Специальная психология в образовательной и медицинской практике - дефектология. Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Изучение памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Теоретические аспекты изучения памяти у детей старшего
дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи. 6

1.1.Память как психолого-педагогическая категория:
содержание и сущность в оценке 
отечественных и зарубежных ученых. 6

1.2. Психологические особенности развития памяти у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 10

2. Организация и содержание исследования памяти детей с
общим недоразвитием речи у детей старшего дошкольного возраста. 18

2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи. 18

2.2. Концепция развития памяти у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 22

Заключение. 27

Список использованных источников и литературы: 28

  

Введение:

 

Актуальность
исследования: Основная значимость проблемы изучения памяти у детей с общим
недоразвитием речи  в последнее время
особенно привлекает внимание специалистов по психологии и педагогике.
Исследование этого вопроса содержит не только первостепенный теоретический, но
и практический смысл. Доказано, что раннее начало целенаправленной
педагогической работы способствует ослаблению, а в некоторых случаях и
преодолению имеющихся у детей отклонений.

Однако рекомендации для
психологов и педагогов по данным вопросам относятся в основном к начальной
школе и практически не освещают опыт организации работы с детьми дошкольного
возраста.

Поэтому недостаточность
теоретической и практической разработанности проблемы в этом направлении
обусловили выбор темы данного исследования.

На сегодняшний день  значение нормального развития памяти очень
велико. Для дальнейшего успешного обучения необходимо раннее выявление и
коррекция нарушений памяти уже у детей дошкольного возраста, и особенно у ребят
с общим недоразвитием речи. Для того чтобы ребенок уверенно и комфортно
чувствовал себя в коллективе, необходимо, чтобы речь ребенка была правильной,
чтобы он внятно произносил все звуки родного языка, грамматически верно строил
предложения, обладал связной речью. Неполноценная речевая деятельность
накладывает след на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и
аффективно-волевой сферы: в частности, при относительно сохранной смысловой,
логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность
запоминания, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность
заданий, что значительно осложняет полноценное общение и последующее обучение
детей с речевой патологией.

Очень важно сравнить
развитие памяти у  нормальных детей и у
детей с общим недоразвитием речи. 
Уровень развития памяти ребенка зависит не только от степени развития
речи, но и от сформированной речи.

Проблемой исследования
изучения памяти занимались П.П. Блонский, Л.С. Выготский, З.М. Истомина, А.Р.
Лурия и многие другие. Вопрос о развитии памяти открыл большие
споры в психологии.  Все они по-разному
объясняли ее структуру, генез, взаимодействие с другими психическими функциями. Человеческий мир – это
постоянная взаимосвязь между людьми разными по социальному статусу,
интеллектуальному и нравственному облику. Чтобы жить в этом мире, надо общаться
и по желанию, и по необходимости. Перемены, совершающиеся в
существования сегодняшнего окружения, в том числе в области воспитания,
призывают многостороннего осмысления и принятия определенных выводов и мер.

У дошкольников с общим
недоразвитием речи имеются особенности развития памяти. Раннее выявление
отклонений развития памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи коррекция нарушений будут способствовать развитию речи как системы, и
являться основной подготовки детей к школе.

Цель исследования:
обосновать теоретически выявление отклонений  и развития памяти у детей дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи по сравнению с детьми без речевого нарушения, а
также пути их преодоления.

Объект исследования –
процесс памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – процесс
 развития памяти у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования – социально-педагогическая
работа по изучению памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи  будет эффективна,
если:

– выявить суть
социально-педагогической работы по изучению памяти у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи.

– активно вовлечь
обучающихся в специально организованную деятельность с применением методов для
улучшения памяти.

Для проверки гипотезы
были сформулированы следующие задачи:

1. Провести анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования изучения памяти у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2. Теоретически изучить
особенности развития памяти у детей с ОНР;

3. Сравнить особенности
развития памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи по сравнению с
нормально развивающимися сверстниками

4.  Выявить способы,  направленные на развитие видов памяти.

Теоретическая значимость
исследования заключается в изучении,  обобщении психолого-педагогической,
научно-методической, социально-педагогической литературы по проблеме изучения
памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

Практическая значимость
исследования заключается в том, что результаты работы могут быть полезны
педагогам, логопедам и другим специалистам, работающим с детьми, имеющими общее
недоразвитие речи.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучение
памяти отвечает тем гуманитарным задачам, какие устанавливает пред нами новый
век в новом тысячелетии. Полноценная речь является необходимым условием
становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных
возможностей, лежащих в основе формирования личности. Она является показателем
высокого духовного и интеллектуального становления индивида, группы, общества в
целом.

Работа
будет эффективной, если: осуществляется педагогически разумное распределение
ролей и функций среди воспитанников и педагогов в данном ходе.  Сформирована установка детей на общую
деятельность, они понимают её цели и обретают в ней  свой смысл; создаются условия беспрекословного
выбора ребенком видов, способов деятельности, ролей; каждый участник способен
реализовать себя, добиться успеха, отсутствует подавление, принуждение со
стороны педагога.

В современных условиях жизнь людей, их будущее
во многом зависят от общего положения в мире. Развитие памяти ставит целью
приобщать детей  к общечеловеческим
достижениям и ценностям.

Анализ результатов нашего эксперимента на
заключительном этапе позволяет сделать вывод: если систематически и
целенаправленно проводить работу по развитию памяти у детей с общим
недоразвитием речи, будет на достаточно высоком уровне. Наша гипотеза
подтвердилась.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты изучения памяти у детей старшего
дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи 1.1.Память как психолого-педагогическая категория:
содержание и сущность в оценке 
отечественных и зарубежных ученых. Память – одна из ведущих
основ психической деятельности человека. Она включает в себя ряд
последовательных процессов – запоминание, сохранение (забывание), воспроизведение
(узнавание, припоминание).

Анализ
психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме показывает, что
наилучшим для развития памяти у детей является дошкольный возраст, когда
происходит развитие психических процессов, формируется личность ребенка.

Большой первоначальный
вклад изучения высших форм памяти у ребенка принадлежит выдающемуся советскому
психологу Л.С. Выготскому. Он, совместно со своими предшественниками Л.В.
Занковым, А.Н. Леонтьевым,  впервые
сделал предметом специального исследования вопрос о развитии высших форм памяти.
 Они  проследили основные этапы развития сложного
опосредствованного запоминания, проанализировав, что высшие формы памяти принадлежат
сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению и
опосредствованной по своему строению.  Лев
Семенович характеризовал память как «одну из важнейших глав детской психологии»
и выделял две линии ее развития – биологическую и культурную. Он считал, что
именно в процессе активной мыслительной деятельности ребенка, опирающейся на
вспомогательные средства, возникает и развивается высшая форма памяти человека.
[16]

Я.Л. Коломинский, Е.А.
Пожиленко определяют «память, как «запоминание, сохранение и последующее
воспроизведение человеком его опыта»  При
этом они отмечают, что, например, ребенок легко запоминает то, что вызывает его
непосредственный интерес, привлекая яркостью и то, с чем он активно действовал.
Существенную роль при этом играет слово.[18]

Как отмечает Карпова С.И.,  еще с новорожденного возраста уже фиксируются первые
впечатления в его памяти, которые имеют дальнейшее значение для его
последующего развития. Здесь она выделяет роль разнообразным раздражителям,
такие как социальные (голос, лица родителей, предметы обихода) и несоциальные (температура
воздуха или воды для купания, освещение). Все это  способствует формированию первых предпочтений
ребенка, благодаря им накапливается личный опыт, он осваивает новые формы
поведения. [11]

Уже на первом месяце
жизни у ребенка появляется однотипная реакция на повторяющийся раздражитель, на
3–4-м месяце начинает формироваться образ предмета. В 3–4 месяца ребенок узнает
предметы, связанные с кормлением, в 6 месяцев выделяет любимую игрушку. Так
создается фундамент образной памяти,  Распознавание
предметов в младенческом возрасте обычно совершается по одному, часто
несущественному, признаку. Таким образом, «незначительное изменение внешнего
вида объекта приводит к тому, что ребенок не узнает маму в новом образе.

Интерес к речи взрослого
у младенца возникает рано в связи с тем, что речь выступает отличительным
признаком человека. Узнавание предмета на 7-8-м месяце опосредуется словом, о
чем доказывает то, что ребенок находит какой-либо предмет в ответ на вопрос
взрослого: «Где…?». «Слово взрослого «руководит» поведением малыша. Взрослый
называет окружающие предметы, их признаки, действия, свойства. Это постепенно
приводит к тому, что малыш начинает связывать предмет со словом, запоминает его
название». В младенческом возрасте
память еще не является самостоятельным действием, она «включена в восприятие и
ощущение, а значит, материал запоминается непроизвольно. Эмоциональная память
все ярче проявляется во втором полугодии первого года жизни, когда ребенок
переживает те или иные эмоции при встрече с некоторыми предметами или
ситуациями. Например, начинает плакать при виде лекарства, потому что эта
процедура вызывает у него тревогу. Или так он требует свою необычную игрушку,
вызвавшую у него радость словесной памяти. [2]

Проявления памяти
чрезвычайно многообразны.   А.С. Галанов, классифицирует память  по трем основным признакам 1) степени волевой
регуляции; 2) объекта запоминания; 3) длительности сохранения. [5]

По степени волевой
регуляции выделяется непроизвольная (не требующая специального напряжения, а
формирующаяся в ходе деятельности, работы с информацией) и произвольная
(требующая специальных приемов, определенных усилий). Особое значение прочность
произвольной памяти приобретает в процессе учебы.

По объектам запоминания
выделяют образную, словесно-логическую, двигательную и эмоциональную память.
Образная – это память на ранее воспринимавшиеся образы (зрительные, слуховые,
осязательные, обонятельные и вкусовые). В наибольшей степени это характерно для
людей мира искусства, творческих профессий.

Словесно-образная – это
память на мысли, понятия, формулировки; она в наибольшей степени связана с
мышлением и зависит от его качества. Словесно-образная память – это основа любого
познания, особенно – учебы.

Двигательная (моторная),
в некоторых источниках – механическая – это память на движения, положения, позиции,
их системы. Приобретает особое значение для профессий, связанных с какими-то
механическими проявлениями (станочник, водитель, спортсмен, танцор и др.).

Эмоциональная – память,
основанная на пережитых чувствах. Этот вид памяти особенно влияет на духовное
развитие человека и формирование его общественного поведения.

Наконец, по длительности сохранения
память подразделяют на кратковременную, долговременную и оперативную.

Кратковременная память –
процесс относительно небольшой длительности (память, требующая предельной
точности при относительно небольшом объеме). Особенно необходима для людей,
связанных со скоротечной деятельностью (стенографистка, оператор, машинистка,
переводчик и др.).

Долговременная память –
процесс, обеспечивающий длительность и прочность сохранения полученной
информации. При этом долговременная память – это не склад фактов, а строго
организованное хранилище подработанной и систематизированной информации. Чем
четче организация, тем легче – использование. Хорошо организованная долговременная
память дает ответы быстро и без всяких усилий.

Наконец, оперативная
память – это процесс запоминания и удержания сведений, необходимых для
выполнения определенной деятельности. Она характерна временными рамками (период
деятельности) и черпает материал, как из кратковременной

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы