Курсовая теория на тему Изучение психологических причин школьных неврозов в подростковом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИЧИН РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНЫХ НЕВРОЗОВ 5
1.1. Анализ понятия «невроз» в научных исследованиях 5
1.2. Анализ ведущих новообразований подросткового возраста 10
1.3. Причины возникновения школьных неврозов 14
Выводы по 1 главе 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
Введение:
Одной из актуальных проблем современности является проблема школьной невротизации, частота случаев которой только усиливается с годами.
Наиболее широко анализ неврозов представлен в рамках психоаналитического направления, рассматривающего этиологию возникновения, генез и способы преодоления невротических расстройств. В отечественной психологии изучение проблем неврозов проводилось в психиатрии. Однако существующие на данный момент модели невротизации не раскрывают содержательную специфику школьной невротизации. Так, зарубежная психотерапия ориентирована на изучение взаимосвязи школьной фобии с нежеланием ребенка расставаться с близким взрослым. В отечественной науке высокий уровень невротизации связывается с психотравмирующим воздействием школьной ситуации, однако отсутствует подробный анализ причин возникновения школьных неврозов. Поэтому особенно важным в настоящее время признается выявление причин развития неврозов.
Объект исследования: школьные неврозы.
Предмет исследования: причины развития школьных неврозов.
Цель работы: изучить причины возникновения и развития школьных неврозов в подростковом возрасте.
Задачи.
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы сущность понятий «невроз», «школьный невроз».
2. Дать анализ ведущим новообразованиям подросткового возраста.
3. Рассмотреть причины возникновения и развития школьных неврозов в подростковом возрасте.
4. На основании эмпирического исследования определить уровень невротизации и психопатизации у подростков и дать интерпретацию результатам исследования.
Теоретическая база исследования. В работе использованы труды известных зарубежных и отечественных ученых, занимающихся проблемами неврозов у детей в частности, таких авторов, как А. Адлер, А.Я. Варга, В.А. Гиляровский, А.И. Захаров, Т.И. Каганова, Б.Д. Карварсарский, В.Н. Мясищев, А.С. Спиваковская, В. Франкл, А. Фрейд, З. Фрейд, и др. А.И. Захаровым [12], В.В. Ковалевым, Д.Н. Исаевым, А.С. Спиваковской [31] описаны группы факторов, способствующих развитию невротических нарушений. В.Н. Мясищев признает, что в основе невроза лежит внутренний конфликт индивида с окружающей действительностью. В рамках отечественной клинической и возрастной психологии (А.Я. Варга [8], А.И. Захаров [12], Б.Д. Карварсарский [14], Э.Г. Эйдемиллер [36], и др.) показана роль семейного воспитания в развитии у детей неврозов.
Методы исследования: теоретические: анализ литературных источников, синтез, обобщение, систематизация, классификация; эмпирические: анкетирование; методы качественного и количественного анализа. В исследовании использовался опросник определения уровня невротизации и психопатизации (УНП).
Структура исследования. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Заключение:
Невроз представляет собой психогенное нервно-психическое расстройство, развивающееся в результате нарушения жизненно значимых отношений, и проявляющееся в виде расстройства нервно-вегетативных функций. Школьные неврозы являются последствием школьной дезадаптации как невозможности обучения и адекватного взаимодействия учащегося с учителями и сверстниками в условиях общеобразовательного учреждения. Причинами развития школьных неврозов могут послужить неблагоприятные взаимоотношения с педагогом и одноклассниками, ошибки и патологические типы семейного воспитания, а также непоследовательность воспитания в семье, индивидуально-личностные особенности подростка, соматические факторы. Проявляются школьные неврозы в виде психосоматических расстройств, аффективных нарушений, фобий. При дидактогенном неврозе в качестве психотравмирующего фактора выступает система обучения и нарушение взаимоотношений в системе учитель — ученик.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИЧИН РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНЫХ НЕВРОЗОВ
1.1. Анализ понятия «невроз» в научных исследованиях
Анализ подходов к исследованию неврозов свидетельствует о том, что невротизацию необходимо рассматривать в развитии. Основная проблема в этиологии неврозов заключается не в выяснении актуальной психотравмы, а в анализе причин и условий психологической предрасположенности [10].
Термин невроз впервые введен в научную практику У. Кулленом в 1776 году, в дальнейшем претерпев изменения. В.А. Гиляровским невроз определяется как болезненно переживаемые срывы личности, которые сопровождаются расстройствами психосоматики, нарушением социальных взаимодействий, вызываемых психическими факторами и не обусловленные органическими изменениями [11].
В соответствии с МКБ-10 неврозы определяются в качестве функциональных психических расстройств, формируемых в результате воздействия факторов психотравмирующего характера при недостаточной эффективности механизмов психологической защиты в условиях невротизирующей социальной ситуации, служащей препятствием для удовлетворения базовых потребностей для индивида либо представляющей субъективно непреодолимую угрозу.
В психологическом словаре невроз рассматривается как обратимые нервно-психические расстройства, детерминированные влиянием психотравмирующих факторов, которые протекают без нарушений отражения реального мира, и проявляющиеся психогенно обусловленными и самотовегетативными расстройствами, а также нарушениями социальной адаптации без психотических явлений [23].
В.Н. Мясищев, являющийся основателем учения о неврозах, дает определение неврозу как болезни развития личности, и рассматривает его в качестве психогенного заболевания, основанного не неразрешимом противоречии между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, провоцирующими переживания неудач в невозможности удовлетворения потребностей, невозможности достижения цели и т.д. [24].
Неврозы имеют психогенный характер, детерминированный воздействием спектра значимых для индивида психологических факторов, выражаемых в форме переживаний. А.И. Захаровым [12], В.В. Ковалевым, Д.Н. Исаевым, А.С. Спиваковской [31] описаны группы факторов, способствующих развитию невротических нарушений: биологические предпосылки, психические травмы, психологические и социально-психологические факторы.
Психологическая травма представляет собой совокупность внешних раздражителей, оказывающих настолько интенсивное воздействие на индивида, что он не в состоянии ее пережить на обычном уровне нервно-психического реагирования, с применением когнитивных способов переработки информации и прибегая к зрелым способам психологической защиты.
Среди биологических предпосылок следует выделить факторы, к которым относятся: наследственная предрасположенность, соматическая ослабленность, вызывающие у индивида астению, психическую инертность, негативные аффективные переживания и т.д.
К психологическим причинам развития неврозов относятся особенности эмоционально-волевой сферы, что выражается повышенной импульсивностью, недостатком самоконтроля, упрямством. В.Н. Мясищевым подчеркивается, что лица, страдающие неврозом, характеризуются доминированием субъективного и аффективного над объективным при восприятии психотравмирующей ситуации [24].
Ведущая роль при формировании невроза принадлежит внутреннему конфликту, служащему итогом столкновения разнонаправленных отношений личности, которые не могут быть переработаны таким образом, чтобы нейтрализовать напряжение и найти конструктивное решение. При возникновении невроза у ребенка конфликт может превратиться в неразрешимый, и, имея затяжной характер, способен актуализировать аффективное напряжение, усиливающее фиксацию болезненных переживаний, в результате чего снижается самоконтроль и продуктивность деятельности.
А.И. Захаровым в качестве содержания патогенного конфликта при неврозах рассматривается наличие конфликта между «Я» и «Мы» как несоответствие воспитания опыту становления «Я» ребенка [12]. Ученым описываются следующие преморбидные личностные свойства, предрасполагающие к развитию неврозов: сензитивность (эмоциональная чувствительность); непосредственность, выраженность чувства «Я», импрессивность, латентность, неравномерность и противоречивость психического развития ребенка.
Среди социально-психологических факторов учеными-исследователями особое место отводится взаимоотношениям ребенка с близкими взрослыми. М. Кляйн, А. Фрейд [33] как представители психоаналитического направления детский невроз рассматривают в качестве неадекватно разрешаемого конфликта между бессознательным Оно и Сверх-Я и акцентируют внимание на том, что родители несут ответственность за развитие у ребенка невротических нарушений. А Фрейд [33] подчеркивает, что особенности поведения родителей играют немаловажную роль в случаях формирования у ребенка невротических состояний. Это может быть пренебрежение к потребностям ребенка, приписывание ребенку определенной роли в ходе неосознанных фантазий, отрицание у ребенка невроза и использование непродуктивных способов психологической защиты.
С позиций психоанализа в основе невроза лежит наличие конфликта между бессознательным и сознанием, между инстинктивными влечениями, являющимися содержательными характеристиками Ид и интериоризированными социальными нормами и требованиями, включенными в содержание Супер-Эго. Невротический симптом формируется в результате ослабления Эго [34]. Поэтому невроз можно определить как последствие неразрешимого внутриличностного мотивационного конфликта при неэффективности воздействия Эго и механизмов психологической защиты.
В соответствии с концепцией К.Г. Юнга, функционирование личности осуществляется на таких уровнях, как сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное [40]. А. Адлер в рамках индивидуальной психотерапии считает, что при невозможности осознания материала личного и коллективного бессознательного, происходит формирование тревоги и напряжения, а развитие невроза происходит в ходе нарушения циркуляции психической энергии всех трех уровней [1].