воспитания, характер взаимодействия родителей с
ребенком, которые существенно влияют на особенности развития ребенка,
формирование его личности, прежде всего, идентичности. Детско-родительские
отношения могут быть представлены различными параметрами, в частности,
интересом, близостью / дистанцированностью, стилем родительского воспитания,
обобщенными параметрами включенности и превалирования.

Дети с
ЗПР нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально
регулярный характер. Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха
там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и
особое внимание. Очень важно научить членов семьи правильно обращаться с таким
ребенком.

Детско-родительские отношения обладают своеобразной структурой,
содержащей две основных составляющих: отношение родителей к ребенку и отношение
ребенка к родителям.

Обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий,
способных обеспечить эффективную профилактику девиантного поведения подростков
в социально-воспитательной среде, должны строиться не только на основе
теоретического анализа научных работ по данной проблеме, но и с учетом
результатов диагностики состояния девиантности учеников в начале исследования.
Для этого нами был проведен констатирующий этап педагогического эксперимента.

По результатам исследования по пяти шкалам опросника родительского
отношения Столина было отмечено, что значительная часть опрошенных родителей
нередко достаточно негативно относится к собственному ребенку. Они воспринимают
его поведение как раздражитель, не проявляют к нему должного внимания и
уважения как к личности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 1.1. Содержание и сущность, понятия детско-родительских отношений

Детско-родительские отношения определяются как особого рода непрерывные
и продолжительные межличностные отношения, для которых характерно наличие
сильной эмоциональной значимости, как для ребенка, так и для родителей, возрастной
изменяемости, баланса полярных позиций, необходимости в общении и
ответственности, как обусловливающие психическое развитие и социализацию
ребенка [10].

В современных психологических исследованиях детско-родительские
отношения раскрываются в классификациях типов проблемных семей (Н. Аккерман, С.
Минухин, А. С. Спиваковская), в характеристиках семейных патологизирующих ролей
(Х. Э. Рихтер, Э. Г. Эйдемиллер) и влияния родительского отношения на развитие
ребенка (А. Адлер, Д. Боулби, Ю. Б. Гиппенрейтер), в различных типологиях
семейного воспитания (В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, А. С. Личко).
Исследователи анализируют изменения в отношении к ребенку в процессе развития
общества (В. Н. Дружинин), выделяют базовые характеристики детско-родительских
отношений (Д. Боулби, Д. Винникот, М. Мид, К. Роджерс); описывают их структуру
(А. Я. Варга, В. В. Столин); развивают подход к изучению восприятия родителей
ребенком (Л. Вассерман, И. О. Горькова) [6].

Многие исследования, посвященные вопросам детско-родительских отношений,
проводились в контексте анализа влияния родительского поведения на поведение и
формирование личности ребенка. Так, уже в 1899 году Оппенгейм отмечал, что
чрезмерное проявление любви и внимания способно привести к патологической
самофиксации и ипохондрии у ребенка [8]. Выдающиеся педагоги и медики, в
частности, И. М. Балинский, П. Ф. Лесгафт, В. Бехтерев сформулировали похожие
выводы. А. Адлер отмечал, что чрезмерно лояльное, всепозволяющее поведение
родителей имеет непосредственное отношение к возникновению неврозов у детей
[1]. Д. Леви на основе клинического анализа случаев доказал, что материнская
сверхопека переходит в низкую толерантность к фрустрации и связанные с этим
аномалии чувств и эмоций [2]. В педагогике А. С. Макаренко был одним из тех,
кто систематизировал представления о родительских позициях, назвав их
родительским авторитетом, и выделив несколько типов ошибочного (авторитет
подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа) и истинного
родительского авторитета (авторитет любви, доброты, уважения) [3].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы